Аннотация проекта.
Работа с семьей – это важнейший компонент образовательного процесса любого образовательного учреждения, поскольку роль семьи в формировании, поддержке и развитии личности ребенка неоценима и неоспорима. Основным механизмом функционирования нашего учреждения как воспитательной системы является совместная деятельность детей и взрослых, которая имеет свою специфику в соответствии с возрастными особенностями, задатками и способностями воспитанников. Сотрудничество осуществляется через "открытость" образовательного процесса, которая выражается в сложившейся системе мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с семьей и способствующих реальному включению родителей в образовательный процесс, в воспитательное пространство учреждения.
Одним из четырех основных направлений деятельности по программе взаимодействия с родителями является организация совместной социо-культурной деятельности детей и взрослых с использованием различных организационно-педагогических форм. Праздники, игровые и конкурсные программы, концерты и творческие встречи – это хорошая возможность разрешить проблему участия родителей в делах Центра, это сфера разностороннего творческого сотрудничества представителей различных поколений, где решаются задачи развития позитивных детско-родительских отношений, духовного единения разных людей.
Наряду с семейными мастерскими, семейными гостиными очень популярны игровые и праздничные программы, которые имеют характер не просто развлекательных мероприятий. Участвуя в них, родители учатся очень важным вещам: содержательно проводить досуг с детьми, творчески общаться, возрождать праздничные семейные традиции, повышать свой культурный уровень. Каждая семья – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. И в каждой семье есть неоценимый опыт построения семейных отношений, опыт семейного воспитания, которым родители могут поделиться с другими.
Каждую встречу с семьями наших воспитанников мы стремимся наполнить творчеством всех участников, поскольку “Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца”. Вместе с детьми мамы, папы, бабушки играют, поют, рисуют, сочиняют, конструируют, выпускают стенгазеты и выполняют другие творческие задания. Практически к каждому празднику оформляются выставки рисунков и поделок. В ходе подготовки и проведения таких коллективных творческих дел и родилась идея сохранить уникальные образцы детских и взрослых творений, собрать россыпи детских и взрослых талантов воедино, издав сборник под названием “Согласие”, который, как мы считаем, представляет собой литературно-художественный альманах.
Альманамх – разновидность сериального издания, продолжающийся сборник
литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединенных по
какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).
В отличие от
журнала, выходит обычно раз в год, не
всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой
непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной
деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений
и т. д.
Приложение 1 – Презентация
Приложение 2 – журнал, посвященный
70-летию
Алтайского края
Приложение 3 –
моя будущая профессия
В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.
“СО-ГЛАСие” – литературно-художественный альманах, в выпусках которого представлено творчество наших замечательных талантливых девчонок и мальчишек, не менее талантливых родителей и педагогов, СОтворчество нашей большой семьи под названием “Детско-юношеский центр”.
“СО-ГЛАСие” – потому что в стихах, рассказах и рисунках мы выражаем любовь к Родине, семье, родным и близким людям, трогательное и бережное отношение к природе и братьям нашим меньшим, выражаем стремление к красоте и гармонии, желание жить в мире и СОГЛАСИИ со всем, что нас окружает.
“СО-ГЛАСие” – это возможность поделиться мыслями, чувствами, эмоциями, выразить свою любовь и нежность самым дорогим людям, поделиться гордостью за свою семью и рассказать миру о ней.
“СО-ГЛАСие” – это возможность для каждого выразить свою точку зрения по определенной теме, согласиться или не согласиться с мнением других, узнав, что думают, что чувствуют, как поступают другие.
“СО-ГЛАСие” – это возможность проверить свои способности и таланты в поэтическом, литературном и изобразительном творчестве, чтобы получить оценку своим творческим изысканиям от друзей, родственников, коллег.
Главной целью проекта является:
создание условий рационального, творчески активного досуга детей и родителей и решение следующих задач:
- Укрепление взаимосвязи и взаимоответственности семьи и педагогического коллектива в воспитании и развитии детей.
- Содействие развитию педагогической компетентности родителей и активизация родительского участия в жизнедеятельности учреждения.
- Развитие интересов, склонностей, творческих способностей детей и родителей.
- Стимулирование творческой активности детей и взрослых, выявление и поддержка талантов.
- Содействие возрождению нравственной ценности семьи, семейных традиций через опыт организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.
- Формирование у детей положительного отношения к семье, Родине, ценностных ориентаций, ответственности за мир, природу, окружающую среду, свою семью.
Описание проекта.
Субъекты, призванные реализовывать данный проект, это:
- педагогические работники Детско-юношеского центра;
- воспитанники всех творческих объединений и коллективов;
- родители и другие члены семей.
Руководителем и организатором всей деятельности по проекту является педагог-организатор.
Координирует работу по проекту методическая служба учреждения.
Содержательный компонент тематических выпусков альманаха основывается на
основных направлениях гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи и включает:
– чувства любви и уважения к своей семье, родным, близким, ближайшему окружению;
– восприятие природы родного края, отношение к культурному и историческому
прошлому своей Родины;
– мир искусства, мир сказки и др.
Проект не ограничен временными рамками.
Периодичность – 3 тематических выпуска в год.
Кроме того, предусматривается издание спецвыпусков.
Каждый выпуск альманаха – самостоятельный проект в проекте, реализация которого включает несколько этапов.
Этапы работы над созданием тематического выпуска:
- Определение темы. Обсуждение темы с педагогами.
- Составление плана работы с участниками.
- Рекламная акция, цель которой вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Организационная работа с детьми, родителями, педагогами. Сбор информации, творческих работ.
- Обработка поступивших материалов, редактирование.
- Оформление очередного выпуска.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация выпуска. Это может быть тематический праздник, встреча с родителями, выставки и др. мероприятия.
- Обсуждение, анализ работы над выпуском с педагогами и родителями, выработка рекомендаций.
Модуль взаимодействия педагога-организатора с педагогами дополнительного образования:
– поиск и утверждение темы;
– проведение досуговых мероприятий для детей с целью привлечения их к участию в
проекте и демонстрации их достижений и возможностей;
– привлечение родителей, активизация их деятельности;
– сбор творческих работ;
– организация выставок, презентаций;
– проведение опросов детей и родителей, осуществление обратной связи;
– нахождение возможностей для демонстрации творческих работ вне учреждения;
– создание банка данных детей, способных и талантливых в литературном и
изобразительном творчестве.
Финансовые затраты.
Данный проект в финансовом плане не является дорогостоящим.
Расходы заключаются в приобретении канцелярских товаров, бумаги и краски
для оргтехники, переплетного материала, материала для ламинирования.
Источник дохода: продажа готовых выпусков, спонсорская помощь со стороны родителей.
В чем значимость проекта?
- Прежде всего, это способ привлечения родителей к участию в творческой жизни Центра, мотивация на начало и продолжение творческого взаимодействия с детьми и педагогами.
- Это выявление разных способностей у одаренных личностей, о которых порой они и сами не подозревают.
- Это поддержка талантов, творческих устремлений, создание ситуации успеха для всех участников, т.к. участвуя в проекте, дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.
- Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива.
- Это активное сотрудничество педагогов с родителями при решении воспитательных задач.
- Происходит воспитание патриотических чувств: чувства гордости за свою малую Родину, свой город, достижения людей, связанных с трудом, культурой, историей.
- Происходит осознанное принятие личностью семейных традиций, морально-этических ценностей, повышение престижа материнства, отцовства.
- Конкретным содержанием наполняются такие понятия, как “Малая Родина”, “Моя семья”, “Мой дом”, “Моя профессия”…
- В ходе реализации проекта идет расширение знаний детей в различных областях, растет познавательная активность.
Результативность и эффективность.
Результативность и эффективность деятельности в рамках проекта подтверждается данными, полученными на основе проведенной количественной и качественной оценки.
Количественные показатели результативности:
Издано 19 тематических сборников, среди которых:
- “Моя семья”.
- “Папа – лучший в мире друг”.
- “Традиции нашей семьи”.
- “Мы живем на Алтае…”.
- “Домашние друзья”.
- “Мой любимый Барнаул”.
- “Моя будущая профессия”.
- “Наши мамы”.
В каждом выпуске принимают участие от 60 до 100 детей и подростков, их родители и другие представители семей.
Важными показателями эффективности мы считаем:
- динамику востребованности предлагаемой деятельности у воспитанников;
- включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность этим участием;
- улучшение детско-взрослых отношений в коллективах, участвующих в проекте;
- приобретение участниками сочинительских навыков, навыков проектирования и презентации своих работ;
- применение полученного опыта вне учреждения: выступления со своими произведениями на праздниках, концертах, проведение персональных выставок, создание собственных сборников, творческих портфолио, отправка стихов и рисунков для публикации в различные издания, участие в литературных конкурсах.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
– Расширение тематики, включение тем о здоровом образе жизни, дружбе,
увлечениях, современной моде и др.
– Выпуск персональных сборников творческих работ с презентацией
– Проведение различных конкурсов (на лучший рассказ, плакат и т.п.)
– Проведение семейного литературно – творческого конкурса “С любовью к дому
своему”.
И в 40 лет, и в 7, и 5 –
Все люди любят сочинять.
И каждый смело нарисует
Все то, что душу так волнует.
А мысли выразить помогут
Бумага, краски, карандаш
И педагог любимый наш!
Ну и компьютер на столе,
Да мир в семье и на Земле.