Цели:
- Закреплять знания содержания русских народных сказок и сказок о животных.
- Поддерживать желание слушать сказочные загадки и правильно отвечать на них.
- Поощрять желание детей участвовать в театрально – игровой деятельности, побуждать их включаться в беседу, отвечать на вопросы педагога.
- Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы.
- Развивать речевые умения.
Предварительная работа:
- Рассказывание русских народных сказок и сказок о животных.
- Анализ поступков сказочных героев и высказывание своего отношения к ним.
- Рассказывание сказок по ролям; обыгрывание сказок.
- Изготовление атрибутов для сказок: “Колосок”, “Два жадных медвежонка”, “Петушок и чудо-меленка”.
Оборудование: колобок – мяч, сыр (из папье-маше), камень (из картона), волшебный клубочек – клубок ниток любого цвета; выставка книг: русские народные сказки и сказки о животных по возрасту детей.
Действующие лица: Лиса, Медвежата, Царевна-Несмеяна, Сказочник.
Ход литературной викторины
Ведущая:
Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька журчала.
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот.
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!
Ведущая: Дети, сегодня, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса, а называется эта страна – “Страной сказки”. Смотрите, а вот и веревочка от волшебного клубочка. Интересно, куда она нас приведет? Пошли!
(Звучит быстрая, энергичная музыка, в зале появляется “Колобок”.)
Ведущая: Что это? Сюда кто-то спешит!
(За “Колобком” вбегает “Лиса”.)
Лиса: Куда это я попала?
Дети: В детский сад!
Лиса: А вы не видели здесь Колобка?
Дети: Видели
Лиса: Отдайте мне его поскорей, я его съем!
Дети: Не отдадим!
(Встают в круг и передают “Колобка” друг другу. “Лиса” за кругом старается отобрать у детей “Колобка”.)
Лиса: Ну, хорошо, тогда отгадайте мои загадки. Отгадаете, “Колобок” останется у вас, не отгадаете, заберу себе.
Загадка 1. “Кто назовет больше всех сказок обо мне?” (“Два жадных медвежонка”, “Лисичка – сестричка и Серый волк”, “Лисичка со скалочкой”, “Кот, петух и лиса”, “Заюшкина избушка”, “Бычок, смоляной бочок” и др.)
Загадка 2. “Кто в сказках были моими друзьями?” (Колобок, сестрица Аленушка, братец Иванушка, петух, волк, Кащей-Бессмертный, кот, заяц, Медведь.)
Загадка 3. “В какой русской народной сказке я, лисичка – сестричка перехитрила волка дважды?” (“Лисичка – сестричка и Серый волк”).
Лиса: Ну, что же, забирайте своего “Колобка”, а я в лес побежала, загостилась я тут у вас, а меня дома мои дочки ждут не дождутся. Встретимся в сказке!
Ведущая: Ребята, к вам, что лиса приходила? А почему ушла? (Ответы детей.)
Как зовут ее “дочек”, вы помните? В какой сказке они “живут”? (“Кот, петух и лиса”.)
Ну, что же, давайте знакомиться со сказочной страной. Но, что это, послушайте, здесь кто– то плачет! (Входит плачущая “Царевна – Несмеяна.).
Ведущая: Здравствуй, царевна, почему ты плачешь?
Царевна: Кощей –Бессмертный обидел! Сказал, чтобы я отгадала его сказочные загадки. Если отгадаю, то он отпустит меня к моему батюшке – царю, но я ведь только в своей сказке живу и других сказок не знаю.
Ведущая: Не плачь, царевна, мы тебе поможем. Наши дети много сказок знают. Говори свои загадки.
Царевна:
1. “Сестрица, у которой непослушный братец превратился в козленка?”
2. “В какой сказке живет кабан-клыкан?”
3. “Какие птицы унесли маленького мальчика в избушку Бабы – Яги?”
4. “Герой какой сказки путешествовал на печке?”
5. “Что за предмет променяла лиса сначала на курочку, потом на уточку, а затем хотела забрать и девочку?”
6. “В какой сказке Серый волк был другом и помощником?”
(Ответы детей.)
Царевна: “Спасибо, вам друзья, ну теперь, меня “Кощей – Бессмертный” точно отпустит, а сейчас мне пора возвращаться! До скорой встречи в сказке!”
(Дети прощаются с Царевной и идут дальше.)
Играет быстрая, веселая музыка. Вбегают два медвежонка, отнимают друг у друга “головку сыра” и начинают “драться” друг с другом.
Ведущая: Ребята, посмотрите, что это за шум впереди?
Дети: Медвежата дерутся!
Ведущая: Давайте их помирим! Медвежата, что случилось?
(Дети подходят к медвежатам).
Медвежата: Я нашел сыр! Нет, я первый нашел! Нет, я, нет, я, нет, я, …
Ведущая: Дети, вы узнали этих медвежат? Как называется сказка в которой они “живут”?
Из-за чего у них вышел спор? Кто вызвался помочь медвежатам и обманул их? Что же нужно сделать, как помочь?
Дети: Разделить сыр поровну! (Ребенок берет игрушечный нож и “режет” “сыр” на две равные половинки, отдает медвежатам.)
Медвежата: Спасибо, дети! (Убегают.)
Дети идут дальше и впереди у них появляется “камень” с надписями: “Прямо пойдешь – ничего не найдешь! Направо пойдешь – к пустырю подойдешь! Налево пойдешь – в сказку придешь!” Дети выбирают себе дорогу и продолжают свой путь.
(Звучит спокойная, медленная музыка П.И. Чайковского.)
Ведущая: Куда это мы с вами вышли? Никак поляна сказочная? Давайте посмотрим!
(Дети рассматривают “поляну”. На одной стороне поляны стоит стол с волшебными сказками, на другой стороне – стол со сказками о животных.)
Ведущая: Скажите, какие сказки мы называем волшебными? (Дети дают определение волшебной сказке.) Назовите волшебных героев, волшебных помощников, волшебные предметы. Из каких трех элементов состоит сказка? (Зачин, действие, концовка.)
Ведущая: А, какие сказки мы называем сказками о животных? Назовите их.
(Дети называют.)
Ведущая: В старые, старые времена, когда еще не было ни нас с вами, ни ваших бабушек, ни дедушек жили на свете такие люди – сказочники, которые ходили по свету и рассказывали сказки. Их называли сказителями. А, вы хотите услышать сказку из уст такого сказителя? Ну, тогда давайте скажем волшебные слова: “Раз, два, три сказитель прийди!
Входит “сказитель”, садится на пенек и начинает рассказывать сказку. (Сказка заранее подобрана воспитателем и проработана с этим ребенком.)
Ведущая: Ну, вот ребята, мы и послушали сказку этого замечательного сказочника!
(Ребенок средней группы Лепилов Леня; белорусская народная сказка – “Пых”.)
Ведущая: А сейчас, давайте поблагодарим нашего гостя, ведь ему уже пора возвращаться домой, к своим друзьям, а нам в детский сад. До свидания волшебная страна сказок! До новых встреч!
(Дети вместе с воспитателем уходят в группу.)