Цели: раскрыть родителям важные стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста; формировать у родителей способности оказания помощи в развитии познавательно-речевых способностей ребенка;
Задачи: обогатить знания родителей о роли игры в развитии речи ребенка; дать практические советы по приобщению детей к игре в условиях семьи; укрепить и скорректировать дружественные отношения с родителями.
Подготовительный этап: обследование речи детей; раздача пригласительных на тематическое родительское собрание;анкетирование родителей по теме «Речевое развитие детей» (Приложение 1); подготовка буклета для родителей: «Домашняя игротека по развитию речи» (Приложение 2)
Проведение собрания. Известно, что
ведущая роль в развитии и воспитании ребенка
принадлежит семье. Именно в семье закладываются
первые знания и умения ребенка. Для
эффективности воспитания и обучения детей
необходимо взаимодействие детского сада и семьи.
Только совместными усилиями можно решить многие
проблемы в воспитании и развития ребенка.
Приглашаем вас к сотрудничеству и
взаимодействию.
С помощью речи человек устанавливает
взаимоотношения с людьми, передает информацию.
Речь является средством человеческого общения.
Слово отражает единство речи и мышления.
Грамотность речи определяет степень успешности
обучения в школе.
Речь – процесс сложный и многосторонний,
включающий различные функции: звуковую (уметь
воспринимать и воспроизводить правильно звуки,
уметь чувствовать ритм, интонацию); лексическая
(обогащать словарный запас, активизировать
активный словарь, т. е. использование слов в своей
речи; пополнять пассивный словарь, т.е. слова,
которые ребенок знает и понимает, но не
использует в речи); грамматическую (уметь
правильно строить словосочетания и предложения).
Важно так же развивать связную речь: обучать
диалогической и монологической речи; приемами
выразительности, образности речи.
Знакомство родителей с результатами диагностики; совместное обсуждение проблем.
Роль игры в развитии речи
Использование именно такого принципа «Играя,
развиваем речь» позволяет добиться эффективных
результатов. Задумывались ли вы, почему дети
любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во
что играли вы в своем детстве?
Предложить родителям назвать свои любимые
игры.
Сегодня существует множество интересных
развивающих настольно-печатных и дидактических
игр. Благодаря дидактическим играм дети
осваивают признаки предметов, учатся
классифицировать, обобщать, сравнивать.
Дидактическая игра является эффективным методом
обучения, способствует повышению познавательной
активности детей, развитию сосредоточенности,
усвоению полученных знаний. Важно, что усвоение
детьми знаний и умений происходит в практической
деятельности в условиях непроизвольного
внимания и запоминания, дети решают умственные
задачи, предложенные им в занимательной игровой
форме, сами находят решения, преодолевая при этом
определенные трудности. В результате ребенок
воспринимает умственную задачу, как игровую.
Дидактическими играми можно занять ребенка и
дома, и на прогулке:
Игра «Опиши»: предложить ребенку составить
описательную загадку о любом предмете по темам
«Овощи», «Фрукты», «Животные (домашние; дикие)» и
т.д.
Игра «Самый внимательный»: Предложить
поочередно называть и описывать предметы только
прилагательными (большой, синий, яркий, пушистый
и т.д.), которые ребенок видит на прогулке, по
дороге в детский сад или домой. Выигрывает тот,
кто больше предметов заметит и подберет больше
описательных прилагательных.
Игры с мячом: взрослый кидает мяч со словом,
ребенок ловит и кидает обратно, давая ответ
(примеры: птица (что делает?) – каркает, клюет,
летит; корова (животное) – (детеныш) теленок;
солнышко – (какое?) яркое).
Игра «Запоминайка»: взрослый предлагает
ребенку запомнить лежащие на столе предметы,
затем просит ребенка закрыть глаза или выти из
комнаты. За это время необходимо убрать
некоторые предметы, другие разложить по-другому.
Ребенок описывает происшедшие изменения.
Роль театрализованной деятельности в развитии речи
На сегодня не каждый ребенок может выстроить
логически последовательный пересказ
прочитанного или выдумать развернутую историю. К
сожалению, детям весьма понять авторскую мысль и
дать полные ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Поэтому, наиболее эффективной формой является
театрализованная деятельность. Именно через
театрализацию дети смогут познакомиться с
богатством окружающего мира через образы,
краски, звуки. Проигрывание ролей побуждает
детей думать, анализировать, делать выводы и
обобщать.
Театрализованные игры способствуют развитию
мышления и воображения, обогащению словаря,
развитию связной речи. Вместе с этим дети учатся
выражать себя в движении, свободно держаться и
преодолевают свои страхи, неуверенность. Для
детей дошкольного возраста важны все компоненты
театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное
слово. Театрализованная деятельность дает детям
возможность общаться, понять чувство
партнерства, взаимовыручки, снимает скованность,
ускоряет процесс овладения навыками публичных
выступлений.
Роль сенсорных игр в развитии речи
Сенсорное развитие, а именно совершенствование
ориентировки в пространстве и времени, во
внешних свойствах и отношениях предметов и
явлений, имеет прямое воздействие на
формирование правильной речи. Соприкосновение
органов чувств с различными признаками и
свойствами предметов является главенствующим
источником знаний об окружающем мире. Сенсорные
игры требуют от детей умственного напряжения,
подчинения определенным правилам,
сосредоточения внимания, сдержанности,
усидчивости. Уровень сенсорного развития
определяется следующими параметрами: верное
оценивание цвета, формы, величины, веса,
температуры, свойства поверхности; уметь
ориентироваться в пространстве; выстраивать
последовательность событий и разделяющие их
промежутки времени. Такие игры очень нравятся
детям. Есть множество вариантов сенсорных игр,
которые можно создать своими руками:
Игра 1: На пластмассовый поднос среднего
размера желательно яркого цвета насыпать любую
мелкую крупу. Предложите ребенку пальцем
проводить по крупе: провести волнистые и кривые
линии; нарисовать солнце, цветок, машину, дом,
животное; написать отдельно буквы или свое имя и
т.д.
Игра 2: Подберите разноцветные пуговицы,
отличающиеся по форме и размеру. Предложите
ребенку с помощью пуговиц: выложить узор;
геометрическую фигуру; рисунок (бабочка; цветок и
т.д.).
Игра 3: Подберите три емкости. Насыпьте в
одну из них в нее горох и фасоль. Предложите
ребенку помочь Вам: разобрать фасоль и горох.
Можно усложнять задание: двумя руками
одновременно; попеременно большим и средним
пальцами; большим и безымянным пальцами; большим
пальцем и мизинцем.
Игра 4: Создайте коробку с бусами,
ленточками, веревочками. Предложите ребенку
сделать бусы для друзей и родных.
Подведение итогов: Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы. Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.
Список литературы:
[1] Аванесова В.Н. Дидактическая игра как
форма организации обучения в детском саду. –М.:
Просвещение. 1972. – 215 с.
[2] Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры
ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя
дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер.
Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
[3] Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие
взрослого с детьми в игре //Дошкольное
воспитание. – 1993. – №3. – С.6