Тип урока: повторительно-обобщающий урок/.
Цели урока:
- повторить и закрепить основные понятия и формулы кинематики, применить их при решение задач;
- обобщить знания по основе главной задачи механики.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Если мы рассматривали повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики». Мы должны вспомнить основные понятия и формулы и применить их при решение задач. Для этого наш класс разбиваем на три группы, у каждой группы будет иметь своего руководителя. Руководитель будет отвечать за работу всей группы в целом.
2. Повторение пройденного материала
1. Что такое кинематика?
– Она изучает геометрические свойства движения.
2. Кинематика является составной частью более крупного размера. Какого именно?
– Механики
3. Какова основная задача механики?
– Научиться определять координаты тела в данный момент.
4. Основная задача кинематики.
а) Описание с помощью математических формул
графиков и таблиц – движение.
б) Определение физической величины
характеризующей движение.
5. О каком движении мы будем говорить в кинематике?
– Механическом
6. Выделите из приведенных ниже примеров пример
механического движения:
– движение велосипедиста по земле,
– движение земли вокруг солнца,
– хаотическое движение молекул.
7. Укажите признак отличающих механическое движения от других видов движения.
– Отличительным признаком механического движения от других видов движения. Является изменение положения тела относительно других тел.
8. Виды рассматриваемого механического движения, то используют термин «Материальная точка». Дать определение материальной точки.
– Тело разметом которого в данных условиях можно пренебречь.
9. Если из определения следуют словосочетание «в данных условиях движения». Изменится ли смысл определения?
– Изменится, тогда получится, что любое тело можно принять за материальную точку.
10. Из всех видов движения первым мы будем рассматривать прямолинейное равномерное движение. Дать определение прямолинейному равномерному движению.
– Тело за равный промежуток времени проходит равные перемещения.
11. Что означает выражение: скорость тела сохраняется?
– Скорость не изменяется не по величине не по направлению.
12. Справедливо ли утверждение: если тело движется равномерно прямолинейно, то скорость сохраняется?
13. Дать определение прямолинейному неравномерному движению.
– Тело за равные промежутки проходит неравное перемещение.
14. При рассмотрении прямолинейного неравномерного движения, встречается понятие таких скоростей – средней скорости, мгновенной скорости. Дайте определение мгновенной скорости.
– Скорость тела в данной точке в данный момент времени.
15. Рассчитать среднее значение скорости. Устно решаем задачу: велосипедист первую половину времени при переезде из одного пункта в другой ехал со скоростью 12 км/ч., а другую половину времени шел пешком со скоростью 4 км/ч. Определите среднюю скорость движения велосипедиста.
16. Дать определение прямолинейному равноускоренному движению.
– Скорость за равные промежутки времени изменяется равномерно.
17.Дать определение ускорению.
– Изменение скорости в единице времени.
18. Проверяем правильность физических формул по схеме: ускорение – скорость – перемещение – координата.
3. Решение задач на ускорение, скорость, перемещение, координаты (по группам).
Задача №1
Разгон пассажирского самолёта при взлёте длится 30 секунд. К концу разгона самолёт имел скорость 216 км./ч. Определите ускорение, с которым двигался самолёт.
Задача №2
Автомобиль двигался со скоростью 54 км/ч. Увидев красный свет светофора, шофёр на участке в 100 метров снизил скорость автомобиля до 18 км/ч. Определите ускорение, с которым двигался автомобиль.
Задача №3
Судя по спидометру, за одну минуту скорость автобуса изменилась с 36 км/ч до 72 км/ч. С каким ускорением двигался автобус?
Задача №4
Двигаясь со скоростью 54 км/ч, мотоциклист увидел препятствие, затормозил и остановился через 3 секунды. С каким ускорением двигался мотоциклист?
Задача №5
После удара о поверхность земли мяч движется вертикально со скоростью 15 м/с. Найди координату мяча над поверхностью земли через 1 секунду и через 2 секунды после начала движения. Дайте объяснения полученному результату.
Задача №6
Высота наклонной Пизанской башни 54,5 м. определите время свободного падения тела с этой башни. С какой скоростью тело упадёт на землю?
Задача №7
Центростремительное ускорение космонавта, вращающегося на центрифуге равно 4q.чему равно число оборотов в секунду, если радиус вращения 12 м.
Задача №8
Автомобиль движется по прямолинейному участку шоссе со скоростью 5 м/с. Находясь на расстоянии 100 м от земли, он начал разгоняться. Ускорение автомобиля 1 м/с2. определите положение автомобиля относительно здания через 10 с после начала разгона.
Задача №9
Тело движется под действием силы тяжести у поверхности земли вертикально вверх. Уравнение координат его движения имеет вид у = 8t – 4,9 t2, где у , х выражены в м, at – bc. Чему равна скорость тела через 1 с после начала движения?
4. Задания по графикам (Приложение 1)
1. Одновременно ли начали двигаться 2 тела?
2. Какое тело начало двигаться раньше и на сколько
секунд?
3. В одинаковом ли направлении двигались тела?
4. Каковы начальная и конечная координаты I и II
тела?
5. Сколько времени в пути находилось I и II тело?
6. Одновременно ли оба тела закончили движение?
7. Какое тело закончило позже движение и на
сколько секунд?
8. Назовите координаты точки встречи в метрах?
9. Какое расстояние прошли I и II тело?
5. Итог урока
6. Домашняя работа
Задания по группам из дидактического материала. Каждая группа выбирает по два задания для своего уровня