Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- ввести основные понятия механического движения: относительность движения, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение;
- ввести понятие скорости как физической величины, формулу и единицы ее измерения.
- Воспитательные:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики;
- Развивающие:
- развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования;
- формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Домашнее задание: §§13-14, упр. 3 (устно).
III. Объяснение нового материала
1. Начинаем урок с объявления новой темы урока и
попробуем ответить на вопрос: «Что нам позволяет
судить о том, движется тело или покоится?». После
ответов учащихся цитируем отрывок стихотворения
А.С.Пушкина «Движение» (см. рис. 1).
В отрывке прозвучал очень важный момент,
необходимый для рассуждения о том движется тело
или покоится. А именно, относительно каких тел
происходит или не происходит движение. Как можно
определить движется тело или покоится?
Рис. 1 (Презентация, слайд 2)
2. Относительность движения.
Для того чтобы выделить такой характерный признак механического движения как относительность, рассмотрим и проанализируем простой опыт с движущейся по столу тележкой. Рассмотрим относительно каких тем она движется, а относительно каких покоится.(см. рис. 2, 3).
Рис. 2 (Слайды 4-10).
Рис. 3 (Слайд 11).
IV. С целью закрепления материала решаем следующие задачи:
Задача 1. Укажите относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии, груз в прицепе автомобиля.
Задача 2. Относительно каких тел покоится и относительно каких тел движется человек, стоящий на тротуаре?
Рис. 4 (Слайд 12).
Задача 3. Перечислите, относительно каких тел водитель движущегося трамвая находится в состоянии покоя.
Ученики обычно отвечают, что человек находится в покое относительно тротуара, дерева, светофора, дома и движется относительно едущего по дороге автомобиля. В этой ситуации следует обратить внимание учеников, что человек, как и Земля, движется со скоростью 30 км/с относительно Солнца.
3. Траектория движения.
Далее вводим понятие траектории и в зависимости от ее формы выделяем два вида движения: прямолинейное и криволинейное. Внимание учеников прежде всего обращаем на движение таких тел, траектории которых бывают хорошо видимы (см. рис. 5). Здесь же вводим понятие о пройденном пути как о физической величине, измеряемой длиной траектории, по которой тело движется в течение некоторого промежутка времени. В связи с этим повторяем известные из курса математики основные единицы измерения длины.
Рис. 5 (Слайд 15).
Задача 4. Установите соответствие между примером механического движения и видом траектории.
ПРИМЕР ВИД ТРАЕКТОРИИ
А) падение метеора 1) окружность
Б) движение стрелки секундомера 2) кривая
В) падение капли дождя в безветренную 3) прямая
погоду.
Задача 5. Выразите пройденный путь в метрах:
65
км
0,54
км
4
км 300 м
2300
см
4 м 10 см
(Слайд 16).
4. Прямолинейное равномерное движение
Рассмотрим далее какие виды движения существуют ? Определим какое движение называют равномерным. Движение при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Рассмотрим пример прямолинейного равномерного движения (см. рис. 6).
Рис. 6 (Слайды 17-23)
5. Прямолинейное неравномерное движение
Более распространенный вид движения – прямолинейное неравномерное движение. Это движение при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути. Рассмотрим на примере движения велосипедиста (см. рис .7).
Рис. 7 (Слайды 24-30).
Задача 6. Какие из перечисленных тел движутся прямолинейно: луна, лифт, автомобиль на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, человек на эскалаторе.
V. Подведение итогов урока