Цель: познакомить учащихся с жанрами вокализа и инструментальной песни.
Задачи:
- Ввести новые понятия “вокализ”, “либретто”. Познакомить с творчеством композиторов П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова
- Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
- Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Тип урока: расширение и углубление знаний
Музыкальный материал: С.В.Рахманинов Вокализ, Концерт № 3для ф-но с орк; П.И.Чайковский “Грустная песенка”.
Дополнительный материал: портреты С.В.Рахманинова; П.И.Чайковского; Репродукция картины “Осень” И.Левитан
Применяемые технологии (элементы технологии ИКТ– презентация),
Здоровьесберегающие (элементы музыкотерапии).
Технология развития певческой культуры (элементы – певческая установка,
дыхательная гимнастика)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение новой темы.
Мы продолжаем разговор о взаимосвязи музыки и литературы. На предыдущих уроках выяснили: без стихов нельзя написать песню, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу или балет.
Слайд 2.
Пьеса, предназначенная для постановки на сцене, называется “Либретто”(итал. Книжечка).
Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, первоисточником которого служит литературное произведение, историческое событие, народная легенда.
– Как вы думаете, бывают ли песни без слов? (Ответы учащихся.)
III. Работа по теме урока.
Вспомните, на первом уроке вы пробовали спеть без слов песню “Просьба” А.Пахмутовой. Что произошло?
1. Вокальная работа.
Дыхательная гимнастика(певческая установка – сесть ровно, плечи расправить, держа голову прямо. Техника распределения дыхания – вдох, через нос, плечи не поднимаем, задержка дыхания, бесшумный выдох.
Попевка на главную мелодию “Утро” Э.Грига. Слайд 3.
Протяжно, певуче
Солнышко всходит и небо синеет,
Природа проснулась и утро встает.
2. Вопросы и задания.
- Пропойте мелодию Э.Грига со словами.
- Какие гласные звуки и динамические оттенки потребуются, чтобы с помощью музыки нарисовать утро?
Слайд 4.
– Вспомните, исполняли ли вы какие-нибудь произведения без слов? (В четвертом классе мы исполняли на слог “ля” мелодию из Концерта № 3 С.В.Рахманинова.)
Слайд 5 (Портрет композитора Сергея Рахманинова.)
3. Слушание произведения С.В.Рахманинова “Вокализ”.
Сейчас прозвучит прекрасное произведение, которое композитор написал специально для пения, но без слов и назвал его “вокализ”.
Слайд 6.
Вокализ – от латинского vocalis – звучащий, поющий. Так называются песни без слов.
Рассказ о композиторе С.В.Рахманинове.
Прежде чем прозвучит музыка, мы обратимся к биографии композитора. Его портрет перед вами. Родился Сергей Васильевич Рахманинов 1апреля 1873 года в имени Онега, Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4х лет обучался музыке. Занималась с ним мама. Успешно окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935 года окончательно поселился в США. С.Рахманинов завоевал славу величайшего пианиста мира.
Свой “Вокализ” он посвятил великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой.
Слайд 7. (Портрет А.Н.Неждановой.)
Сама певица вспоминала: “Все его произведения отличаются большой глубиной чувств, а так же проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно их петь нельзя…
…В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны С.Рахманинова. Он написал для меня и посвятил мне чудесный “Вокализ”. Это талантливое, чудесное произведение, написанное с большим художественным вкусом, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: “Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.
– Внимательно вслушайтесь в выразительные интонации голоса исполнительницы “Вокализа”.
– Помогает ли фортепиано солистке выражать чувства и мысли? Придумайте название произведения.
Слайд 8.
4. Слушание “Вокализа” С.Рахманинова.
– Какие чувства и мысли у вас вызывает музыка Рахманинова?
(После обсуждения учащиеся приходят к выводу: льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Песня без слов, но ясно, что это – рассказ о чем то близком и дорогом.)
Слайд 9.
Для творчества композитора С.В.Рахманинова характерно:
- Связь с народной песенностью, широта, грусть, напевность, неторопливость;
- Близость к человеческой речи(говорящая мелодия), взволнованность.
Сейчас прозвучит вокализ в другом исполнении.
5. Слушание “Вокализа” в инструментальной обработке.
– Изменилось ли ваше впечатление от того, что исполняют его инструменты?
Многие композиторы нередко сочиняли произведения для различных инструментов и называли их песнями, романсами, песенками, песнями без слов. Есть такие бессловесные песни и у П.И.Чайковского. В них настолько певучие мелодии, что при исполнении мы ясно слышим, как главный голос поет мелодию, а остальные аккомпанируют. Иногда к главному голосу присоединяется второй, и оба вдвоем поют дуэтом, так как это бывает в настоящих песнях.
6. Сравнение музыкального произведения с картиной.
Слайд 10. (Портрет П.И.Чайковского.)
Сведения о композиторе:
П.И.Чайковский (7 мая 1840 – Воткинск, Вятской губернии, 6.11 1873 Петербург.)
Русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель.
“Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, находящих в ней утешение и опору”.(П.И.Чайковский)
Звучит “Грустная песенка” П.И.Чайковского.
Слайд 11. Репродукция “Осень” Левитан.
Сравните “Грустную песенку” П.Чайковского с картиной И.Левитана “Осень”.
Сравните фразы у Рахманинова в “Вокализе”(фразировка неровная, взволнованность) и у Чайковского (широта фраз, близость к русской народной песне).
Вывод: музыкальный язык обоих композиторов очень близок.
В завершении урока, предлагаю вам исполнить песню В.Шаинского “Уголок России”.
Слайд 12.
Исполнение песни “Уголок России”.
Д/з: составить дома кроссворд из новых слов, имен композиторов, названий произведений.
Итог урока.
– Вам понравился урок?
Как взаимосвязаны мелодия и текст?
– Что характерно для песни без слов?
Песня и мелодия неразделимы. В музыке существуют песни без слов, и они нам понятны.
Выставление оценок.