Программа "Одаренный ребенок"

Разделы: Общепедагогические технологии


1.Общиеположения программы “Одаренный ребенок”.

Актуальность, цели и задачи.

Глобальные изменения, происходящие в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах общества предъявляет более высокие требования к образованию. В современном мире значение образования увеличивается. В Концепции модернизации российского образования говорится, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

Цель программы состоит в определении стратегии, принципов психолого- педагогического и научно-методического обеспечения ее реализации.

Задачи:

    * создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

    *создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

    *стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

    *создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;

    * осуществлять издательскую деятельность по данной проблеме.

Принципы реализации программы:

    *гуманизм;

    *индивидуальный и дифференцированный подход;

    *систематичность

Содержание понятия “одаренность”.

1. Психофизиологические особенности:

    - наличие природных способностей к активному и целостному восприятию;

    - природно-обусловленная;

    - к научному труду;

    - интуитивность

2. Интеллектуальные особенности:

    - познавательный интерес;

    - высокий уровень интеллектуального развития;

    - нестандартность мышления.

3. Творческий (креативный) потенциал:

    - оригинальность в решении обучающее-познавательных вопросов;

    - инициативность;

    - интенсивность умственного труда

4. Мировоззренческие ценности:

    - высокий уровень контроля и самоконтроля.

2.Социально-психологическое обеспечение программы “Одаренный ребенок”:

    *разработка документов с целью определения способных детей и создание условий поддержки учащимся;

    *создание банка данных по программе “Одаренный ребенок”;

    *разработка и внедрение индивидуальных программ;

    формирование умения адаптироваться в социально значимой среде;

    *организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психологической готовности.

3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся:

Мероприятия Сроки
2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
1 Сбор и систематизация материала по данной проблеме в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года
2 Формирование банка диагностических методик познавательных возможностей и способностей учащихся в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года
3 Подготовка программно-методического обеспечения   август август август август
4 Подбор материала для классных руководителей по работе с одаренными детьми в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года
5 Разработка материалов для интеллектуальных марафонов, олимпиад с учетом достижений современной науки для учащихся начальных классов       в течение года в течение года
6 Оформление стенда “Организация работы с одаренными детьми”:

* “Психолого-педагогические основы содержания ребенка с одаренными детьми”;

* “Что такое одаренность”;

* “Информационный бюллетень о новинках психолого-педагогической литературы по данной проблеме”;

* “Перспективы работы с одаренными детьми”.

        1 раз в четверть
7 Организация долговременного исследование над проблемой результативности работы по теме “Развитие творческого мышления учащихся”. в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года

Организация исследования по теме “Развитие творческого мышления учащихся”

1 Развитие творческих способностей учащихся в течение года        
2 Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления   в течение года в течение года в течение года  
3 Использование интернет технологий для развития творческого мышления учащихся         в течение года

Диагностическое направление

1 Сбор информации о детях, имеющих более высокий уровень познавательной активности январь январь январь январь январь
2 Создание школьного банка данных “Одаренный ребенок” февраль февраль февраль февраль февраль
3 Усовершенствование отбора одаренных детей, разработка индивидуальных карт психологического развития одаренных детей     март в течение года в течение года
4 Участие в школьных олимпиадах по предметам, интеллектуальных играх “Русский медвежонок”, “Кенгуренок”, предметных неделях в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года
5 Организация и проведение интеллектуального чемпионата “Старт” для учащихся начальной школы     февраль февраль февраль

Консультативное направление

1 Консультация учителей, классных руководителей, родителей и учащихся по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с учащимися, имеющих более высокий уровень интеллектуальных возможностей в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года

Развивающая и коррекционная работа

1 Индивидуальная и групповая работа с одаренными учащимися в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года

Просветительская работа

1 Выступления на семинарах, педсоветах по данной проблеме январь январь      
2 Участие в областной научно-практической конференции “Сопровождение одаренного ребенка в региональной системе образования”     декабрь декабрь  
3 Выступления на школьных родительских собраниях по данной проблеме апрель апрель апрель апрель апрель
4 Подготовка к печати материалов по работе с одаренными детьми   январь   январь январь
5 Участие младших школьников в школьной научно-практической конференции “Поиск, находки, решения”     апрель апрель апрель
6 Организация занятий с одаренными учащимися по обучению их навыкам поддержания психолошической стабильности и психорегуляции, творческого саморазвития         в течение года

4. Результаты работы по программе “Одаренный ребенок”

1. Заключение по результатам работы над проблемой “Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления”.

2. Результаты олимпиад, интеллектуальных игр, марафонов, конкурсов за 2007-2012 уч. годы.

3. Результаты адаптации учащихся, имеющих более высокий уровень развития творческих способностей.