Цели:
- продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей;
- научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли.
Задачи.
Образовательные задачи:
повторить понятие о гидролизе, в частности о гидролизе солей;
выработать умения по составлению уравнений гидролиза солей в молекулярном и ионном виде;
выработать умения по определению реакции и типа среды раствора электролита на основании состава соли.
Развивающие задачи:
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
способствовать развитию речи учащихся;
формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания по теме;
Воспитательные задачи:
воспитание осознанной потребности в знаниях;
воспитание активности и самостоятельности при изучении данной темы, умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, молекулярный вид уравнения гидролиза, общий ионный и краткий ионный виды уравнений, реакция среды.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Оборудование: лабораторное оборудование, вещества, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы обучения:
общий метод (частично-поисковый),
частный метод (словесно-наглядно-практический),
конкретный метод (объяснение с элементами беседы).
Структура урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения |
Средства обучения |
Время |
1. Оргмомент |
Психологический настрой учащихся на урок. |
Фронтальная |
Словесный |
1 мин. |
|
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. |
Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке. |
Индивидуальная |
Частично-поисковый. |
Экран |
5 мин. |
3. Целеполагание |
Постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся. |
Фронтальная |
Словесно-наглядный |
Доска, экран |
1 мин. |
4. Изучение нового материала |
Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности. |
Коллективная, групповая |
Частично-поисковый |
Экран, доска, реактивы, лабораторное оборудование, тетрадь |
25 мин. |
5. Закрепление. Самоконтроль и взаимо-контроль. |
Выявление качества знаний, установление причин недостатков. |
Групповая (работа в парах) |
Словесно-наглядно- практический |
Карточки с заданием, экран |
9 мин. |
6. Подведение итогов. Домашнее |
Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении. |
Фронтальная |
Словесно-наглядный. |
Оценочный лист |
3 мин. |
7. Домашнее задание |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения. |
Фронтальная |
Словесно-наглядный |
Учебник, |
2 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (Слайд №2). Презентация
Домашнее задание состоит из 9 заданий части А.
Тест проверяем, используя презентацию.
Тест по теме “Теория электролитической диссоциации”
1. Суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях реакции между хлоридом меди (II) и нитратом серебра соответственно равны:
1) 10; 3 2) 10; 6 3) 12; 3 4) 12; 6
2. Суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях реакции между хлоридом бария и сульфатом натрия соответственно равны:
1) 11; 3 2) 10; 6 3)12; 3 4) 12; 6
3. Какое уравнение диссоциации гидроксида бария написано правильно:
1) Ba(OH)2 Ba+ +BaOH- Ba+2 +OH-
2) Ba(OH)2 Ba+2 +BaOH- Ba+2 +2OH-
3) Ba(OH)2 Ba+2 +2OH-
4) Ba(OH)2 Ba+2 +OH
4. Какое уравнение диссоциации хлорида магния написано правильно:
1) MgCl2 Cl- +MgCl+ Mg+2 +2Cl-
2) MgCl2 Cl- +MgCl- Mg+2 +2Cl-
3) MgCl2 2Cl- +Mg+2
4) MgCl2 Mg-2 +2Cl+
5. Карбонат кальция можно получить реакцией ионного обмена при взаимодействии:
1) K2CO3 иCa(OH)2
2) CaCl2иCO2
3) Ca и H2CO3
4) CaО и CO2
6. Между какими веществами возможна реакция ионного обмена?
1) H2SO4 и NaNO3
2) Al2(SO4)3 и BaCl2
3) Na2SO4 и HCl
4) KNO3 и Na2SO4
7. Между какими веществами возможна реакция ионного обмена с выделением газа?
1) H2SO4 и Ca3(PO4)2
2) Al2(SO4)3 и BaCl2
3) Na2CO3 и HCl
4) HNO3 и KOH
8. Формула сильного и слабого электролита, соответственно,
1) НNO2 и НNO
2) НNO3 и Н2SО4
3) НС1 и СН3СООН
4) СН3СООН и Н2SО3
9.К электролитам относятся все вещества ряда:
1) С2Н6; Са(ОН)2; Н2S; ZnSО4
2) ВаС12; СН3ОСН3; NaNО3; Н2SО4
3) КОН; Н3РО4; МgF2; СН3СООNа
4) РbС03; А1Вг3; С12Н22O11; Н25О3
Самопроверка. Консультация по домашнему заданию.
Итого: максимальный балл – 9. Итоги заносим в таблицу для подсчёта баллов.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Запись темы урока на доске, учащиеся в тетради. Вместе с учащимися формулируем основную цель урока – продолжить формировать представление о гидролизе, сущности гидролиза неорганических солей.
1. Понятие “гидролиза солей”. (Слайд №3)
(Объяснение учителя с использованием презентации, воспроизведённой на экране, запись учащихся в тетради).
Гидролиз соли – взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды.Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате образуется слабый электролит.
Гидролизу не подвергаются: (Слайд №4)
нерастворимые соли и соли, образованные сильным основанием (щёлочи) и сильной кислотой (HCl, HClO4, HNO3, H2SO4), среда раствора нейтральная, рН=7.
Гидролизу подвергаются:
1) Cоль, образованная сильным основанием и слабой кислотой (HClO, HNO2, H2S, H2SiO3, H2CO3включая органические кислоты), гидролиз по аниону, среда щелочная, рН>7.
2) Cоль, образованная слабым основанием (NH3∙H2O, органические амины, нерастворимые гидроксиды металлов) и сильной кислотой, гидролиз по катиону, среда раствора кислая, рН<7.
3) Cоль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, гидролиз по катиону и аниону. Реакция среды определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд ,но близка к нейтральной.
2. Лабораторная работа“Определение реакции среды растворов солей универсальным индикатором”. (Слайд №5).
Работа в группах по 2 человека.
Оборудование:H2O(дистил.), AlCl3 (кр.), Na2CO3(тв.),NaCl, универсальная индикаторная лакмусовая бумажка, спиртовки, пробирки, держатели.
Цель работы: приготовить растворы солей и определить реакцию среды растворов солей.
Учащиеся в группах обсуждают алгоритм действий, выполняют работу и заполняют таблицу. После выполнения проверка на экране.
Формула соли | Изменение окраски лакмусовой бумаги (цвет) | Значение рН | Реакция среды |
AlCl3 | Розовый цвет | рН<7. | Среда кислая |
Na2CO3 | Яркий синий цвет | рН>7 | Среда щелочная |
NaCl | Лакмусовая бумага не меняет окраску (гидролиза нет) | рН=7 | Среда нейтральная |
3. Алгоритм составления гидролиза солей (объяснение учителяс использованием презентации, запись учащихся в тетради). (Слайд №6)
Дана соль AlCl3 – образована слабым основанием и сильной кислотой.
1. Составить уравнение диссоциации соли, определить ион слабого электролита. AlCl3↔Al3++3Cl- Al3+ - катион алюминия, слабое основание, гидролиз по катиону 2. Составить уравнение его взаимодействия с водой, определить продукты гидролиза в виде ионов. Al3++H+OH−↔(AlOH)2++H+ 3. Сделать вывод о среде электролита. Среда кислая, т.к. [H+]>[OH−] 4. Составить уравнение в молекулярном и ионном виде. AlCl3+HOH↔(AlOH)2+Cl2+HCl Al3++3Cl−+HOH↔(AlOH)2++3Cl−+H+ Al3++HOH↔(AlOH)2++H+ |
Далее, используя алгоритм, составляем гидролиз соли Na2CO3, образованной сильным основанием и слабой кислотой.
Один ученик выполняет гидролиз на доске (под контролем учителя), остальные учащиеся в тетради.
Na2CO3↔2Na++CO2−3 CO2−3 – карбонат - анион, слабая кислота, гидролиз по аниону. CO2−3+HOH↔HCO−3+OH−среда щелочная, т.к. [OH−]>[H+] Na2CO3+HOH↔NaHCO3+NaOH 2Na++CO2−3+H+OH−↔HCO−3+2Na+OH− CO2−3+HOH↔HCO−3+OH− |
Составляем гидролиз соли СН3 СООNН4, образованной слабым основанием и слабой кислотой (объяснение учителя с использованием презентации, запись учащихся в тетради). (Слайд №8)
В случае гидролиз соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой, образуются конечные продукты – слабое основание и слабая кислота – мало диссоциирующие вещества. Гидролиз необратимый.
СН3 СООNН4 + НОН = СН3СООН + NН4ОН
Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов, а именно большим значением Кд.
Кд СН3СООН=1,75∙10-5
КдNН4ОН=6,3∙10-5
В данном случае реакция среды будет слабощелочная, т.к КдNН4ОН несколько больше Кд СН3СООН.
4. Полному необратимому гидролизу подвергаются некоторые бинарные соединения: карбиды, галогениды, фосфатиды.
CaC2+2H2O=Ca(OH)2+C2H2↑ (Слайд 9; 10; 11)
карбидацетилен
кальция
Al4C3+12H2O=4Al(OH)3+3CH4↑
карбидметан
алюминия
SiCl4+3H2O=H2SiO4↓+4HСl
хлоридкремниевая
кремния (4) кислота
Са3P2+6H2O=3Са(OH)2+2PH3↑
фосфид фосфин
кальция
5. Условия усиления и ослабления гидролиза. (Слайд №12)
Для обратимого гидролиза условия смещения равновесия определяются принципом ЛеШателье.
Усилить гидролиз (равновесие в сторону продуктов; вправо) |
Ослабить гидролиз (равновесие в сторону исходных веществ (влево). |
Нагреть раствор. Увеличить концентрацию исходных веществ. Добавить посторонние вещества, чтобы связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу. |
Охладить раствор. Увеличить концентрацию продуктов гидролиза. |
Разбор примера с помощью презентации. (Слайд №13)
(Задание части В теста ЕГЭ).
Как скажется на состоянии химического равновесия в системе?
Zn2++H2O↔ZnOH++H+–Q
1) Добавление H2SO4
2) добавление KOH
3) нагревание раствора ответ обоснуйте.
При ответе на этот вопрос надо учитывать, что добавляемые вещества – электролиты. Поставляемые ими ионы могут, как непосредственно влиять на равновесие, так и взаимодействовать с одним из ионов, участвующих в обратимой реакции.
1) Добавление H2SO4: H2SO4=2H++SO42–;
повышение концентрации ионов водорода приводит, по принципу ЛеШателье, к смещению равновесия в системе влево.
2) Добавление KOH: KOH=K++OH–; H+ + OH– = H2O;
гидроксид-ионы связывают ионы водорода в малодиссоциирующее вещество, воду. Снижение концентрации ионов водорода приводит, по принципу ЛеШателье, к смещению равновесия в системе вправо.
3) нагревание раствора. По принципу ЛеШателье, повышение температуры приводит к смещению равновесия в сторону протекания эндотермической реакции, т.е. – вправо.
6. Значение гидролиза солей природе, народном хозяйстве, повседневной жизни (Рассказ учителя с использованием презентации). (Слайд №14)
В природе | В народном хозяйстве | В повседневной жизни |
-
преобразование земной коры; - обеспечение слабощелочной среды морской воды. |
-
выработка из непищевого сырья ценных продуктов (бумага, мыло, спирт,
белковые дрожжи) - очистка промышленных стоков и питьевой воды. |
- стирка: - мытьё посуды; - умывание с мылом: - процессы пищеварения. |
IV. Закрепление.
Учащиеся самостоятельно выполняют 4 задания части В теста ЕГЭ на карточках, работают в группах по 2 человека.
Далее проверка с помощью презентации. (Слайд № 15)
1. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза.
Формула соли |
Тип гидролиза |
а) (NH4)2CO3 |
1) по катиону; |
б) NH4CL |
2) по аниону; |
в) Na2CO3 |
3) по катиону и по аниону. |
г) NaNO2 |
2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.
Название соли |
Способность к гидролизу |
а) Хлорид натрия; |
1) Гидролиз по катиону; |
б) Нитрат цинка; |
2) Гидролиз по аниону; |
в) Фосфат натрия; |
3) Гидролиз по катиону и по аниону; |
г) Гидросульфат натрия. |
4) Гидролизу не подвергается. |
3. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.
Название соли |
Способность к гидролизу |
а) Нитрат свинца (II); |
1) Кислая; |
б) Карбонат калия; |
2) Щелочная; |
в) Нитрат натрия; |
3) Нейтральная; |
г) Сульфид лития. |
4. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формула соли |
Молекулярно-ионное уравнение |
а) Na3PO4; |
1) S2−+H2O↔HS−+OH−; |
б) Al2(SO4)3; |
2) CH3COO−+NH4++H2O↔CH3COOH+NH3∙H2O; |
в) K2S; |
3) PO43−+H2O↔HPO42−+OH−; |
г) CH3COONH4. |
4) PO43−+3H2O↔H3PO4+3OH−; |
5) Al3++H2O↔AlOH2++H+; |
|
6) SO42−+2H2O↔H2SO4+2OH−. |
Правильные ответы:
№1: |
№2: |
№3: |
№4: |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд № 15)
1. Учащиеся по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивной таблицы на экране.
1. Тема нашего сегодняшнего урока …
2. Передо мной на уроке стояла цель …
3. Сегодня я узнал …
4. Было интересно …
5. Было сложно…
6. Я понял, что …
7. Теперь я могу …
8. Я научился …
9. Я работал на уроке…
10.Выводы урока таковы …
2. Комментированное выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание. (Учащиеся получают задание на отдельных листах).
1. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формула соли |
Молекулярно-ионное уравнение |
а) KNO2; |
1) S2−+H2O↔HS−+OH−; |
б) Fe(NO3)3; |
2) NO2−+H2O↔HNO2+OH−; |
в) Na2S; |
3) 6H2O+Al2S3↔2Al(OH)3+3H2S; |
г) Al2S3. |
4) Fe3++H2O↔FeOH2++H+; |
5) Al3++H2O↔AlOH2++H+; |
|
6) NO3−+H2O↔HNO3+OH−. |
2. Установите соответствие между формулами двух солей и способностью к гидролизу соответственно.
Формулы солей |
Способность к гидролизу |
а) Na2CO3, NaCl; |
1) Гидролиз по катиону, гидролиз по аниону; |
б) CuSO4, K2S; |
2) Гидролиз по аниону, не гидролизуется; |
в) LiNO3, Na2SiO3; |
3) Гидролиз по катиону, не гидролизуется; |
г) KCN, AlCl3. |
4) Гидролиз по аниону, гидролиз по катиону; |
5) Не гидролизуется, гидролиз по катиону; |
|
6) Не гидролизуется, гидролиз по аниону. |
3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формулы солей |
Реакция среды |
а) K2SO4, Na2SO3; |
1) Кислая, щелочная; |
б) CH3COONa, KNO2; |
2) Нейтральная, кислая; |
в) LiNO3, ZnCl2; |
3) Нейтральная, щелочная; |
г) (NH4)2SO4, C17H35COOK. |
4) Щелочная, щелочная; |
5) Кислая, кислая; |
|
6) Щелочная, кислая. |
VI. Анализ урока химии в 11-м классе по теме:
“Гидролиз неорганических веществ – солей”.
Преподавание химии в 11-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Габриеляна О.С. “Программа курса химии для 8-11, 2010 г. по учебнику Габриеляна О.С. “Химия. Учебник (базовый уровень) 11 класс, 2012.
1. Мне удалось достичь поставленных целей.
2. Сложности в усвоении содержания у учащихся связаны с проблемами в навыках учебного труда, у некоторых учеников с проблемами в фактических знаниях и умениях.
3. Учитывая специфику класса, я хотела бы разнообразить познавательный материал, используя различные методы работы на уроке.
Список литературы:
1. Троегубова Н.П. “Поурочные разработки по химии” к УМК О.С. Габриеляна, Г.Г.Лысоевой (М.: Дрофа); Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (М.: Просвещение). 11 класс. М: “ВАКО”, 2011.
2. Габриелян О.С., СладковС.А. “Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии. Лекции 5-8”. М.: Педагогический университет “Первое сентября”.
3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. “Начала химии”. М.: “Экзамен”, 2010.