Урок русского языка "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель:

  • Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
  • Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Урок проходит в форме игры “Звездные войны”. На планету Республиканцев-повстанцев обрушилась Империя Безграмотность и похитила знамя Свободы “Пишем правильно”. С тех пор у республиканцев-повстанцев начались большие проблемы с написанием слов. Как решить проблему? Группа из 4 человек: Хан-Соло (Кравченко Никита), Люк Скайуокер (Красильников Дима), Магистр Йода (Низовцев Руслан), Принцесса Лея (Крылова Оля) решили сразиться с Империей и вернуть знамя. А выполнить эту непростую задачу можно при условии решения поставленных задач на уроке. Допускается ранения (незначительные ошибки). За каждое правильно выполненное задание воины получают кусочек от знамени, которое складывается в конце урока в одну картину, как пазлы.

Ход урока

Презентация.

Слайд 1–2. 1. Знакомство с героями.
Слайд 3. 2. Послушайте отрывок из сказки Пушкина.

ПИРОЖ_К лишь разломила
Да КУСОЧ_К прикусила.

  • Подумайте, какая ошибкоопасность кроется в этих слова:
  • В какой части слова пропущены буквы? Какие согласные буквы стоят перед гласными?
Слайд 4. Сформулируйте тему урока. Определите цель.
Слайд 5. 3. Работа с теоретическим материалом. Составление алгоритма.
  • Прочитайте правило в учебнике на стр. 106.
  • Что нужно выяснить, прежде чем применять правило?
  • Составление алгоритма в парах. Осуществляем проверку. На слайде появляется алгоритм с
    ошибкой, которую учащиеся должны обнаружить в пункте 4.
  1. Определяю часть речи (существительное).
  2. Определяю, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе).
  3. Куда падает ударение?
  4. Если на суффикс после шипящих – пишу О, в остальных случаях – Е.
  • Какие буквы пишутся в словах пирожок и кусочек?
 

Слайд 6.

 

Слайд 7.

4. Закрепление.
  • Упр. 253. Комментированное письмо.
  • Упр. 255.
  • Диктант. Проверяем упражнение на слайде. При проверке ученики должны найти 3 ошибки.
  • Игра “Не спутай кармашки”.

– Слова написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут
ее в соответствующий кармашек.
Ежонок, книжечка, рубашонка, крольчонок, ножонки, доченька, распашонка, крючок, стажер, ретушер.

– Словарная работа со словами ретушер, стажер.

  • Упр. 256

1. Прочитайте.

2. Инд.задание: записать в форме диалога. Индивидуальная работа на на компьютере.

3. Запишите слова с пропущенными буквами, распределяя их по группам (задание для класса):

В приставке В корне В окончании
Приобрел
Собеседник
Пренебрежительно
Говорите
Выяснил
Замечает
Разницы
В значении
 

4. Найдем слова, у которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное значение:
книжонку, книжечка. В чем разница между этими словами?

5. Проверяем ученика, выполнявшего индивидуальное задание.

Слайд 8–9 5. Рефлексия. Итоги игры. Собираем знамя (пазлы). Итак, Империя Безграмотности пала!
Республиканцы-повстанцы победили и отвоевали свое знамя “Пишем грамотно”.

Каким правилом пользовались, когда выполняли упражнения на уроке? Какие трудности испытывали?
Что получилось хорошо?

6. Домашнее задание.

7. Выставление оценок.

Список литературы:

  1. Русский язык. 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян и др., М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. 6 класс: Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./авт.-сост. С.С.Колчанова.-Волгоград: Учитель, 2007.