Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
- Научить анализировать, осмысливать материал, наблюдать и делать выводы.
- Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность, умение работать в команде.
Содержание темы: Данная тема программы 5 класса по учебнику: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И Шварцбурд. – 28-е изд. – М.: Мнемозина, 200 . -280 с.: ил.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Организационные формы общения: Индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний:
– повторение вопросов теории;
– устная работа. - Решение уравнений, задач на составление уравнений, диагностирующее уровень усвоения темы. Самостоятельная работа капитанов.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Анализ домашних сочинений и кроссвордов.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Оборудование к уроку:
- Список вопросов для повторения; жетоны для выбора вопроса.
- Карточки с заданиями для капитанов.
- Компьютер, проектор.
За несколько дней до открытого урока ученики получают список вопросов по данной теме и готовятся по ним самостоятельно. На уроке ученик вытаскивает жетон с номером, зачитывает вопрос под этим номером и отвечает на него. За каждый правильный ответ он получает 1 балл, который заносится в таблицу. Учет ведут присутствующие на уроке гости. Кроме вопросов ученики получили задание: написать сочинение или составить кроссворд по теме. Урок сопровождается показом презентации.
Ход урока
1. Мотивационная беседа и постановка цели.
2. Актуализация опорных знаний.
– Повторение вопросов теории:
- Какое выражение называется числовым?
- Как называется результат, полученный при выполнении действий в числовом выражении?
- Сколько значений может иметь числовое выражение?
- Какое выражение называется буквенным?
- Сколько значений может иметь буквенное выражение?
- Запишите и сформулируйте законы сложения.
- Запишите и сформулируйте законы вычитания.
- Как называются компоненты при сложении?
- Как называются компоненты при вычитании?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Какое равенство называется уравнением?
- Какое число называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Как проверить, верно ли решено уравнение?
Устная работа.
На экране по очереди появляются уравнения, которые ученики решают устно с подробным объяснением. Учитель записывает ответы на доске. Затем ученики располагают их в порядке возрастания и сравнивают правильность с ответами на экране.
Решите уравнения:
1. х + 15 = 43 (28);
2. 52 – b = 51 (1);
3. с – 30 = 100 (130);
4. 19 – y = 0 (19);
5. 25 + а = 25 (0);
6. х – 8 = 13 (21).
Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово:
0; 1; 19; 21; 28; 130.
У М Н И Ц Ы
3. Задания командам на карточках.
(По одному представителю от команды берут карточку с заданиями и в течение трех минут решают командой. Потом предлагают решения на доске. У каждого в тетради должно быть решение обоих заданий.)
1-я карточка. Решите уравнение двумя способами:
1-й способ
243 – (y + 83) = 112; |
2-й способ 243 – y – 83 = 112; |
Ответ: 48. Ответ: 48.
2-я карточка. Решите задачу с помощью уравнения.
В вагоне было несколько пассажиров. После того, как на остановке сошли 16 человек и вошли 8 человек, в вагоне стало 27 пассажиров. Сколько пассажиров было в вагоне первоначально?
Решение.
Пусть первоначально в вагоне было х пассажиров. После того, как на остановке сошли 16 человек и вошли 8 человек, в вагоне стало ((х-16)+8) или 27 пассажиров.
Составим уравнение:
(х – 16) + 8 = 27;
x – 16 = 19;
x = 35.
Итак, первоначально в вагоне было 35 человек.
Ответ: 35 человек.
Задания для капитанов (Игровой момент: кто-то из гостей зачитывает письмо, якобы пришедшее для учеников 5 класса. Его содержание может быть таким: “Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Я тоже учусь в 5 классе и знаю, что сегодня вы заканчиваете тему “Уравнения”. Я думал, что умею решать уравнения, но, как оказалось – не все. Я бы не побеспокоил вас, но сегодня мне приснился сон. Вот какой: утром я умылся и, позавтракав, как обычно отправился в школу. Но туда не дошел, а попал в какой-то город со странным названием “Уравнялкино”. И жители этого города тоже были необычные: числа, цифры, буквы разные, слагаемые, уменьшаемые и т. д. Ну это все понятно – все они из математики. Но что среди них делал восклицательный знак, я так и не понял. Они шумели, спорили и только восклицательный знак стоял в стороне и молча наблюдал за всем этим. Оказывается, жители этого города не могли решить уравнения с ним. Я тоже не могу. Помогите мне, пожалуйста. И сделать это я прошу капитанов команд. Думаю, что они-то решат. Заранее вас благодарю”)
№ 1. Решите уравнение:
3!*х = 72;
1*2*3*х = 72;
6*х = 72;
х = 72:6;
х = 12.
Ответ:12.
№ 2.
4!y = 24;
1*2*3*4*y = 24;
24y = 24;
y = 1.
Ответ:1.
4. Самостоятельная работа учащихся.
(Задания записаны на доске в двух вариантах.)
1-й вариант.
1. Решите уравнение. (38 + y) – 18 = 31.
2. Петя задумал число. Если его вычесть из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?
2-й вариант.
1. Решите уравнение: 63 – (25 + х) = 26;
2. Если из задуманного числа вычесть242, то получится 120. Каково задуманное число?
5. Анализ домашних сочинений и кроссвордов.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Приложение. Презентация.