Цели:
- автоматизировать звук [ р ] в слогах, словах и предложениях;
- закреплять понятия “звук”, “согласный звук”, “гласный звук”; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, образовывать множественное число существительных, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать фонематический слух, логическое мышление, артикуляционную моторику, мелкую моторику с помощью конструктора лего, воображение;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: рисунки героев мультфильма, предметные картинки со звуком [ р ], картинки для игры “Пексесо”.
Ход занятия
I. Организационное начало.
1. Приветствие.
Говорим всегда красиво
Смело и не торопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
– У нас в гостях сегодня Матроскин. Давайте ему покажем как мы научились рычать. Давайте для начала разомнем наш язычок.
2. Артикуляционная гимнастика.
“Заборчик-хоботок”, “Чищу зубы”, “Качели”, “Часики”, “Грибок” “Маляр”, “Лошадка” “Заведи моторчик”.
3. Игра “Собери подарки”.
– Матроскин собирается к Шарику в гости и не может отобрать подарки другу. Давайте поможем. Необходимо отобрать слова со звуком [ р ].
Ведро, савок, карандаш, машина, пароход, сок, пирог, мороженное.
4. Отгадывание загадки.
– Молодцы помогли собрать подарки. Теперь отправляемся в путь. А на чем поедем узнаете из загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
100 вагонов я тащу. (Паровоз.)
5. Звуковой анализ.
– Давайте слово паровоз обозначим квадратиками.
– Сколько звуков всего? Сколько гласных звуков? Сколько согласных Звуков?
6. Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
(Сжимают разжимают кулачки.)
Указательный пальчик, средний пальчик, безымянный пальчик и последний пальчик.
(Поочередно соединяют все пальцы с большим.)
Вместе пальчики друзья (Сжимают разжимают кулачки.)
Друг без друга им нельзя. (Хлопают в ладоши.)
7. Игра “Пексесо”.
(4-й лишний, Назови ласково, Один-много.)
8. Автоматизация в чистоговорках.
– Шарик ждал Матроскина на перроне. Шарик был очень рад встрече. И запел песенку. Повторяй за ним.
Ра – ра – ра – за горой стоит гора.
Ру – ру – ру – мышка спряталась в нору.
Дра – дра – дра – выльем воду из ведра.
Дро – дро – дро – на мосту стоит ведро.
9. Распутай небылицу.
– Матроскин начал рассказывать Шарику историю. Но от волнения перепутал слова. Помогите сделать предложения красивыми.
По небу летит…карета
По дороге едет…ракета
На лугу пасется…корона
У царя золотая корова
На березе сидит…ворота
Во дворе открыты…ворона
10. Автоматизация в скороговорках.
–Давай вспомним скороговорки которые учили на звук [ р ].
III. Итог занятия.
1. Постройка из лего.
– Ребят давайте в подарок Матроскину и Шарику построим подарок из лего. Что можно построить что бы в слове был звук [ р ]. (Предложения детей.)
– Давайте выберем из ваших предложений одно.
2. Заключительная беседа.
– С каким звуком работали?
– Что больше всего понравилось?
– Спасибо за подарок.