Цели и задачи:
- расширить познания детей о животных тундры;
- воспитывать уважение к людям, живущим в тундре;
- развивать речь и фантазию.
Оформление и оборудование на сцене:
- макет чума;
- картины:
- рыбака;
- оленевода;
- чума
Действующие лица:
- Сказочница;
- Мальвина
- Буратино
- Девочка
- Оленевод
- Рыбак
- Чтецы:
1 чтец – стихотворение «Олень»,
2 чтец – стихотворение «Рыбак»;
3 чтец – стихотворение «Волк»;
4 чтец – стихотворение «Собака»
Сказочница: (Презентация, слайд 2)
Мы всех, кто верить в чудеса,
Зовём с собою в сказку эту.
И волшебство на полчаса
Вас покорит – сомненья нету!
Ведь чудо в каждом есть из вас,
Лишь стоит только потрудиться.
А смелость, ум и доброта
Помогут вам всего добиться!
Появляются Буратино и Мальвина.
Мальвина: Доброе утро, Буратино.
Сегодня наш урок будет посвящён изучению природы
северного края, жизни людей и животных.
И мы с тобой отправимся в небольшое путешествие.
Песня о Севере (Приложение 2)
Мальвина: Кто отгадает, куда мы отправимся?
На экране – слайды 3-8 о тундре. Дети отвечают из зала.
Буратино: А на чём мы туда доберёмся?
Ведь это очень далеко.
Мальвина: Ребята, а какие виды
транспорта вы знаете? (Называют.)
– А какой вид транспорта используют для
передвижения на Севере?
– На одном из них мы сегодня и отправимся в
путешествие. Догадались, на каком?
– Правильно, полетим на вертолёте. (Слайд 9)
Песня «Если с другом вышел в путь» (Приложение 1)
Буратино: Ну, полетели! (Гул вертолёта. Снимок вертолёта – слайд 9)
На экране – снимки тундры. (Слайды 10-18)
Сказочница:
Как в краю метель-буранном,
Ледовито-океанном,
На оранжевой ноге
Скачет сказка вдалеке.
Прыгом скоком, прыгом скоком,
Видит сказка синим оком,
Выбирает, что ей взять
И ребятам рассказать.
Рыщет, смотрит в оба,
Видит тридцать три сугроба,
За сугробами – река,
Это Обь, наверняка.
Бьёт волна, как мяч футбольный,
С посвистом и шумом,
Рядом домик треугольный,
Он зовётся…чумом
(Слайд 19)
Вертолёт приземляется рядом с чумом. Гости выходят и оглядываются.
Мальвина: и первая наша остановка у… Где? Правильно. У чума.
Из чума выходит девочка.
Девочка: Здравствуйте, гости дорогие!
Гости: Здравствуй, девочка.
Буратино, показывая на чум, спрашивает, а это что такое?
Девочка: Чум – это жилище северного народа. Северный народ ведёт кочевой образ жизни. Когда вокруг чума заканчивается корм для оленей, жители чума собирают его и переезжают на другое место. Всю одежду женщины шьют сами из шкур оленей
На проекторе слайды 20-21 с изображением одежды, которая украшена орнаментом.
Девочка: У каждой семьи свой узор и
украшение одежды.
Я хочу предложить вам самим украсить одежду.
Мальвина, Буратино и 2 человека из зала украшают, звучит весёлая музыка.
Девочка: Я хочу подарить тапочки Буратино, чтобы у него ножки зимой не мёрзли. (Дарит Буратино тапочки.)
Мальвина: Спасибо за всё, но нам пора лететь дальше. Полетели. (Слайд 22)
Герои улетают. На экране – слайды о рыбаках. Гости подлетают к рыбаку. (Слайды 23-25)
Рыбак: милости просим ко мне в гости!
Стихотворение о рыбаке:
На лов отплывает рыбак на рассвете,
Когда ещё спят и хозяйка и дети.
Рыбак потаённые знает места
И первую рыбу целует в уста.
Рыбак: Давайте поиграем, игра называется «Ловись, рыбка».
Игра со зрителями: «Ловись, рыбка»
Рыбак: Я хочу подарить вам по рыбке
Мальвина: Погостили, отдохнули, теперь полетели дальше. (Слайд 26)
Герои улетают. На экране – слайды про оленей. (Слайды 27-30). Подлетают к оленеводу.
Буратино: Кто это бегает по тундре? Я
таких животных ещё не видел.
– Ребята, кто это?
Дети отвечают.
Стихотворение об олене:
Олень! Он в упряжке – живая струна!
С глазами, как черные очи Ямала!
Ты знаешь, оленю какая цена?
Хорошая песня цены не знавала.
Оленевод: Очень трудно одному мне пасти оленей, ведь в тундре много голодных и злых волков. (Слайд 31)
Бродит по тундре холодной
Злой и голодный тундровый волк.
Бегите, олени! Зверята, спасайтесь!
И ты, человек, будь всегда начеку.
Трусливые, слабые, не попадайтесь
На волчьем крутом беспощадном веку.
Оленевод: Но у меня есть мой верный помощник (Слайд 32)
Загадка о собаке
Когда врага почует вдруг.
Рычит и огрызается.
А если к ней подходит друг,
Глазами улыбается.
Другу верному верна…
Угадай-ка: кто она?
Оленевод: Правильно, собака
Оленевод: Какие ещё животные обитают в тундре? Отгадайте загадки: (Слайды 33-36)
Как в тундре снег,
Белым-бела,
Летит полярная … (сова)В наших северных лесах
Есть красавица в мехах,
Чёрно-серебристая.
Шубонька пушистая. (Лиса)На конце холма чернеет уголёк (песец)
Кто на льдине зимой холодной,
Ловит рыбу лапой огромной? (Медведь)
Буратино показывает на нарты: А это что такое? (Слайды 37, 38)
Оленевод: Это нарты. Олень возит на них людей и груз.
Игра: прыжки через «нарты» (кубики)
Мальвина: Я думаю, нам пора отправляться домой. Наш урок подходит к концу.
Мальвина (обращаясь к залу): Ребята, кто ответит, где мы сегодня побывали? С какими людьми и животными мы повстречались? (Дети отвечают.)
Буратино: Спасибо тебе, Мальвина, я много узнал интересного и полезного во время этого путешествия.
Гости улетают. (Слайды 39-41)
На экране слова:
Мальвина:
Праздник, праздник весело гремел,
Веселился каждый, кто хотел.
Но пришёл к нам расставанья час.
До свиданья! Всех мы любим вас! (Слайд 42)
Песня «Если с другом вышел в путь» (Приложение 1)
Список использованных источников информации
- «Северные родники» – литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-ненецкого автономного круга.
- Раскраска «Животные», «Сказочные герои» – Светлана Вохринцева
- «Этюды о тундре» – альманах ЯНАО
- Педсовет №12 2009г. – Л.В.Дякуй