Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы кинематики"

Разделы: Математика


Тип урока: повторительно-обобщающий урок/.

Цели урока:

  • повторить и закрепить основные понятия и формулы кинематики, применить их при решение задач;
  • обобщить знания по основе главной задачи механики.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Если мы рассматривали повторительно-обобщающий урок по теме «Основы кинематики». Мы должны вспомнить основные понятия и формулы и применить их при решение задач. Для этого наш класс разбиваем на три группы, у каждой группы будет иметь своего руководителя. Руководитель будет отвечать за работу всей группы в целом.

2. Повторение пройденного материала

1. Что такое кинематика?

– Она изучает геометрические свойства движения.

2. Кинематика является составной частью более крупного размера. Какого именно?

– Механики

3. Какова основная задача механики?

– Научиться определять координаты тела в данный момент.

4. Основная задача кинематики.

а) Описание с помощью математических формул графиков и таблиц – движение.
б) Определение физической величины характеризующей движение.

5. О каком движении мы будем говорить в кинематике?

– Механическом

6. Выделите из приведенных ниже примеров пример механического движения:
– движение велосипедиста по земле,
– движение земли вокруг солнца,
– хаотическое движение молекул.

7. Укажите признак отличающих механическое движения от других видов движения.

– Отличительным признаком механического движения от других видов движения. Является изменение положения тела относительно других тел.

8. Виды рассматриваемого механического движения, то используют термин «Материальная точка». Дать определение материальной точки.

– Тело разметом которого в данных условиях можно пренебречь.

9. Если из определения следуют словосочетание «в данных условиях движения». Изменится ли смысл определения?

– Изменится, тогда получится, что любое тело можно принять за материальную точку.

10. Из всех видов движения первым мы будем рассматривать прямолинейное равномерное движение. Дать определение прямолинейному равномерному движению.

– Тело за равный промежуток времени проходит равные перемещения.

11. Что означает выражение: скорость тела сохраняется?

– Скорость не изменяется не по величине не по направлению.

12. Справедливо ли утверждение: если тело движется равномерно прямолинейно, то скорость сохраняется?

13. Дать определение прямолинейному неравномерному движению.

– Тело за равные промежутки проходит неравное перемещение.

14. При рассмотрении прямолинейного неравномерного движения, встречается понятие таких скоростей – средней скорости, мгновенной скорости. Дайте определение мгновенной скорости.

– Скорость тела в данной точке в данный момент времени.

15. Рассчитать среднее значение скорости. Устно решаем задачу: велосипедист первую половину времени при переезде из одного пункта в другой ехал со скоростью 12 км/ч., а другую половину времени шел пешком со скоростью 4 км/ч. Определите среднюю скорость движения велосипедиста.

16. Дать определение прямолинейному равноускоренному движению.

– Скорость за равные промежутки времени изменяется равномерно.

17.Дать определение ускорению.

– Изменение скорости в единице времени.

18. Проверяем правильность физических формул по схеме: ускорение – скорость – перемещение – координата.

3. Решение задач на ускорение, скорость, перемещение, координаты (по группам).

Задача №1

Разгон пассажирского самолёта при взлёте длится 30 секунд. К концу разгона самолёт имел скорость 216 км./ч. Определите ускорение, с которым двигался самолёт.

Задача №2

Автомобиль двигался со скоростью 54 км/ч. Увидев красный свет светофора, шофёр на участке в 100 метров снизил скорость автомобиля до 18 км/ч. Определите ускорение, с которым двигался автомобиль.

Задача №3

Судя по спидометру, за одну минуту скорость автобуса изменилась с 36 км/ч до 72 км/ч. С каким ускорением двигался автобус?

Задача №4

Двигаясь со скоростью 54 км/ч, мотоциклист увидел препятствие, затормозил и остановился через 3 секунды. С каким ускорением двигался мотоциклист?

Задача №5

После удара о поверхность земли мяч движется вертикально со скоростью 15 м/с. Найди координату мяча над поверхностью земли через 1 секунду и через 2 секунды после начала движения. Дайте объяснения полученному результату.

Задача №6

Высота наклонной Пизанской башни 54,5 м. определите время свободного падения тела с этой башни. С какой скоростью тело упадёт на землю?

Задача №7

Центростремительное ускорение космонавта, вращающегося на центрифуге равно 4q.чему равно число оборотов в секунду, если радиус вращения 12 м.

Задача №8

Автомобиль движется по прямолинейному участку шоссе со скоростью 5 м/с. Находясь на расстоянии 100 м от земли, он начал разгоняться. Ускорение автомобиля 1 м/с2. определите положение автомобиля относительно здания через 10 с после начала разгона.

Задача №9

Тело движется под действием силы тяжести у поверхности земли вертикально вверх. Уравнение координат его движения имеет вид у = 8t – 4,9 t2, где у , х выражены в м, at – bc. Чему равна скорость тела через 1 с после начала движения?

4. Задания по графикам (Приложение 1)

1. Одновременно ли начали двигаться 2 тела?
2. Какое тело начало двигаться раньше и на сколько секунд?
3. В одинаковом ли направлении двигались тела?
4. Каковы начальная и конечная координаты I и II тела?
5. Сколько времени в пути находилось I и II тело?
6. Одновременно ли оба тела закончили движение?
7. Какое тело закончило позже движение и на сколько секунд?
8. Назовите координаты точки встречи в метрах?
9. Какое расстояние прошли I и II тело?

5. Итог урока

6. Домашняя работа

Задания по группам из дидактического материала. Каждая группа выбирает по два задания для своего уровня