Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации слайдов презентации (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3. Приложение 4) и алгоритмом (Приложение 5), тест (Приложение 6).
Цель как деятельность учеников:
Метапредметная: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её (строить алгоритм рассуждения).
Метакоммуникативная: развитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.
Линия развития (знания о языке как основа речевой деятельности): формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других количественных числительных, использовать собирательные числительные в речи, правильно сочетая их с существительными.
Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности.
Цель: создание положительного эмоционального настроя и мотивации к учению.
Энергизатор “Доброе слово”:
- Прошу вас улыбнуться друг другу и сказать какие-нибудь добрые слова своему соседу по парте.
II. Лингвистическая разминка.
Цель: развитие интереса к языку
- Как и на всех предыдущих уроках, наш разговор мы начнём с познавательного лингвистического материала. (Рассказ ученика, готовившего сообщение на тему “Из истории слова”, который рассказывает о происхождении числительного 40):
“Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок”). Слайд №3 (Приложение 1)
- Расскажите о морфологических признаках числительного 40. В чём особенность склонения числительного 40? (40 – простое количественное числительное, обозначающее целое число.
У числительного 40 только две формы: сорок (Им.п., В.), сорока (Р.,Д.,Т.,П.)).
III. Актуализация изученного с введением в тему урока.
Цель как деятельность учеников: развитие умение правильно употреблять в устной речи количественные числительные разных разрядов; развитие умения отличать простые и составные числительные; развитие умения правильно склонять составные числительные, обозначающие целые числа.
Предлагаются задания по изученному материалу
1) Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на слайде.
Около 2 000 700 000 рублей; 11 классами; 500 избирателями; 8 площади; в 2017 году;
поля; о 900 слушателяхс 70 000 000 человек; урожая.
Слайд№4 (Приложение 1)
2) Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной.
3) Назовите простые числительные, назовите составные числительные.
Цель как деятельность учеников: развитие умения различать и группировать количественные числительные в зависимости от разряда.
4) Распределите числительные, которые написаны на карточках, закреплённых магнитами на доске, на группы (в зависимости от разряда. Числительные, обозначающие целые числа:
два миллиарда семьсот тысяч, одиннадцать, пятьсот, две тысячи семнадцать, девятьсот, семь миллионов. Дробные числительные:, всемь целых и семь девятых, одна вторая ,пять шестых).
6) Организуется подводящий к теме диалог:
- По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?
- Разрядами каких числительных являются дробные и числительные, обозначающие целые числа?
- Что объединяет все эти числительные?
Цель: подвести к формулированию темы урока.
- Какие-нибудь ещё известные вам части речи отвечают на такие же вопросы?
- Перед вами схема классификации числительных, которую мы составляли на первом уроке по теме “Имя числительное”. Она отражает всю информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент? Слайд №5 (Приложение 1)
- Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока
IV. Этап открытия новых знаний.
- Записываем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.
- После нашего урока вы должны уметь следующее:
а) Отличать собирательные числительные от других количественных числительных.
б) Уметь употреблять собирательные числительные в речи, правильно сочетая их с существительными.
Для того чтобы приобрести эти умения, нам нужны определённые знания. Представляю вопросы, на которые мы будем отвечать на уроке:
1) На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?
2) С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?
Слайд №6, 7 (Приложение 1)
- Что мы уже знаем о собирательных числительных, исходя из того, что уже изучено на предыдущих уроках?
- Посмотрите, как образуются собирательные числительные:
Слайд №8 (Приложение 1)
- Определите способ словообразования.
- Образуйте по аналогии собирательные числительные от числительных, обозначающих целые числа, 3, 4, 5 и т.д.
Цель как деятельность учеников: формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других числительных.
Работа по карточкам в группах (парах). Слайд №9 (Приложение 1)
Приложение 3
Задание.
На карточках пословицы, поговорки, в которых употребляются количественные числительные.
Прочитайте пословицы и поговорки. Среди пословиц и поговорок найдите те, в которых есть собирательные числительные. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.
1 комплект.
1. Один в поле не воин.
2. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
3. Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
4. Один раз солгал - навек лгуном стал.
2 комплект.
1. Руки поборют одного, знанье - тысячу.
2. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
3. Одна мудрая голова ста голов стоит.
4. Двое пашут, а семеро руками машут.
3 комплект.
1. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
2. Ему семерых посади – всех до смерти заврет.
3. Семь раз отмерь, а один- отрежь.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4 комплект.
1. Одна голова хорошо, а две лучше
2. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
3. Ум хорошо, а два лучше.
4. Семь пятниц на неделе.
Постановка первой учебной задачи.
Цель как деятельность ученика: формирование и развитие умения употреблять собирательные числительные, правильно сочетая их с существительными
Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной проблемной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас. Слайд №10 (Приложение 1)
Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: “Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?” Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: “Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг”. Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: “Грамотей!” После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
- Как вы считаете, что произошло? Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла?
- Что значит слово “грамотей”? (Слово имеет ярко выраженную экспрессивную (негативную, ироничную окраску)
Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что Антон допустил ошибку в употреблении числительного, то сразу даю задание по группам. В противном случае задаю наводящие вопросы.
- А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? (Ответят, что это ещё не изучалось или выскажут свои предположения. В любом случае следует выслушать все возможные ответы, не акцентируя внимания на правильности или неправильности суждений)
- Где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник, Интернет)
- Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать самостоятельно вывод о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.
- Вот мы и подошли к вопросу о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.
Задание по группам (4 человека)
Дан комплект иллюстраций для каждой группы (Слайд №11-14. Приложение 1) + Приложение 2 + карточка (Приложение 4)
Каждый комплект содержит иллюстрации, на которых изображены детёныши животных, дети, лица мужского пола, существительные, употребляющиеся только во множественном числе, то есть те существительные, с которыми собирательные числительные употребляются.
На карточке даны незаконченные предложения, дописав которые после наблюдений по 1 карточке, ученики должны сформулировать правило о сочетании собирательных числительных существительными. (Работая в группе, наблюдают и самостоятельно делают выводы, что собирательные числительные сочетаются со следующими существительными Слайд №15. (Приложение 1):
- с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола;
- с именами существительными, обозначающими детей;
- с именами существительными, обозначающими детёнышей животных;
- с именами существительными, обозначающими существительные, употребляемыми только во множественном числе).
Ответы при необходимости корректируются. Предлагается закрепить карточки на доске с помощью магнитов таким образом, чтобы образовались 4 группы существительных, с которыми употребляются собирательные числительные.
- Откроем учебники на стр.155 и сопоставим наши выводы и теоретический материал §65 (3 абзаца).
- Теперь вы можете объяснить, почему Настя, назвав Антона грамотеем ушла?
- Могли бы Настя с Антоном подружиться, если бы Антон не ошибся?
Исправьте ошибку Антона. (Исправляют ошибку Антона)
- Оказывается, надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг. Слайд№16 (Приложение 1)
- Важно ли уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные?
- В каких ещё жизненных ситуациях, как вам кажется, может помешать неумение грамотно строить свою речь?
- Чтобы вы не ошибались, давайте составим алгоритм, с помощью которого вы будете решать, можно употреблять собирательное числительное с конкретным существительным.
Сочетание собирательных числительных с именами существительными. (Слайд №17. Приложение 1)
Закрепление (первичное)
Цель как деятельность учеников: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую; развитие умения по алгоритму делать выбор существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.
Теперь попытаемся использовать алгоритм при выполнении задания.
Задание.
Определить с помощью составленного алгоритма (Приложение 5), в каких случаях допустимо сочетание собирательного числительного с существительным.
Образец рассуждения показать на примере следующего предложения:
Трое настенных часов отнесли в ремонт. (Проговаривая алгоритм, выполняют задание в парах: вставляют пропущенные буквы в словах, проверяют, сочетаются ли собирательные числительные с существительными. Проверка осуществляется по цепочке.)
1. (Трое) студентов успешно сдали экзамен.
2. (Пятеро) лучших балерин участвуют в новом спектакле.
3. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.
4. На лесной поляне резвились (шестеро) волчат.
5. Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.
- У кого возникли трудности с выполнением задания?
- Кто сразу справился?
- Помог ли вам алгоритм?
V. Этап закрепления и применения новых знаний
Цель как деятельность учеников: развитие умения применять новые знания о собирательных числительных (умение правильно сочетать собирательные числительные с существительными и правильно склонять эти собирательные числительные).
Используя добытые знания, вы должны выполнить упр. 372. Прочитайте задание к упр. При выполнении используйте материал учебника и алгоритм. (Взаимопроверка в парах).
Выполните самостоятельно тестовые задания с выбором ответа (тесты составлены в соответствии с КИМами ЕГЭ). Приложение 6
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:
а) пятнадцать, три вторых, семеро;
б) двое, три, четверо
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б) пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое манекенщиц.
VI. Рефлексия. Слайды№ 18, 19. (Приложение 1)
Продолжите, пожалуйста, предложения.
Сегодня мы изучали……
Мы теперь знаем, как….
Мы умеем правильно….
Полученные знания нам помогут….
А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.
Мне сегодня на уроке было всё понятно.
У меня всё получалось.
Я иногда испытывал затруднения при(в)…….
Я доволен собой
Я не совсем доволен собой
Я совсем не доволен собой
VII. Домашнее задание. (Слайд №20. Приложение 1)
§65 (с.155, 157 - теоретический материал, изученный на уроке, повторить); упр.374.