Хранители земли Кузнецкой

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование представления о природе Кемеровской области.

Задачи.

Образовательные: расширять знания о флоре и фауне Кузбасса.

Развивающие:
– развивать интерес обучающихся к природным объектам;
– развивать коммуникативную деятельность.

Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края.

Оборудование:
– мультимедийная презентация;
– проектор;
– заготовки с таблицами;
– чистые листы бумаги.

Игра ориентирована на обучающихся 11–14-и лет. Группа делится на 3–4 команды по 5–6 человек. Заранее команды должны подготовить название, эмблему и девиз.

В жюри приглашается 2–3 педагога.

Ход игры

Вступительное слово педагога

Читается стихотворение Валерия Локтева.

Край родной,
Ты сердцу близок,
Не сыскать тебя милей!
Скажешь так,
Как только выйдешь
На простор родных полей.

Здесь встречаю я
С поклоном
Березку, ивушку, пихту,
Значит,
Видеть я достоин
Вот такую красоту!

Она вас примет
Благосклонно,
Полечит тело и глаза.
Все восхищения достойно:
Поля, луга,
Реки, леса…

Природа Кузбасса прекрасна и богата. Здесь есть тайга, которая является домом для животных. На альпийских лугах цветут необычайной красоты цветы. Уникальное земное сокровище есть у нас в Кузбассе – это травы. Среди трав нашей области очень много лекарственных. В реках и озерах плещется рыба.

Но с каждым годом состояние природы становится все хуже. Человек все чаще и чаще вмешивается в ее жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, озера превращаются в болота.

Человек считает себя властелином природы, но он заблуждается, потому что звери, птицы, рыбы растения без нас могут прожить, а мы без них нет.

Трудно найти человека, который не был бы рад общению с природой. Но нужно понимать, что в природе все взаимосвязано, и нельзя быть другом животным и не любить растения. Только мы с вами можем сохранить красоту и богатство Кузбасса.

Для того чтобы стать хранителями земли Кузнецкой вам нужно пройти несколько станций, на которых вы проявите свои знания и узнаете много интересного о природе Кемеровской области.

Станция “Раннецветущая”.

Каждая команда получает таблицу, на которой спрятаны названия раннецветущих растений Кемеровской области. Необходимо их назвать.

Б А Я М П Р Л А Н Д
А У Ф И А Л К А Е Ы
Ш О Щ З Р Я Б Ч Т Ш
М Л У К Х К У И И Д
А Т Б Ь О И Е К Р Ф
Ч О К Ы Х Л А Т К А

Команды сдают выполненное задание жюри. После чего показываются ответы в презентации. Приложение. Слайд 3–8.

Ответы: башмачок, фиалка, хохлатка, ландыш, лук, рябчик.

Станция “Ягодная”.

Командам раздается таблица, в которую нужно вписать съедобные и ядовитые ягоды.

Задания в виде загадок показывают на Слайдах 10–19. После того как группы сдадут таблицы показать правильные ответы на Слайдах 20–21.

Съедобные ягоды Ядовитые ягоды
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7

Слайд 10.

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)

Слайд 11

Я красна и кисла,
На болоте росла.
(Клюква.)

Слайд 12.

Расту в лесу под кустиком 
На длинном стебельке. 
Кругом четыре листика, 
А в самой глубине 
Чернее ночи – ягода 
Да сильный яд во мне. 
(Вороний глаз.)

Слайд 13.

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчелы и медведи.
(Малина.)

Слайд 14.

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(Черника.)

Слайд 15

Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
(Волчья ягода.)

Слайд 16.

На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела... (облепиха)

Слайд 17.

Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
(Брусника)

Слайд 8.

У нее кусты
Высоки, густы,
Ствол и ветки – трубкой,
Очень хрупкой.
Ягоды красны,
Да не вкусны.
(Бузина.)

Слайд 19.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха.)

Между станциями, проводится игра “Пантомима”. Каждой команде раздается карточка с названиями животных, которых нужно изобразить всем участникам команды. Остальные команды отгадывают.

1-я команда:
 – лось,
– аист.

2-я команда:
– лиса,
– утка.

3-я команда:
– бобр,
– орел.

4-я команда:
– белка,
– сова.

Станция “Пернатая”.

На этой станции нужно собрать из набора букв названия птиц занесенных в Красную книгу Кемеровской области.

Слайд 23.

Команды записывают на листах бумаги названия птиц и уносят жюри.

1. Нилиф (филин).
2. Рянказа (зарянка).
3. Пьыв (выпь).
4. Коспа (скопа).
5. Ланор (орлан).
6. Сита (аист).

После этого показываются слайды 24–29 с информацией об этих птицах.

Слайд 24.

Филин – хищная птица отряда Совообразных. Размах крыльев – от 160 до 188 см. В природе филины доживают до 20 и более лет, в неволе – до 60. Их суточный рацион составляет не более 0,5 кг мяса. Его добычей становятся мыши– полевки, другие мелкие грызуны, зайцы, белки. Может нападать на глухарей, уток, чаек и даже куниц.

Слайд 25.

Зарянка, малиновка – перелетная птица из семейства Мухоловковых. В углублении на земле самка строит гнездо из листвы и травинок и откладывает 5–8 яиц. Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток.

Слайд 26.

Большая выпь – птица семейства Цаплевых. Относится к отряду Аистообразные. Обитает среди тростника и камыша. Выпь питается в основном различной рыбой: карасями, линями, окунями, небольшими щуками. Также едят выпи и лягушек, тритонов, водных насекомых, червей, головастиков. Иногда ловят они и мелких млекопитающих. Птенцов выпь кормит в основном головастиками.

Слайд 27.

Скопа – хищная птица, единственный представитель семейства Скопиных. Крупная хищная птица длиной 55–58 см, с размахом крыльев 145–170 см. В отличие от других хищных птиц, рацион скопы почти полностью (более 99 %) состоит из рыбы. В выборе конкретных видов рыб птицы неразборчивы и питаются всем, что в состоянии поймать у поверхности воды.

Слайд 28.

Орлан-белохвост– хищная птица из семейства Ястребиных. Длина тела орлана-белохвоста составляет от 70 до 90 сантиметров, размах крыльев – от 200 до 230 сантиметров, масса – от 4 до 7 килограмм. Пища белохвоста весьма различна, в зависимости от времени года и характера обитаемой им области, но рыба имеет существенное значение в его кормовом рационе – лещ, окунь, сом. Чаще всего белохвосты добывают зайцев, сурков, малых и рыжеватых сусликов.

Слайд 29.

Черный аист– птица из семейства Аистовые. Эта скрытная птица предпочитает селиться в глухих, старых лесах на равнинах и предгорьях возле водоемов – лесных озер, рек, болот. Питается в основном рыбой, мелкими водными позвоночными и беспозвоночными животными.

Станция “ Кроссвордная”.

Командам раздается кроссворд о животных Кемеровской области. Побеждает команда, которая разгадает весь кроссворд. Или побеждает та команда, которая за определенный промежуток времени разгадает больше слов.

По горизонтали:

1. Небольшое парнокопытное оленевидное животное. Задние ноги непропорционально длинные. Рога отсутствуют. У самцов – длинные изогнутые клыки, имеется брюшная железа, вырабатывающая мускус.

2. Хищное млекопитающее семейства куньих, ведет полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде.

3. Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов. Длина тела – 60-90 см, масса – до 24 кг, ведет ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток, впадает на зиму в спячку. На морде две темные полосы, тянущиеся от носа к ушам.

4.

С давних пор живу в Сибири,
Без нее я не могу.
Самым ценным мехом в мире,
Я прославил всю тайгу.

5. Хищное, всеядное млекопитающее семейства куньих. Масса тела 9–18 кг, длина 70–86 см, длина хвоста 18–23 см. Внешне напоминает скорее медведя или барсука. Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль балансира, легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и чутьем.

По вертикали:

1. Днем эти животные лежат в выкопанной яме. К вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую преимущественно из растительности (корней, плодов, и т. п.), но включающей также различных мелких животных и падаль. Их детеныши в первое время окрашены белыми, черно-бурыми и желтыми полосами, помогающими маскироваться в лесной подстилке.

2.

Бел как снег,
Пушист и мал.
В саже хвостик замарал.

3. Маленький олень легкого и изящного сложения. Уши длинные, заостренные. Окраска одноцветная: летом – рыжая, зимой – серая. Светлые волосы на ягодицах под хвостом образуют “зеркало”.

4. Какое животное называют “сохатым”? Это самое крупное животное Кемеровской области.

5. Животное, невосприимчивое к пчелиным укусам. Хорошо плавает, быстро бегает, может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах.

По горизонтали: 1 кабарга, 2 выдра, 3 барсук, 4 соболь, 5 росомаха.

По вертикали: 1 кабан, 2 горностай, 3 косуля, 4 лось, 5 медведь.

После разгадывания кроссворда показываются слайды № 31–32 с правильными ответами.

По окончании игры подводятся итоги. Награждаются команды.

Источники:

  1. Касаткина Н.А. Биология 6–7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Н.А Касаткина.– Волгоград: Учитель 2007.
  2. Калеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. Н.Л. Галеева. – Москва, 2007.
  3. Касаткина Н.А. внеклассная работа по биологии. Н.А. Касаткина. Волгоград: Учитель, 2004.
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=башмачок%20крупноцветковый- башмачок
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B%D1%88&pos=121&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F4%2F84%2F472%2F84472490_2075_big.jpg – ландыш
  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%80%D1%8F%D0%B1%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9&pos=63&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F74439s022.edusite.ru%2Fimg%2Fp55_611_7c7152b6.jpg – рябчик
  7. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0&pos=33&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F3%2F78%2F237%2F78237592_105785.jpg- калина
  8. http://detkam.e-papa.ru/zagadki/40/ – загадки
  9. http://vremyazabav.ru/zanimatelno/zagadki/pro-yagodi-i-gribi.html – загадки
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD