Тема урока: "Евангелие"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Знакомство с книгой Евангелие.

Задачи урока:

  • Обучающая: познакомить детей со значением слов Евангелие и Новый Завет; апостол. Писатели Нового Завета - евангелисты их имена и символы.
  • Развивающая: закреплять понимание детей , что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству; значения для христианской культуры евангельских сюжетов.
  • Воспитывающая: продолжение работы по усвоению отличия уважительного и священного отношения к предметам в православной традиции. Разговор о том, что такое предательство.

Ключевые понятия урока: Священное Писание, Библия, Новый Завет, завет, апостолы, апостолы-евангелисты.

Тип урока – знакомство с новым материалом.

Форма урока – традиционная.

Учебный материал - учебник «Основы православной культуры», М., «Просвещение», 2012, стр.17 - 19.

Дополнительный материал – презентация к уроку «Евангелие»; вопросы и задания к теме «Евангелие».

Оборудование урока – мультимедиа проектор, раздаточный материал: учебники, «Вопросы и задания к теме Евангелие».

Ход урока.

Первый раздел урока. Повторение прошлого урока.

Для повторения урока по теме «Библия. Священное Писание», детям предлагается краткая презентация предыдущего урока. Ребята самостоятельно задают вопросы и получают на них ответы.

- Ребята вспоминают ключевые слова урока: Священное Писание, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, завет, пророк, христианин.

Дети рассказывают о святых, чьи имена носят.(возможно)

Второй раздел урока. Новый материал.

Учитель раздаёт детям «Вопросы и задания к теме Евангелие», которые они просматривают. До нужного раздела урока листы лежат на партах.

(Для объяснения нового материала учитель использует презентацию «Евангелие»).

1 слайд. Учитель сообщает, что сегодня на уроке мы познакомимся с книгой, которая называется Евангелие. Далее рассматривается слайд. Из жизни Господа Иисуса Христа рассказывается учителем или ребятами о чуде в Каннах (первое чудо – претворение воды в вино). Современные дети часто могут рассказать и сами об этом чуде, особенно побывавшие на Святой Земле.

2 слайд. Вопросы к детям о книге, украшении оклада (почему такой красивый и нарядный), о тех кто изображён на Евангелии.

3 слайд. Ребята узнают из миниатюры Евангелия 14 века о двенадцати апостолах, которых Иисус Христос послал учить людей тому, чему Он научил апостолов. Обращается внимание на красоту миниатюры, стройности яркости, светлости её красок.

4 слайд. Ребята читают текст слайда, знакомятся со значением слова апостол.

5 слайд. Знакомство с апостолами-евангелистами. Ученикам предлагается рассмотреть внимательно византийскую икону 14 века (главная икона Пушкинского музея) Найти общее и разное в изображении апостолов. Главное – увидеть четырёх апостолов первого ряда с книгами и свитками, нимбами вокруг глав. Юного апостола Иоанна – любимого ученика Спасителя.

6 слайд. Ещё одно знакомство с апостолами, которые совершают важную для человечества трапезу. Ребята сами обнаруживают среди всех апостолов одного «тёмного», по определению детей. Узнают о важном сюжете (каноне), который привлёк к себе внимание многих христианских художников. Это станет домашним заданием ребятам. Здесь есть возможность поговорить о предательстве и о человеколюбии Спасителя, Его сильном терпении до конца, о свободном выборе каждого чаловека.

7 слайд. Информативный слайд о семидесяти апостолах. Это ученики учеников Иисуса Христа.

8, 9 слайды. Здесь ребята знакомятся с символами апостолов-евангелистов. Рассматривают иконы, фрески и символы. (если дети вспоминают о знаках зодиака, предупредить, что смысл символов евангелистов сейчас будет раскрыт).

Работа переходит на стр. 17 учебника «Основ православной культуры». Ребята читают врезку «Это интересно», узнают о символики евангелистов. Затем внимательно рассматривается репродукция работы В. Васнецова «Христос Вседержитель». Ребята с радостью обнаруживают, что они много видят на этой иконе. Знают, что участниками событий иконы являются и апостолы, которые здесь представлены символами.

10 слайд. Вновь рассматривается совместно с ребятами икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Дети находят символы: белый голубь, красные кружочки на нимбах над главами апостолов и Богородицы. Ребята проводят поиск необычного на иконе сами и задают вопросы о том, что им непонятно. Учитель рассказывает ещё об одном чуде. Разговоре апостолов на разных языках после схождения на них Святого Духа. Как очень многие жители Иерусалима тогда приняли учение Христа и стали христианами.

Третий раздел урока. Закрепление материала.

Важно вспомнить с ребятами кто принёс на землю молитву «Отче наш» и в какой книге она записана.

Четвёртый раздел уроков. Повторение.

Ребята заполняют «Вопросы и задания по теме Евангелие». Отвечать на эти вопросы ребята могут помогая друг другу.

Пятый раздел урока. Подведение итогов.

Ребята рассказывают что узнали нового, что запомнилось. Задают вопросы. Активно работающие ученики, получают любимые «плюсы». Для интересующихся домашнее задание: поискать работы художников «Тайная вечеря». Узнать о чудесах Иисуса Христа Спасителя и рассказать на следующем уроке.

Вопросы и задания.

Презентация