Авторская образовательная программа «Фольклорный ансамбль» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Положением о структуре, порядке разработки и утверждения образовательной программы дополнительного образования детей МОУДОД «Детская школа искусств №2» г. Губкинский.
Направленность образовательной
программы дополнительного образования детей
«Фольклорный ансамбль» – художественная.
Образовательная область – фольклорное
искусство.
Образовательная программа «Фольклорный
ансамбль» является учебным предметом для 1-5
классов фольклорного отделения МОУДОД «Детской
школы искусств №2».
Новизна программы. Данная программа охватывает более широкий круг тем, чем это было предусмотрено в программе, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерство Культуры РСФСР г. Москва – 1989 году, что отвечает современным требованиям к образовательным программам.
Наполнение учебно-тематического плана новыми темами стало возможным благодаря концентрированному методу подачи материала. Знакомство со многими темами, изучаемыми ранее поэтапно в разных классах, теперь предлагается осуществлять единым блоком, что, во-первых, высвобождает учебные часы для изучения других тем, во-вторых, дает возможность формирования целостной системы, удобной для восприятия учащимися.
Актуальность авторской образовательной программы дополнительного образования детей «Фольклорный ансамбль»заключается в том, чтобы привить детям любовь к фольклору, фольклорной песне, привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтичнских текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.
Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.
При определении целей и задач, построении программы учтены основные положения концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы, концепции непрерывного художественного образования РФ, концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года, концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Основная цель: привить любовь к русскому фольклору, привить интерес и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа.
Основные задачи:
- пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к народной песне;
- познакомить детей с лучшими образцами музыкально – поэтического фольклора не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектные особенности, манеру исполнения, говор;
- познакомить детей с детским песенным фольклорам;
- работа над дыханием и опора звука;
- работа над развитием гармонического слуха, чистотой интонирования;
- работа над строем, ансамблем;
- устранение дефектов в звукообразовании;
- воспитание навыков пения без сопровождения.
- развитие творческих способностей;
- разучивание календарно-обрядовых песен.
- разучивание семейно-бытовых обрядовых песен.
Отличительные особенности данной программы:
В учебно-тематический план включены новые темы:
1. Постановка корпуса
2. Устройство голосового аппарата.
3. Певческая установка – правильное положения
корпуса, ног, головы поющего.
4. Распевание.
5. Дыхание:
а) ключичное – при вдохе
поднимаются плечи, что создаёт зажатость мышц
шеи и плеч;
б) грудное дыхание –
работают межрёберные мышцы и диафрагма,
диафрагма опускается, межрёберные мышцы
расширяются;
в) брюшное дыхание –
участвуют мышцы диафрагмы и брюшного пресса;
г) смешанное дыхание
–грудобрюшное, где работают мышцы как грудной,
так и брюшной полости и диафрагмы.
6. Опора звука – взаимосвязь певческого дыхания с
работой голосового и артикуляционного аппарата.
7. Позиция звука:
а) высокая позиция – звук
лёгкий, полётный, интонационно чистый, голос
менее утомляется;
б) низкая позиция –
быстрая утомляемость голоса, фальшь.
8. Атака звука:
а) твердая атака;
б) мягкая атака;
в) придыхательная атака.
9. Артикуляция.
10. Резонаторы:
а) головной резонатор –
входят полость рта, гайморовы и лобные пазухи;
б) грудной резонатор –
трахея, бронхи и лёгкие.
11. Тембр – индивидуальная окраска голоса.
12. Народная манера пения.
13. Регистр:
а) грудной регистр;
б) головной регистр.
14. Диапазон голоса – объём звуков от нижней до
верхней ноты.
15. Единая манера звукообразования.
16. Гигиена певца.
Программа «Фольклорный ансамбль» составлена для фольклорного отделения ДШИ №2 для детей среднего школьного возраста от 10 до 15 лет. Рассчитана на 5 лет обучения.
Количественный состав учебных групп – 8-15 человек. В 1-5 классах занятия могут проводиться со смещенным составом учащихся из разных классов.
Режим занятий
Год обучения | Общее кол-во часов в год | Число часов в неделю |
1 год | 102 | 3 |
2 год | 102 | 3 |
3 год | 102 | 3 |
4 год | 102 | 3 |
5 год | 102 | 3 |
Особенности организации образовательного процесса
Часовая нагрузка по предмету определяется учебным планом и составляет 3 часа в неделю. При необходимости количество часов может увеличиваться на основании решения педагогического совета школы.
Начало учебного года 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.
Режим занятий предполагает соблюдение нормативных требований 40 минут занятие и 5-10 минут перемена.
Основной формой обучения по предмету «Фольклорный ансамбль» является коллективная форма организации познавательной деятельности. Занятия проводятся в форме урока: урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, практические занятия. Эффективность уроков в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения (объяснительно-иллюстративные методы – с использованием различных дидактических средств: слово, пособия, аудио-видео записей, посещение концертов, фестивалей с последующим анализом и обсуждением; практические методы-планируется ряд выступлений: концерты, творческие отчеты, участие в смотрах, фестивалях.
Также работа ведется по следующим направлениям:
- Организационная.
- Вокально-хоровая. Развитие основных певческих навыков: певческого дыхания, гибкого и подвижного звукоизвлечения, отчетливой и выразительной дикции, единой манеры пения.
- Развитие творческих способностей.
- Подготовка к исполнительской деятельности ансамбля.
Программа всего курса включает в себя:
- освоение теоретических вопросов;
- изучение обширного музыкального материала.
Весь учебный материал предлагаемый для изучения расположен по разделам в соответствии с их приуроченностью к определенным календарным обрядам, праздникам, сезонам года. И располагается по известному принципу – от простого к сложному, от разучивания детского песенного фольклора до семейно-бытовых, исторических песен.
Ожидаемый результат:
Требования к ЗУН учащихся:
1 года обучения
Работа над чистотой интонации, развитие координации между голосом и слухам. Учащиеся должны знать: скороговорки, небылицы, прибаутки, потешный фольклор, колыбельные песни, игровые и хороводные песни в движении, плясовые песни. Диапазон песен – большая терция, чистая кварта от ноты до первой октавы до-фа первой октавы;
2 года обучения
Учащиеся должны знать: требования 1 года обучения, исполнять песни с ударными инструментами, знать жанровые песни. Продолжается работа над чистотой интонации и над дыханием. Расширение диапазона голоса до-ля первой октавы.
3 года обучения
Учащиеся должны знать: требования 2 года обучения, уметь исполнять частушки, плясовые песни простые по интонационному языку, песни – попевки с элементами двухголосия. Продолжается работа над чистотой интонации, работа над дыханием и над развитием гармонического слуха;
4 года обучения
Учащиеся должны знать: требования 3 года обучения, лирические песни, плясовые песни с элементами трёхголосия.
5 года обучения
Учащиеся должны знать: требования 4 года обучения, уметь петь трёхголосные и четырёхголосные песни, уметь владеть подголоском «гуконьем».
По окончании курса обучения
Учащиеся должны уметь сочетать песни с жестами, сохраняя качество звучания, научится петь осмысленно и выразительно. Научится бережно относится к музыкальным традициям как своего, так и других народов, а также уметь:
- интонационно точно петь выученные партии;
- петь в грудном и головном регистрах;
- умение применять теорию в практике;
- единая певческая манера, диалект;
- цепное дыхание; опора звука;
- отчетливая и выразительная дикция;
- умение применять народно-исполнительские приемы («спад звука», «гуканье». Игра словом и т. д.);
- умение владеть высокой певческой позицией;
- умение владеть певческим дыханием.
В течение каждого учебного года ведется работа над постановкой фольклорных театрализованных представлений, обрядов, праздников. Именно здесь в совокупности представлены различные жанры песенного и поэтического творчества. Здесь дети могут применить все свои умения, навыки ансамблевого и сольного пения, исполнение игровых действий, игр, танцев и хороводов.
Формы подведения итогов реализации программы
Аттестация учащихся проходит по полугодию и за год в форме творческого отчёта, в конце 5 года – экзамен.
Требование к экзамену
Должна быть представлена программа, в которой показано все, чем дети овладели за пять лет обучения:
- единая певческая манера, диалект;
- цепное дыхание; опора звука;
- отчетливая и выразительная дикция;
Репертуар должен отвечать следующим требованиям:
- доступность;
- высокая художественная ценность;
- разнообразие жанров: лирические протяжные, плясовые, хороводные, игровые. С аккомпанементом, а капелла, а также в сопровождении народных музыкальных инструментов.
Примерный план урока
1. Работа над артикуляционным аппаратом 2-3
минуты.
2. Работа над певческим дыханием 3-5 минут.
3. Распевание: 5-10 минут.
4. Новый материал: 15-20 минут.
5. Повторение изученного материала и закрепление
нового 10-15 мин.
Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса (Приложение 1)
Список использованных источников
1. Алиев Ю. Пути формирования многоголосных
навыков в детском хоре. \Музыкальное воспитание в
школе. М., 1995 г. Выпуск №4.
2. Аникин В.Б. Русские народные пословицы,
поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие
для учителя. М., уч, 1997 г.
3. Аникин В.П. «Детский фольклор», 1983.
4. Астафьев Б.В. «О народной музыке», 1987.
5. Архипова Г.А. «Русские народные песни»:
Хрестоматия для средне-специальных учебных
заведений /ЧГАКИ. Челябинск, 2006. – 203 с.
6. Бачинская Н.В., Попова Т.И. «Русское
народное музыкальное творчество». М.,1968 – 303 с.
7. Бирюков Ю.Е. «Казачьи песни». М.:
«Современная музыка», 2004 – 311 с.
8. Валиохметова Т.А., Глинкин А.В. «Народные
песни Урала» – Троицк: Изд-во ИП Кузнецова Н.Н., 2008,
– 248 с.
9. Виноградов Г.В. «Русский детский фольклор»,
1930.
10. Глинкин А.В., Валиохметова Т.А. «Народные
песни Южного Урала». – Челябинск: Юж-Урал.кн.
изд-во, 2003. – 208 с.
11. Глинкин А.В., Лазарев А.И. «Любовь – песня»,
Челябинск, 1999. – 191 с.
12. Духонин В.Н. «Казачьи песни» – Тюмень, 1998
– 32 с.
13. Калужникова Т. «Традиционный русский
музыкальный календарь Среднего Урала».
Екатеринбург – Челябинск, 1997 г.
14. Кацер О.В. «Игровая методика обучения
детей пению» учебно-методическое пособие.
«Музыкальная палитра». С-Питербург, 2005 г.
15. Карабулатова И.С., Демина Л.В. «Колыбельная
песня Тюмени». Изд.-полиграфический центр
«Экспресс», Тюмень, 2004 г.
16. Калужникова Т.И., Кесарева М.А. «Песни
старого Урала» – Екатеринбург: Банк культурной
информации, 2001. – 344 с.
17. Калужникова Т.И. «Традиционный
материнский и детский песенный фольклор
русского населения среднего Урала» –
Екатеринбург: Сверловский областной Дом
фольклора, Банк культурной информации, 2002. – 197 с.
18. Ладышенская Т.А. «Речевые секреты», 1992.
19. Меканина Л. «Хрестоматия русской народной
песни» для учащихся 1-7 классов. Издание третие. М.
«Музыка», 1991 г.
20. Мерзляков С.И., Комалькова Е.Ю.
«Фольклорные праздники» для детей младшего
школьного возраста». М., 2001 г.
21. Мерзляков С.И., Мерзлякова Т.П. «Музыкально-игровой
материал» для детей младшего школьного
возраста» учебно-методическое пособие. М., 2002 г.
22. Науменко Г.Н. «Фольклорный праздник». М.,
2000 г.
23. Науменко Г.Н. «Фольклорная азбука» 1997.
24. Некрылов А.Ф. «Круглый год – русский
земледельческий календарь» 1991.
25. Шамина Л. Об организации обучения
музыкальному фольклору в современной системе
народного образования. \Сохранение и возраждение
фольклорных традиций. М., 1990 г.
26. Шестакова В.И. «Праздники и развлечения»
для детей младшего школьного возраста». М., 2004 г.
27. «Этногрвфия и фольклор народов Южного Урала:
Русская свадьба». Сб. науч. статей / Под ред. В.М.
Кузнецова. Челябинск. – Издательство ООО
«Полиграф-Мастер». – 2006. – 236 с.