Цели: познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их при общении с незнакомыми людьми; развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, делать выводы и обобщать.
Оборудование: мультимедийная установка, мультфильм Машины сказки Волк и семеро козлят, презентация, учебник Окружающий мир 2 класс Н.Ф. Виноградова
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
II. Сообщение темы урока.
Просмотр мультфильма Машины сказки “Волк и семеро козлят”.
– Почему козлята оказались в беде?
– Сегодня мы будем изучать правила поведения с незнакомыми и подозрительными
людьми.
– Не все взрослые, звонящие в нашу дверь и проходящие на улице, благожелательно
настроены к нам. Можно ли по внешнему виду определить хороший человек или
плохой? Чтобы обезопасить себя от общения с плохими людьми, надо соблюдать
определенные правила. Их мы сформулируем к концу урока.
III. Изучение новой темы
1. Разговор с незнакомцем. Презентация. (Слайд 2)
– Что делать, если к тебе обратился незнакомый человек?
(Если спросили о том, где находится магазин или остановка, то вежливо ответить. Если незнакомец начинает о чем-то беседовать, то извинись и пройди мимо, отойди в сторону, не вступай в разговор.)
2. Заманчивое предложение. (Слайд 3)
– Если незнакомец разговаривать с вами, то обычно во время разговора чем-то хочет заманить. Отгадайте, какими предметами может заманить незнакомый человек ребенка.
- Эти маленькие штучки
Часто держат ваши ручки.
Любят взрослые и детки
Шоколадные… (конфетки). - Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком. (Кошка.) - Куклы, прыгалки, машинки,
Разноцветные картинки,
Танки, мячики, зверушки –
Это все мои… (игрушки). - Все решит и даст советы
И на все найдет ответы.
Это умный аппарат,
Каждый поиграть с ним рад. (Компьютер.) - Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
По улице везут. (Машины.)
– Чем еще могут вас заманить незнакомцы?
– Да, никто вас сразу не пугает, не хватает за руки и за ноги. Наивные и
доверчивые дети сами идут с незнакомцем.
3. Кричать или молчать. (Слайд 4)
– Иногда взрослый подходит к вам, называет по имени и представляется знакомым ваших родителей. Не надо сразу верить этому.
4. Кому открывать дверь. (Слайд 5)
– Подозрительные люди могут не только подойти к вам на улице, но и позвонить в дверь вашей квартиры. Вспомните сказку о сером волке.
На доске открываются изображения людей разных профессий.
– Рассмотрите этих людей. Кому из них вы откроете дверь, если вы одни дома без
взрослых? (Никому.) Кем еще могут представиться недоброжелатели?
– Можно ли сразу открывать дверь, если дома есть взрослые? (Нет, надо позвать
взрослых.)
Если нет взрослых, ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым. Вы не сможете проверить: правду ли сказал человек за дверью. Не вступайте с ним в разговор.
5. Разговор по телефону. (Слайд 6)
– Послушайте один телефонный разговор.
Девочка: Алло!
Мужчина: Кто говорит?
Девочка: Нина.
Мужчина: Это какая квартира?
Девочка: 182.
Мужчина: Взрослые дома есть?
Девочка: Нет. Я одна.
Мужчина: Сейчас придет сотрудник милиции. Откройте ему дверь.
Девочка: Хорошо.
– Правильно ли разговаривала Нина? Какие ошибки она допустила? Какое правило она нарушила?
6. Что нужно делать, если потерялся. (Слайд 7)
– Можно подойти к мамам и бабушкам, которые гуляют с детьми. (Слайд 8)
– Если потерялся в магазине, подойди к продавцу или кассиру. (Слайд 9)
– Лучше всего обратиться за помощью к полицейскому. (Слайд 10)
IV. Закрепление и подведение итогов.
– Мы разобрали много ситуаций, в которых вы можете оказаться.
– Рассмотрите рисунки. Какие правила поведения нарушают дети? Как они должны
были поступить?
– Сейчас разделимся на группы, и каждая группа запишет по одному правилу.
(работа по учебнику с иллюстрациями стр. 65.)
(Слайд 11)
Осторожней будьте,
Милые ребята:
Незнакомым людям
Доверять не надо!