Тип: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Задачи урока:
- рассмотреть различные проявления экологического кризиса, уяснить его сущность и проанализировать причины возникновения. Подвести учащихся к пониманию необходимости защиты окружающей среды.
- продолжить формирование умений анализировать текст, делать выводы, излагать свою точку зрения на проблемные вопросы способствовать повышению эффективности восприятия информации.
- способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за свои поступки. Уважения и любви к природе.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока:
- Учебник. Введение в обществознание. 8–9 кл. Под редакцией Л. Н. Боголюбова.
- Приложение 1.
- Приложение 2.
- Приложение 3. Презентация «Экологический кризис».
Стадия технологии |
Деятельность учителя (что?) |
Деятельность ученика |
1. Стадия вызова |
Мы с вами уже говорили о том, что человек своей
природной деятельностью активно вторгается в природную среду. Причем с
возрастанием масштабов этой деятельности усиливается ее отрицательное
воздействие на многие природные процессы, необходимые для существования
самой жизни. Сейчас вы получите статистические данные. Прочитайте их внимательно и подумайте о каких последствиях для нашей земли они свидетельствуют? Итак как вы уже поняли тема нашего урока «У роковой черты» Нам предстоит разобраться с понятиями экологический кризис, экологическая катастрофа и последствиями хозяйственной деятельности, которая является главной причиной экологических проблем. Класс делится 2 группы. 1-я группа пишет синквейн – экологическая катастрофа 2-я группа пишет синквейн – экологический кризис |
Внимательно читают текст.
Пишут синквейн. Экологический кризис Нарастающий, устрашающий разрастается, настигает, влияет Ощущаю. страшусь Угроза. Экологическая катастрофа. Ужасная, непоправимая, произошла, грянула, повлекла. Предотвращу, постараюсь |
2. Стадия осмысления |
Ребята! Сейчас мы будем с вами работать в 3 группах.
Ваша задача заключается в том, чтобы вы изучили материал, досконально
разобрались в нем, обсудили его, представили материал в удобной для вас
графической форме и подготовились к презентации продукта вашей
совместной работы. Затем мы составим общую схему (таблицу или кластер)
После обсуждения общей схемы, учитель раздает карточки с заданиями. Задание 1 Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса: а) бизнес и индустрия (забота только о производстве); Задание 2 Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса: а) ухудшение среды обитания человека; Задание 3 Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа».. Что из названного ниже по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе: а) авария на Чернобыльской АЭС; Ребята! Я думаю, что сегодня на уроке вы поняли, какая серьезная опасность грозит нашей земле. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Экологическая катастрофа». Теперь я прошу вас вспомнить все, о чем мы узнали и подумать о том как мы можем предотвратить эту катастрофу. Напишите пожалуйста эссэ на одну из тем (на выбор) |
1-я команда работает над понятием экологический кризис. 2-я команда выполняет работу по выявлению последствий хозяйственной деятельности. 3-я команда работает над понятием экологическая катастрофа Самостоятельно выполняют задания на карточках на отметку. |
3. Рефлексия |
«Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить
естественные потребности» (Сенека) «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» (Достоевский) «Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит» (Энгельс) Домашнее задание: 1. Учебник стр. 52–54. Работа со словарем:
Письменно выполнить задание 4 на стр. 55. Определите пути выживания в современных условиях, некоторые выдвигают лозунг «Назад – к пещере!», а другие призывают «Вперед – к искусственной биосфере!». Изложи свою позицию в решении проблемы. Домашнее задание. |
Пишут эссе и сдают учителю. Записывают домашнее задание. |