Фонограмма топота копыт коня; иллюстрации — зима на телеге с мешками муки, синица, заяц, лиса, олень, дети, делающие ледяные фигуры, снегири; 2—3 металлофона;деревянные палочки — по 2 каждому ребёнку.
Дети входят в зал под топот копыт (кассета “Природа, птицы и животные”).
Воспитатель.
Как -то раз на телеге с мукою
Проезжала Зима над рекою.
Ю. Марцинкявичус
Запряжены в телегу белоснежные кони.
Речевая игра “Едем на лошадке”
Едем, едем на лошадке Дети цокают языком.
По дороге зимней, гладкой. Произносят “Ш ! Ш
!..”,
Санки скрипят, “Динь-динь!” в высоком регистре,
Бубенчики звенят, “Тук-тук!..” - в среднем,
звук c на продолжительном выдохе, то
Дятел стучит, вытягивая губы трубочкой, то
раздвигая их в стороны,
Вьюга свистит,
Белка на ёлке “Цок! Цок!” коротко и остро,
Орешки грызёт,
Рыжая лисичка
Зайца стережёт.
Холод, холод, “Ф...Ф...” сердито и энергично,
“В...” на продолжительном выдохе,
Стужа, стужа. “Бр — р...”,
Снег пушистый
Кружит, кружит... Ехали мы, ехали, “О...”,
несколько раз понимаясь на одном дыхании в
верхний регистр и опускаясь в нижний регистр.
Наконец доехали: Цокают языком.
С горки — ух! Произносят “У — ух!”, делая
глиссандо с самого верхнего звука до самого
нижнего;
В ямку — бух! “Бух!” - в верхнем регистре.
Приехали!
Т. Тютюнникова
Воспитатель.
Веселится Зима - спозаранок
Напеку я блинов да баранок,
Да залягу под ясень, да буду
Есть одна их по целому пуду!..
Вдруг задели за ветер колёса,
И свалилась телега с откоса.
Ю. Мярцинкявичус
Полетела с телеги мука,
И на землю упали снега.
Песня о зиме (по выбору)
Воспитатель.
- Нет, - подумала Зима. -
Была я, видно, неправа:
Надо, чтоб на пироги,
Ко мне гостюшки пришли.
Стала зима думать, кого можно пригласить на пироги. Видит: сидит на крыше дома синичка — невеличка. (Здесь и далее показать иллюстрации)
Синица летела и села на дом,
На самый конёк.
Сидела и пела: “Чи — чи, чи -чи — до,
Славный денёк!”.
Пригласила зима синичку на пироги. Птичка — невеличка с радостью полетела в гости.
Упражнение на координацию речи и движения “Синичка”
Скачет шустрая синичка, дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
Прыг — скок, прыг — скок,
Завертелась, как волчёк. Кружатся.
Вот присела на минутку, приседают.
Почесала клювом грудку, почёсывают пальчиками
грудь.
И с дорожки — на плетень, убегают на места.
Тири — тири, тень — тень — тень. Сидя,
взмахивают кистями рук.
А.Барто
Воспитатель.
Увидела Зима зайца.
Смотрит заинька в окно -
За ночь снегу намело...
Во дворе снеговики
Чинят лыжи и коньки,
С гор несутся сани...
- Зайка, едем с нами!
С. Крупина
Заяц только услышал про пироги, сразу стал облизываться.
Позвала Зима и хитрую лису.
Чистоговорка “Лиса”
Са — са — са — идёт рыжая лиса. Дети по
очереди мягко вытягиваю вперёд руки.
За — за — за — щурит хитрые глаза. Прикасаются
указательными пальцами к уголкам глаз.
Ицу — ицу — ицу — мы заметили лисицу. Приставляют
ладонь к глазам.
Се — се — се — подошли мы к лисе. “Проходятся”
пальчиками по бёдрам.
Воспитатель. Пригласила Зима и оленя с ветвистыми рогами.
Вот олень. Его рога
Защищают от врага.
Г.Егоров
“У оленя дом большой”
У оленя дом большой. дети скрещивают кисти
рук над головой, пальци раздвинуты.
Он глядит в своё окно. Приставляют ладони ко лбу
“козырьком”
Зайка по лесу бежит, показывают пальчиками ушки
зайчика.
В дверь к нему стучит.
- Тук, тук! Дверь открой! Стучат кулачком одной
руки по ладони другой.
Там в лесу охотник злой! Прижимают руки к груди
и трясут опущенными кистями.
- Зайка, зайка, забегай! Грозят пальцем.
Лапу мне давай! Вытягивают руки вперёд.
Быстро дверь олень открыл, Разводят руки в
стороны.
Зайца в дом к себе впустил. Прикасаются
ладонями к груди.
Заяц, друг, не трусь теперь, Грозят пальцем.
Мы закроем дверь. Разводят руки в стороны и
затем прижимают ладони друг к другу.
- Ой,ой, страшно мне, Сгибают руки в логтях
вперёд грудью и трясут опущенными кистями.
Сердце в пятки всё ушло Прижимают руки к сердцу
и затем показывает на ноги.
И не отошло. Отрицательно качают головой.
- Не дрожи, зайчишка мой, Грозят пальцем.
Я смотрел в своё окошко: Приставляют ладонь к
глазам.
Убежал охотник злой - Взмахивают одной рукой.
Посиди немножко! Вытягивают руки вперёд,
развернув ладони вверх.
- Да, да, посижу, Прохлопывают ритмический
рисунок.
Больше я уж не дрожу, Кивают головой вперёд —
прямо.
У меня прошёл испуг, Качают головой Вправо-
влево.
Ты хороший друг! Вытягивают руки вперёд,
развернув вверх ладони.
Воспитатель.
Увидела Зима ребятишек, строящих изо льда ледяные фигуры.
Игра “Ледяные фигуры”
Воспитатель.
Ребятишек Зима тоже решила угостить пирогами. Последними она заметила своих любимых птиц. Каких? Отгадайте!
Красные грудки, чёрные спинки -
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу... (Cнегири)
Игра “Ритмическое эхо”
Педагог отстукивает ритмоформулы, дети повторяют их, играя на деревянных палочках.
Воспитатель. И Зима принялась за дело: замесила тесто, растопила печь. Из какой муки пекла Зима пироги?
Дети. Из снежной, белой, пушистой, ледяной.
Воспитатель. Скоро пироги будут готовы.
Пальчиковая игра “Пироги пшеничные”
Воспитатель. Повеселились, гости отправились по домам: птицы улетели, звери убежали, и ребята все ушли.