Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации слайдов презентации (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3. Приложение 4) и алгоритмом (Приложение 5), тест (Приложение 6).

Цель как деятельность учеников:

Метапредметная: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её (строить алгоритм рассуждения).

Метакоммуникативная: развитие умения слушать, понимать, выделять главное, формулировать свои мысли.

Линия развития (знания о языке как основа речевой деятельности): формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других количественных числительных, использовать собирательные числительные в речи, правильно сочетая их с существительными.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока

I. Этап самоопределения к деятельности.

Цель: создание положительного эмоционального настроя и мотивации к учению.

Энергизатор “Доброе слово”:

- Прошу вас улыбнуться друг другу и сказать какие-нибудь добрые слова своему соседу по парте.

II. Лингвистическая разминка.

Цель: развитие интереса к языку

- Как и на всех предыдущих уроках, наш разговор мы начнём с познавательного лингвистического материала. (Рассказ ученика, готовившего сообщение на тему “Из истории слова”, который рассказывает о происхождении числительного 40):

“Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок”). Слайд №3 (Приложение 1)

- Расскажите о морфологических признаках числительного 40. В чём особенность склонения числительного 40? (40 – простое количественное числительное, обозначающее целое число.

У числительного 40 только две формы: сорок (Им.п., В.), сорока (Р.,Д.,Т.,П.)).

III. Актуализация изученного с введением в тему урока.

Цель как деятельность учеников: развитие умение правильно употреблять в устной речи количественные числительные разных разрядов; развитие умения отличать простые и составные числительные; развитие умения правильно склонять составные числительные, обозначающие целые числа.

Предлагаются задания по изученному материалу

1) Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на слайде.

Около 2 000 700 000 рублей; 11 классами; 500 избирателями; 8 площади; в 2017 году;

 поля; о 900 слушателяхс 70 000 000 человек; урожая.

Слайд№4 (Приложение 1)

2) Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной.

3) Назовите простые числительные, назовите составные числительные.

Цель как деятельность учеников: развитие умения различать и группировать количественные числительные в зависимости от разряда.

4) Распределите числительные, которые написаны на карточках, закреплённых магнитами на доске, на группы (в зависимости от разряда. Числительные, обозначающие целые числа:

два миллиарда семьсот тысяч, одиннадцать, пятьсот, две тысячи семнадцать, девятьсот, семь миллионов. Дробные числительные:, всемь целых и семь девятых, одна вторая ,пять шестых).

6) Организуется подводящий к теме диалог:

- По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?

- Разрядами каких числительных являются дробные и числительные, обозначающие целые числа?

- Что объединяет все эти числительные?

Цель: подвести к формулированию темы урока.

- Какие-нибудь ещё известные вам части речи отвечают на такие же вопросы?

- Перед вами схема классификации числительных, которую мы составляли на первом уроке по теме “Имя числительное”. Она отражает всю информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент? Слайд №5 (Приложение 1)

- Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

IV. Этап открытия новых знаний.

- Записываем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.

- После нашего урока вы должны уметь следующее:

а) Отличать собирательные числительные от других количественных числительных.

б) Уметь употреблять собирательные числительные в речи, правильно сочетая их с существительными.

Для того чтобы приобрести эти умения, нам нужны определённые знания. Представляю вопросы, на которые мы будем отвечать на уроке:

1) На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?

2) С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?

Слайд №6, 7 (Приложение 1)

- Что мы уже знаем о собирательных числительных, исходя из того, что уже изучено на предыдущих уроках?

- Посмотрите, как образуются собирательные числительные:

Слайд №8 (Приложение 1)

- Определите способ словообразования.

- Образуйте по аналогии собирательные числительные от числительных, обозначающих целые числа, 3, 4, 5 и т.д.

Цель как деятельность учеников: формирование и развитие умения отличать собирательные числительные от других числительных.

Работа по карточкам в группах (парах). Слайд №9 (Приложение 1)

Приложение 3

Задание.

На карточках пословицы, поговорки, в которых употребляются количественные числительные.

Прочитайте пословицы и поговорки. Среди пословиц и поговорок найдите те, в которых есть собирательные числительные. Объясните смысл этих пословиц и поговорок.

1 комплект.

1. Один в поле не воин. 

2. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости

3. Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года. 

4. Один раз солгал - навек лгуном стал. 

2 комплект.

1. Руки поборют одного, знанье - тысячу. 

2. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

3. Одна мудрая голова ста голов стоит. 

4. Двое пашут, а семеро руками машут.

3 комплект.

1. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. 

2. Ему семерых посади – всех до смерти заврет.

3. Семь раз отмерь, а один- отрежь.

4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4 комплект.

1. Одна голова хорошо, а две лучше

2. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

3. Ум хорошо, а два лучше.

4. Семь пятниц на неделе.

Постановка первой учебной задачи.

Цель как деятельность ученика: формирование и развитие умения употреблять собирательные числительные, правильно сочетая их с существительными

Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной проблемной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас. Слайд №10 (Приложение 1)

Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: “Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?” Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: “Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг”. Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: “Грамотей!” После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.

- Как вы считаете, что произошло? Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла?

- Что значит слово “грамотей”? (Слово имеет ярко выраженную экспрессивную (негативную, ироничную окраску)

Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что Антон допустил ошибку в употреблении числительного, то сразу даю задание по группам. В противном случае задаю наводящие вопросы.

- А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? (Ответят, что это ещё не изучалось или выскажут свои предположения. В любом случае следует выслушать все возможные ответы, не акцентируя внимания на правильности или неправильности суждений)

- Где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник, Интернет)

- Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать самостоятельно вывод о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.

- Вот мы и подошли к вопросу о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные.

Задание по группам (4 человека)

Дан комплект иллюстраций для каждой группы (Слайд №11-14. Приложение 1) + Приложение 2 + карточка (Приложение 4)

Каждый комплект содержит иллюстрации, на которых изображены детёныши животных, дети, лица мужского пола, существительные, употребляющиеся только во множественном числе, то есть те существительные, с которыми собирательные числительные употребляются.

На карточке даны незаконченные предложения, дописав которые после наблюдений по 1 карточке, ученики должны сформулировать правило о сочетании собирательных числительных существительными. (Работая в группе, наблюдают и самостоятельно делают выводы, что собирательные числительные сочетаются со следующими существительными Слайд №15. (Приложение 1):

- с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола;

- с именами существительными, обозначающими детей;

- с именами существительными, обозначающими детёнышей животных;

- с именами существительными, обозначающими существительные, употребляемыми только во множественном числе).

Ответы при необходимости корректируются. Предлагается закрепить карточки на доске с помощью магнитов таким образом, чтобы образовались 4 группы существительных, с которыми употребляются собирательные числительные.

- Откроем учебники на стр.155 и сопоставим наши выводы и теоретический материал §65 (3 абзаца).

- Теперь вы можете объяснить, почему Настя, назвав Антона грамотеем ушла?

- Могли бы Настя с Антоном подружиться, если бы Антон не ошибся?

Исправьте ошибку Антона. (Исправляют ошибку Антона)

- Оказывается, надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг. Слайд№16 (Приложение 1)

- Важно ли уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные?

- В каких ещё жизненных ситуациях, как вам кажется, может помешать неумение грамотно строить свою речь?

- Чтобы вы не ошибались, давайте составим алгоритм, с помощью которого вы будете решать, можно употреблять собирательное числительное с конкретным существительным.

Сочетание собирательных числительных с именами существительными. (Слайд №17. Приложение 1)

Закрепление (первичное)

Цель как деятельность учеников: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую; развитие умения по алгоритму делать выбор существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные.

Теперь попытаемся использовать алгоритм при выполнении задания.

Задание.

Определить с помощью составленного алгоритма (Приложение 5), в каких случаях допустимо сочетание собирательного числительного с существительным.

Образец рассуждения показать на примере следующего предложения:

Трое настенных часов отнесли в ремонт. (Проговаривая алгоритм, выполняют задание в парах: вставляют пропущенные буквы в словах, проверяют, сочетаются ли собирательные числительные с существительными. Проверка осуществляется по цепочке.)

1. (Трое) студентов успешно сдали экзамен.

2. (Пятеро) лучших балерин участвуют в новом спектакле.

3. (Пятеро) суток понадобилось нам, чтобы добраться до места назначения.

4. На лесной поляне резвились (шестеро) волчат.

5. Четверо дельфинов порадовали своим выступлением посетителей дельфинария.

- У кого возникли трудности с выполнением задания?

- Кто сразу справился?

- Помог ли вам алгоритм?

V. Этап закрепления и применения новых знаний

Цель как деятельность учеников: развитие умения применять новые знания о собирательных числительных (умение правильно сочетать собирательные числительные с существительными и правильно склонять эти собирательные числительные).

Используя добытые знания, вы должны выполнить упр. 372. Прочитайте задание к упр. При выполнении используйте материал учебника и алгоритм. (Взаимопроверка в парах).

Выполните самостоятельно тестовые задания с выбором ответа (тесты составлены в соответствии с КИМами ЕГЭ). Приложение 6

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое манекенщиц.

VI. Рефлексия. Слайды№ 18, 19. (Приложение 1)

Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….

А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

VII. Домашнее задание. (Слайд №20. Приложение 1)

§65 (с.155, 157 - теоретический материал, изученный на уроке, повторить); упр.374.