Внеклассное мероприятие по развитию речи. 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • расширить познания детей о животных тундры;
  • воспитывать уважение к людям, живущим в тундре;
  • развивать речь и фантазию.

Оформление и оборудование на сцене:

  • макет чума;
  • картины:
    • рыбака;
    • оленевода;
    • чума

Действующие лица:

  • Сказочница;
  • Мальвина  
  • Буратино 
  • Девочка   
  • Оленевод
  • Рыбак
  • Чтецы:

1 чтец – стихотворение «Олень»,
2 чтец – стихотворение «Рыбак»;
3 чтец – стихотворение «Волк»;
4 чтец – стихотворение «Собака»

Сказочница: (Презентация, слайд 2)

Мы всех, кто верить в чудеса,
Зовём с собою в сказку эту.
И волшебство на полчаса
Вас покорит – сомненья нету!
Ведь чудо в каждом есть из вас,
Лишь стоит только потрудиться.
А смелость, ум и доброта
Помогут вам всего добиться!

Появляются Буратино и Мальвина.

Мальвина: Доброе утро, Буратино. Сегодня наш урок будет посвящён изучению природы северного края, жизни людей и животных.
И мы с тобой отправимся в небольшое путешествие.

Песня о Севере (Приложение 2)

Мальвина: Кто отгадает, куда мы отправимся?

На экране – слайды 3-8 о тундре. Дети отвечают из зала.

Буратино: А на чём мы туда доберёмся? Ведь это очень далеко.

Мальвина: Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? (Называют.)
– А какой вид транспорта используют для передвижения на Севере?
– На одном из них мы сегодня и отправимся в путешествие. Догадались, на каком?
– Правильно, полетим на вертолёте. (Слайд 9)

Песня «Если с другом вышел в путь» (Приложение 1)

Буратино: Ну, полетели! (Гул вертолёта. Снимок вертолёта – слайд 9)

На экране – снимки тундры. (Слайды 10-18)

Сказочница:

Как в краю метель-буранном,
Ледовито-океанном,
На оранжевой ноге
Скачет сказка вдалеке.
Прыгом скоком, прыгом скоком,
Видит сказка синим оком,
Выбирает, что ей взять
И ребятам рассказать.
Рыщет, смотрит в оба,
Видит тридцать три сугроба,
За сугробами – река,
Это Обь, наверняка.
Бьёт волна, как мяч футбольный,
С посвистом и шумом,
Рядом домик треугольный,
Он зовётся…чумом

(Слайд 19)

Вертолёт приземляется рядом с чумом. Гости выходят и оглядываются.

Мальвина: и первая наша остановка у…   Где? Правильно. У чума.

Из чума выходит девочка.

Девочка: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости: Здравствуй, девочка.

Буратино, показывая на чум, спрашивает, а это что такое?

Девочка: Чум – это жилище северного народа. Северный народ ведёт кочевой образ жизни. Когда вокруг чума заканчивается корм для оленей, жители чума собирают его и переезжают на другое место. Всю одежду женщины шьют сами из шкур оленей

На проекторе слайды 20-21 с изображением  одежды, которая украшена  орнаментом.

Девочка: У каждой семьи свой узор и украшение одежды.
Я хочу предложить вам самим украсить  одежду.

Мальвина, Буратино и 2 человека из зала украшают, звучит весёлая музыка.

 Девочка: Я хочу подарить тапочки Буратино, чтобы у него ножки зимой не мёрзли.  (Дарит Буратино тапочки.)

Мальвина: Спасибо за всё, но нам пора лететь дальше. Полетели.  (Слайд 22)

Герои улетают. На экране – слайды о рыбаках. Гости подлетают к рыбаку. (Слайды 23-25)

Рыбак: милости просим ко мне в гости!

Стихотворение о рыбаке:

На лов отплывает рыбак на рассвете,
Когда ещё спят и хозяйка и дети.
Рыбак потаённые знает места
И первую рыбу целует в уста.

Рыбак: Давайте поиграем, игра называется «Ловись, рыбка».

Игра со зрителями: «Ловись, рыбка»

Рыбак: Я хочу подарить вам по рыбке

Мальвина: Погостили, отдохнули, теперь полетели дальше. (Слайд 26)

Герои улетают. На экране – слайды про оленей. (Слайды 27-30). Подлетают к оленеводу.

Буратино: Кто это бегает по тундре? Я таких животных ещё не видел.
– Ребята, кто это?

Дети отвечают.

Стихотворение об олене:

Олень! Он в упряжке – живая струна!
С глазами, как черные очи Ямала!
Ты знаешь, оленю какая цена?
Хорошая песня цены не знавала.

Оленевод: Очень трудно одному мне пасти оленей, ведь в тундре много голодных и злых волков. (Слайд 31)

Бродит по тундре холодной
Злой и голодный тундровый волк.
Бегите, олени!  Зверята, спасайтесь!
И ты, человек, будь всегда начеку.
Трусливые, слабые, не попадайтесь
На волчьем крутом беспощадном веку.

Оленевод: Но у меня есть мой верный помощник (Слайд 32)

Загадка о собаке

Когда врага почует вдруг.
Рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг,
Глазами улыбается.
Другу верному верна…
Угадай-ка: кто она?

Оленевод: Правильно, собака

Оленевод: Какие ещё животные обитают в тундре? Отгадайте загадки: (Слайды 33-36)

Как в тундре снег,
Белым-бела,
Летит полярная …  (сова)

В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Чёрно-серебристая.
Шубонька пушистая. (Лиса)

На конце холма чернеет уголёк (песец)

Кто на льдине зимой холодной,
Ловит рыбу лапой огромной? (Медведь)

Буратино показывает на нарты: А это что такое? (Слайды 37, 38)

Оленевод: Это нарты. Олень возит на них людей и груз.

Игра: прыжки через «нарты» (кубики)

Мальвина: Я думаю, нам пора отправляться домой. Наш урок подходит к концу.

Мальвина (обращаясь к залу): Ребята, кто ответит, где мы сегодня побывали? С какими людьми и животными мы повстречались? (Дети отвечают.)

Буратино: Спасибо тебе, Мальвина, я  много узнал интересного и полезного во время этого путешествия.

Гости улетают. (Слайды 39-41)

На экране слова:

Мальвина:

Праздник, праздник весело гремел,
Веселился каждый, кто хотел.
Но пришёл к нам расставанья час.
До свиданья! Всех мы любим вас! (Слайд 42)

Песня «Если с другом вышел в путь» (Приложение 1)

Список использованных источников информации

  1. «Северные родники» – литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-ненецкого автономного круга.
  2. Раскраска «Животные», «Сказочные герои» – Светлана Вохринцева
  3. «Этюды о тундре» – альманах ЯНАО
  4. Педсовет №12 2009г. – Л.В.Дякуй