Цель урока: первая встреча с Библией.
Задачи урока.
Обучающая: познакомить детей со значением слов Священное Писание, Библия, христианин, пророк. Осмыслить структуру Библии; её Ветхий Завет, Новый Завет и их символы; значение слова завет; писатели Ветхого Завета.
Развивающая: прояснить, что священное отношение верующих людей к текстам Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к человечеству; значения для христианской культуры сюжетов Библии.
Воспитывающая: усвоить отличие уважительного и священного отношения к предметам в православной традиции.
Ключевые понятия урока: Священное Писание, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, завет, пророк, христианин.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма урока:традиционная.
Учебный материал: учебник “Основы православной культуры”, М., “Просвещение”, 2012, стр.16.
Дополнительный материал: презентация к уроку “Священное Писание”; вопросы и задания к теме “Библия”.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, раздаточный материал учебники, “Вопросы и задания к теме Библия”.
Ход урока
Первый раздел урока. Повторение прошлого урока.
Детям предлагается вспомнить как Герда победила воинов Снежной Королевы? Чем она воспользовалась? Кто подарил нам эту молитву.
- Ребята вспоминают ключевые слова урока: молитва, молитва “Отче наш”. Вспоминают, что без искушений (экзаменов) не может человек жить на земле. Так нас Бог делает взрослыми.
Второй раздел урока. Новый материал.
Учитель раздаёт детям “Вопросы и задания к теме Библия”. До нужного раздела урока листы лежат на партах.
Для объяснения нового материала учитель использует презентацию “Священное Писание”.
Учитель сообщает ребятам, что молитва “Отче наш” записана в главной книге христиан. Спрашивает у них, знают ли ребята о какой книге идёт речь?
1 слайд. Учащиеся читают название книги (Священное Писание), поясняют почему слова написаны заглавными буквами, вспоминают об иконе на обложке книги. Ребята говорят, что заглавными буквами записаны эти слова потому, что это святые слова. Из прошлых уроков помня об этом. Дают точное название иконе Троица. Это является материалом для повторения. О Священном Писании важно, чтобы ребята поняли, что это собрание книг христиан.
2, 3 слайды. Ребята знакомятся с другим названием книги (Библия). Рассматривают названия, содержащихся в Библии сочинений. Лучше с помощью ребят прочитать названия книг, т.к. бывает, что и даже слово Библия дети слышат в первый раз. Стоит обратить внимание на разнообразие жанров их. Это и исторические книги, и поэзия, и законы, и пророческие книги, книги с особыми письмами (посланиями). Часто ребята обращают внимание на книгу Откровение или на знакомое название Евангелие.
4 слайд. Знакомство со значением слов Библия, христиане. Здесь предлагается рассказать, м. б. напомнить о радуге, как древнейшем знаке любви Бога к человеку, а не исключительно природном явлении. Предлагается пока принять за символ Нового завета храм с Крестом, до темы о Кресте.
О христианах учащиеся читают в учебники на стр.16.
5 слайд. Следующий этап знакомства – структура Священного Писания.
6 слайд. Учащиеся находят общее существительное завет (Ветхий Завет и Новый Завет) и знакомятся со значением слова Завет.
7 слайд. На слайде предложено прочитать детям сейчас им более понятные слова, которые по смыслу схожи со словом завет, однако синонимами их не назовёшь.
8 слайд. Слайд содержит следующий важный вопрос урока.
9–12 слайды. С помощью этих слайдов дети узнают о чудесах, связанных с пророками Моисеем, Ильёй. О молитве пророка Моисея и по его молитве чуде перехода Чермного моря израильтянами. О скрижалях будет рассказ на других уроках, сейчас достаточно того, что дети это услышат и увидят на слайде (работа Г. Доре). Увидят как помазывался на царство царь Саул пророком Самуилом.
13 слайд. Учащиеся узнают, что книги Ветхого Завета были написаны пророками.
Третий раздел урока. Закрепление нового материала.
14слайд. Ребятам предлагается с помощью символов (слайды 4, 5) назвать все книги, т.е. повторить кратко материал урока. Купол храма – Новый Завет, радуга – Ветхий Завет. Стрелочки вводят эти книги в одну, которая называется Библия или Священное Писание.
Четвёртый раздел урока. Повторение.
Дети заполняют лист с “Вопросами и заданиями по теме Библия”. Лучше ребятам помогать отвечать на эти вопросы. Необходимо помнить, что здесь необходимо само знание. Очень хорошо, когда ребята помогают друг другу.
Пятый раздел урока. Подведение итогов.
Ребята рассказывают что узнали нового, что запомнилось. Задают вопросы. Активно работающие ученики, получают любимые “плюсы”.
Вопросы и задания к теме Библия (Приложение)