1.Общиеположения программы “Одаренный ребенок”.
Актуальность, цели и задачи.
Глобальные изменения, происходящие в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах общества предъявляет более высокие требования к образованию. В современном мире значение образования увеличивается. В Концепции модернизации российского образования говорится, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Цель программы состоит в определении стратегии, принципов психолого- педагогического и научно-методического обеспечения ее реализации.
Задачи:
* создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
*создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;
*стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
*создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;
* осуществлять издательскую деятельность по данной проблеме.
Принципы реализации программы:
*гуманизм;
*индивидуальный и дифференцированный подход;
*систематичность
Содержание понятия “одаренность”.
1. Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к активному и целостному восприятию;
- природно-обусловленная;
- к научному труду;
- интуитивность
2. Интеллектуальные особенности:
- познавательный интерес;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления.
3. Творческий (креативный) потенциал:
- оригинальность в решении обучающее-познавательных вопросов;
- инициативность;
- интенсивность умственного труда
4. Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень контроля и самоконтроля.
2.Социально-психологическое обеспечение программы “Одаренный ребенок”:
*разработка документов с целью определения способных детей и создание условий поддержки учащимся;
*создание банка данных по программе “Одаренный ребенок”;
*разработка и внедрение индивидуальных программ;
формирование умения адаптироваться в социально значимой среде;
*организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психологической готовности.
3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся:
№ | Мероприятия | Сроки | ||||
2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | ||
1 | Сбор и систематизация материала по данной проблеме | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
2 | Формирование банка диагностических методик познавательных возможностей и способностей учащихся | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
3 | Подготовка программно-методического обеспечения | август | август | август | август | |
4 | Подбор материала для классных руководителей по работе с одаренными детьми | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
5 | Разработка материалов для интеллектуальных марафонов, олимпиад с учетом достижений современной науки для учащихся начальных классов | в течение года | в течение года | |||
6 | Оформление стенда “Организация
работы с одаренными детьми”: * “Психолого-педагогические основы содержания ребенка с одаренными детьми”; * “Что такое одаренность”; * “Информационный бюллетень о новинках психолого-педагогической литературы по данной проблеме”; * “Перспективы работы с одаренными детьми”. |
1 раз в четверть | ||||
7 | Организация долговременного исследование над проблемой результативности работы по теме “Развитие творческого мышления учащихся”. | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Организация исследования по теме “Развитие творческого мышления учащихся”
1 | Развитие творческих способностей учащихся | в течение года | ||||
2 | Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления | в течение года | в течение года | в течение года | ||
3 | Использование интернет технологий для развития творческого мышления учащихся | в течение года |
Диагностическое направление
1 | Сбор информации о детях, имеющих более высокий уровень познавательной активности | январь | январь | январь | январь | январь |
2 | Создание школьного банка данных “Одаренный ребенок” | февраль | февраль | февраль | февраль | февраль |
3 | Усовершенствование отбора одаренных детей, разработка индивидуальных карт психологического развития одаренных детей | март | в течение года | в течение года | ||
4 | Участие в школьных олимпиадах по предметам, интеллектуальных играх “Русский медвежонок”, “Кенгуренок”, предметных неделях | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
5 | Организация и проведение интеллектуального чемпионата “Старт” для учащихся начальной школы | февраль | февраль | февраль |
Консультативное направление
1 | Консультация учителей, классных руководителей, родителей и учащихся по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с учащимися, имеющих более высокий уровень интеллектуальных возможностей | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Развивающая и коррекционная работа
1 | Индивидуальная и групповая работа с одаренными учащимися | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Просветительская работа
1 | Выступления на семинарах, педсоветах по данной проблеме | январь | январь | |||
2 | Участие в областной научно-практической конференции “Сопровождение одаренного ребенка в региональной системе образования” | декабрь | декабрь | |||
3 | Выступления на школьных родительских собраниях по данной проблеме | апрель | апрель | апрель | апрель | апрель |
4 | Подготовка к печати материалов по работе с одаренными детьми | январь | январь | январь | ||
5 | Участие младших школьников в школьной научно-практической конференции “Поиск, находки, решения” | апрель | апрель | апрель | ||
6 | Организация занятий с одаренными учащимися по обучению их навыкам поддержания психолошической стабильности и психорегуляции, творческого саморазвития | в течение года |
4. Результаты работы по программе “Одаренный ребенок”
1. Заключение по результатам работы над проблемой “Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления”.
2. Результаты олимпиад, интеллектуальных игр, марафонов, конкурсов за 2007-2012 уч. годы.
3. Результаты адаптации учащихся, имеющих более высокий уровень развития творческих способностей.