Урок обучения грамоте по теме "Обозначение звуков [й'а] одной буквой "я"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


«Перспективная начальная школа». Обучение грамоте. «Азбука», авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А. Агарков.

Цели урока:

  1. Познакомить с функцией буквы «я» обозначать два звука [й’а] в определенных позициях: в начале слова и после согласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «я»; познакомить с написанием строчной буквы я.
  2. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; речь учащихся.
  3. Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, магнитные буквы, звуковые схемы, схемы предложений

Формируемые УУД:

  • Познавательные: выполнение отдельных операций учебной задачи;
  • Регулятивные: контроль.
  • Коммуникативные: взаимодействие под руководством учителя, понимание инструкции.
  • Личностные: положительное отношение к школьным занятиям.

Ход урока

I. Оргмомент.

Я наш урок хочу начать
С большого путешествия.
Желаю вам всем отвечать
Без всяких происшествий.

(Хоровое чтение алфавита)

II. Повторение.

1. Работа в группах.

Работа с магнитными досками и буквами.

Задание. Разделить изученные буквы на две группы.

(Работают две группы сильных учеников).

2. Повторение изученного звука [й’]. (Слайд 1)

Работа ведётся с остальными учениками класса.

– Продолжим наше путешествие по стране Букволандии с нашими уже знакомыми героями Машей и Мишей.

– Какую букву мы узнали в Букволандии на прошлом уроке? («й» – и краткое)

– Какой звук обозначает эта буква? Дайте ему характеристику.

[й’] – согласный, звонкий, мягкий.

– Какая особенность согласного звука [й’]. (Он всегда мягкий.)

3. Чтение слов с изученной буквой. (Слайд 1)

– Найди лишнее слово. (милый – признак предмета)

– Придумать предложение со словом ПОПУГАЙ. (Слайд 2)

– Составить схему этого предложения.

4. Проверка работы в группах (Слайды 3, 4)

Группы должны разделить буквы на гласные и согласные.

– У Маши в корзине гласные буквы.

– Найдите лишнюю букву. (И) Почему? (Служит для обозначения мягкости согласного)

– У Миши в корзине согласные буквы.

– Найдите лишнюю букву. (Й) Почему? (обозначает только мягкий звук)

5. Игра «Буквы рассыпались». Работа в парах. (Слайд 5)

– Путешествуя Маша рассыпала буквы (эти буквы выпали из слов).

Игра «Рассыпанные буквы».

– Какие буквы рассыпала Маша?

– Какие слова можно составить из этих букв. (Какая пара составит больше слов)

6. Проверка на доске.

МОЙ УМОЙ УМНЫЙ МЫ ОН НУ НО УМ МУ

7. Печатание слов в блокнотах для печатания. Проверка на доске. (Слайд 6)

III. Новый материал.

1. Подготовка.

– В стране Букволандии между нашими героями произошёл спор, кто из них первым познакомит вас ребята с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

– Миша сказал: «Я, так как я интересную игру придумал для ребят».

– Маша ответила: «Нет я, потому что я помогла ребятам повторять изученные буквы».

– Миша: «Нет я, ведь я составил для них модель предложения, а ты только буквы рассыпала».

– Маша: «Я их рассыпала, но и собирать помогала, слова составляла вместе с ребятами. Я буду их знакомить с новой буквой! Я, я, я!».

– Так бы они и спорили, но одно слово на них обиделось и убежало от Маши и Миши, так как они часто его повторяли. Как вы думаете, какое это слово? (Я.) Почему?

2. Знакомство с новой буквой «я». (Слайд 7)

Звуковой анализ слова «я». Азбука стр. 37.

– Эти два звука [й’а] будем обозначать одной буквой «я».

– Сколько же звуков может обозначать буква «я»?

3. Показ образцов печатных букв Я, я. Печатание букв. (Слайд 8)

Нахождение буквы в алфавите. Чтение стихов про букву Я.

4. Письмо страчной буквы я. (Слайд 9)

(Пропись стр. 13)

Выполнение задания Раскраскина (Узор)

– Элементы буквы. – Сколько элементов и какие?

Показ письма (Плакат Анимированные буквы). Письмо в воздухе, под капирку.

Работа в прописях. Письмо буквы, слогов с буквой я.

5. Звуковой анализ слов. (Учебник стр. 37) (Слайд 11)

– В стране Букволандии Маша и Миша встретили новых друзей, познакомились. Давайте, узнаем, как их зовут. Прочитаем их имена с опорой на двухуровневые модели слов.

На доске модели слов:

Звуковой анализ слова Ян (имя мальчика)

– Произнесите слово. Сколько звуков в слове? (3) 1-й звук? 2-й звук? 3-й звук?

– Сколько букв в слове? (2) Почему? (Буква «я» обозначает два звука.)

– Где стоит буква «я» в слове? (В начале слова.)

Звуковой анализ слова Лия (имя девочки).

– Произнесите слово. Сколько звуков в слове? (4) Сколько букв? (3) Почему звуков больше, чем букв? Где стоит буква «я»? (В конце слова.) После какой буквы? (После гласной буквы «и».) Их друзья Ян и Лия решили загадать нашим героям загадку.

6. Загадка:

Он один стоит вдали,
Его видят корабли.
От беды чтоб им уйти,
Ярко светит он в пути.
(Маяк)

Звуковой анализ слова маяк.

– Сколько звуков? (5)

– Сколько букв? (4) Почему?

– Где находится буква «я»? После какой буквы стоит?

Сделайте вывод: – Когда же буква «я» обозначает два звука [й’а]? (В начале слова и после гласных.)

7. Чтение слов с буквой «я» (стр. 37 учебника).

– Благодаря нашим героям мы познакомились с новой буквой «я» и узнали, что она обозначает два звука в начале слова и после гласного звука.

– Маша и Миша хотят послушать, как вы прочитаете слова с изученной буквой.

Значение слов:

IV. Итог урока.

(Слайд 12)

– Вот и закончилось наше путешествие по стране Букволандии с нашими героями, а прервал их дождь. Но путешествие мы продолжим на других уроках.

– Что самое главное вы узнали из этого путешествия? Чему научились?

Обратная связь

Ученики раскрашивают цветы и вывешивают на доску.

ЦВЕТЫ

  • У меня все получилось – красным.
  • Не все удалось – жёлтым.
  • Мне было трудно – оставить белой розу.