Пояснительная записка.
Важной задачей воспитания на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, истории своего края.
Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Для этого нужно проводить работу по формированию у школьников чувства любви к Родине, к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей среды; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Воспитывать потребность в изучении, сохранении природы родного края, историко-культурного наследия. Прививать учащимся чувства глубокого уважения к ветеранам войны и труда. Способствовать развитию у детей творческих способностей через приобщение к народной культуре.
Краеведение является важным моментом в формировании исторического и патриотического сознания детей и способствует желанию трудиться на благо родного города Архангельска.
Цель программы.
Способствовать воспитанию гражданина России – патриота малой родины, знающего и любящего свой город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принимать активное участие в его развитии.
Задачи программы.
- Создать условия для воспитания гражданственности через изучение истории родного края.
- Создать условия для ознакомления с историей и современной жизнью Архангельска.
- Создать условия для формирования у учащихся готовности трудиться на благо Архангельска.
Программа рассчитана на 2 года (2012-2013 уч. г., 2013-2014 уч.г.), 8 и 9 классы, возраст 14-16 лет.
Реализация программы предполагается через приоритетные блоки.
- Мой город
- Исторические места моего города.
- Мои земляки.
Этапы реализации программы.
1 этап: блок «Мой город» –
- 2012-2013 учебный год. (8 класс, 1-3 четверти).
2этап: блок «Исторические места моего города»–
- 2012 -2013 учебный год. (8 класс, 4 четверть).
- 2013-2014 учебный год (9 класс, 1 и 2 четверти).
3 этап: блок «Мои земляки»–
- 2013-2014 учебный год (9 класс, 3 и 4 четверти).
Формы реализации задач.
- Дискуссии, диспуты, конференции.
- Ролевые, деловые, образовательные игры.
- Экскурсии, уроки в музее.
- Соревнования, викторины, интеллектуальные марафоны.
- Проекты, проектные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Участие в общешкольных и городских мероприятиях.
- Конкурсы, кроссворды.
- Круглый стол, встречи с интересными людьми.
- Презентации, доклады, рефераты.
- Цикл книжных выставок, фотовыставка, выставка рисунков.
- Устный журнал, лекции, беседы, слово учителя.
- Посещение драмтеатра, кинотеатра, библиотеки.
- Оформление стенда, фотоальбома, альбома с рисунками.
- Проведение диагностики, мониторинга.
- Литературно-музыкальная композиция.
- Встречи в центре по трудоустройству.
Блок «Мой город».
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлении системе образования России, так как способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Нельзя научиться по настоящему любить свою Родину, не зная истории своего народа, культуры, фольклора, традиций своего края.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, это поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Задачи.
- Создать условия способствующие развитию гражданской активности, патриотизма, уважение к истории и традициям своей Родины, своего края.
- Создать условия способствующие получению и расширению знаний учащихся об истории города Архангельска.
Формы реализации задач.
- Цикл книжных выставок.
- Устный журнал.
- Презентации.
- Викторины.
- Занятие в музее, в библиотеке.
- Фильм.
- Доклады.
- Лекции.
- Конкурс рисунков.
- Фотовыставка.
Содержание программы.
Мой город (10 ч.)
Познакомить с историей основания нашего города .Показать способы накопления исторических знаний по истории края, способы работы с архивами, картами. Изучить историю создания герба города . Практическое занятие: экскурсия в музей, проведение конкурса на лучший эскиз герба нашей школы. Виды музеев. Их назначение. Экскурсия в музей. Как развивался Архангельск в советское время. Какие изменения происходят в наши дни. Учить делать презентации. Дать навыки и умения проводить исследовательскую деятельность. Сообщить о дате и причине рождения города. Одно из первых упоминаний в истории российской о новом северном городе относится к 1584 году, когда "писана на Москве" грамота царя Ивана Грозного двинским воеводам П.А. Нашекину и А.Н.Залешанину-Волохову с указанием "поставить город". Первыми строениями вокруг Михайло-Архангельского монастыря были крепость, гостиные дворы для купцов и морская пристань.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться своей малой родиной, изучает ее историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.
- Появится интерес к изучению истории города Архангельска.
План реализации программы.
Блок | Мероприятия | Класс | Сроки | Место проведения | |
Мой город | 1 | Организационное занятие (слово учителя, беседа, первичная диагностика). | 8 «А» | Сентябрь | Гимназия №24 |
2 | История основания нашего города: «И вечен ты, Архангел-град». | 8 «А» | Сентябрь | Детская библиотека им.Е.С. Коковина | |
3 | Фильм «Под крылом Архангела». | 8 «А» | Октябрь | Детская библиотека им.Е.С. Коковина | |
4 | История основания нашего города «Мой белый город над Двиной» – виртуальная экскурсия. | 8 «А» | Октябрь | Детская библиотека им.А.П. Гайдара. | |
5 | История основания нашего города(презентации учащихся). Фотовыставка, конкурс рисунков. | 8 «А» | Ноябрь | Гимназия №24 | |
6 | Архангельск – город воинской славы. | 8 «А» | Декабрь | Детская библиотека им.Е.С. Коковина | |
7 | Архангельск в советское время. | 8 «А» | Январь | Краеведческий музей | |
8 | Архангельск в наше время. | 8 «А» | Февраль | Гимназия №24 | |
9 | Итоговое занятие «История основания нашего города». Презентации учащихся по теме «Архангельск в будущем». | 8 «А» | Февраль | Гимназия №24 | |
10 | Игра «Что, где, когда?». Подведение итогов по теме «Мой город». | 8 «А» | Март | Гимназия №24 |
Полностью текст работы приведен в Приложении.