«Перспективная начальная школа». Обучение грамоте. «Азбука», авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А. Агарков.
Цели урока:
- Познакомить с функцией буквы «я» обозначать два звука [й’а] в определенных позициях: в начале слова и после согласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «я»; познакомить с написанием строчной буквы я.
- Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; речь учащихся.
- Воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, магнитные буквы, звуковые схемы, схемы предложений
Формируемые УУД:
- Познавательные: выполнение отдельных операций учебной задачи;
- Регулятивные: контроль.
- Коммуникативные: взаимодействие под руководством учителя, понимание инструкции.
- Личностные: положительное отношение к школьным занятиям.
Ход урока
I. Оргмомент.
Я наш урок хочу начать
С большого путешествия.
Желаю вам всем отвечать
Без всяких происшествий.
(Хоровое чтение алфавита)
II. Повторение.
1. Работа в группах.
Работа с магнитными досками и буквами.
Задание. Разделить изученные буквы на две группы.
(Работают две группы сильных учеников).
2. Повторение изученного звука [й’]. (Слайд 1)
Работа ведётся с остальными учениками класса.
– Продолжим наше путешествие по стране Букволандии с нашими уже знакомыми героями Машей и Мишей.
– Какую букву мы узнали в Букволандии на прошлом уроке? («й» – и краткое)
– Какой звук обозначает эта буква? Дайте ему характеристику.
[й’] – согласный, звонкий, мягкий.
– Какая особенность согласного звука [й’]. (Он всегда мягкий.)
3. Чтение слов с изученной буквой. (Слайд 1)
– Найди лишнее слово. (милый – признак предмета)
– Придумать предложение со словом ПОПУГАЙ. (Слайд 2)
– Составить схему этого предложения.
4. Проверка работы в группах (Слайды 3, 4)
Группы должны разделить буквы на гласные и согласные.
– У Маши в корзине гласные буквы.
– Найдите лишнюю букву. (И) Почему? (Служит для обозначения мягкости согласного)
– У Миши в корзине согласные буквы.
– Найдите лишнюю букву. (Й) Почему? (обозначает только мягкий звук)
5. Игра «Буквы рассыпались». Работа в парах. (Слайд 5)
– Путешествуя Маша рассыпала буквы (эти буквы выпали из слов).
Игра «Рассыпанные буквы».
– Какие буквы рассыпала Маша?
– Какие слова можно составить из этих букв. (Какая пара составит больше слов)
6. Проверка на доске.
МОЙ УМОЙ УМНЫЙ МЫ ОН НУ НО УМ МУ
7. Печатание слов в блокнотах для печатания. Проверка на доске. (Слайд 6)
III. Новый материал.
1. Подготовка.
– В стране Букволандии между нашими героями произошёл спор, кто из них первым познакомит вас ребята с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
– Миша сказал: «Я, так как я интересную игру придумал для ребят».
– Маша ответила: «Нет я, потому что я помогла ребятам повторять изученные буквы».
– Миша: «Нет я, ведь я составил для них модель предложения, а ты только буквы рассыпала».
– Маша: «Я их рассыпала, но и собирать помогала, слова составляла вместе с ребятами. Я буду их знакомить с новой буквой! Я, я, я!».
– Так бы они и спорили, но одно слово на них обиделось и убежало от Маши и Миши, так как они часто его повторяли. Как вы думаете, какое это слово? (Я.) Почему?
2. Знакомство с новой буквой «я». (Слайд 7)
Звуковой анализ слова «я». Азбука стр. 37.
– Эти два звука [й’а] будем обозначать одной буквой «я».
– Сколько же звуков может обозначать буква «я»?
3. Показ образцов печатных букв Я, я. Печатание букв. (Слайд 8)
Нахождение буквы в алфавите. Чтение стихов про букву Я.
4. Письмо страчной буквы я. (Слайд 9)
(Пропись стр. 13)
Выполнение задания Раскраскина (Узор)
– Элементы буквы. – Сколько элементов и какие?
Показ письма (Плакат Анимированные буквы). Письмо в воздухе, под капирку.
Работа в прописях. Письмо буквы, слогов с буквой я.
5. Звуковой анализ слов. (Учебник стр. 37) (Слайд 11)
– В стране Букволандии Маша и Миша встретили новых друзей, познакомились. Давайте, узнаем, как их зовут. Прочитаем их имена с опорой на двухуровневые модели слов.
На доске модели слов:
Звуковой анализ слова Ян (имя мальчика)
– Произнесите слово. Сколько звуков в слове? (3) 1-й звук? 2-й звук? 3-й звук?
– Сколько букв в слове? (2) Почему? (Буква «я» обозначает два звука.)
– Где стоит буква «я» в слове? (В начале слова.)
Звуковой анализ слова Лия (имя девочки).
– Произнесите слово. Сколько звуков в слове? (4) Сколько букв? (3) Почему звуков больше, чем букв? Где стоит буква «я»? (В конце слова.) После какой буквы? (После гласной буквы «и».) Их друзья Ян и Лия решили загадать нашим героям загадку.
6. Загадка:
Он один стоит вдали,
Его видят корабли.
От беды чтоб им уйти,
Ярко светит он в пути.
(Маяк)
Звуковой анализ слова маяк.
– Сколько звуков? (5)
– Сколько букв? (4) Почему?
– Где находится буква «я»? После какой буквы стоит?
Сделайте вывод: – Когда же буква «я» обозначает два звука [й’а]? (В начале слова и после гласных.)
7. Чтение слов с буквой «я» (стр. 37 учебника).
– Благодаря нашим героям мы познакомились с новой буквой «я» и узнали, что она обозначает два звука в начале слова и после гласного звука.
– Маша и Миша хотят послушать, как вы прочитаете слова с изученной буквой.
Значение слов:
IV. Итог урока.
(Слайд 12)
– Вот и закончилось наше путешествие по стране Букволандии с нашими героями, а прервал их дождь. Но путешествие мы продолжим на других уроках.
– Что самое главное вы узнали из этого путешествия? Чему научились?
Обратная связь
Ученики раскрашивают цветы и вывешивают на доску.
ЦВЕТЫ
- У меня все получилось – красным.
- Не все удалось – жёлтым.
- Мне было трудно – оставить белой розу.