Цели:
- Расширить представление о единстве выражения и изображения интонации.
- Дать определение понятию «ритм» в музыке.
- Систематизировать знания по теме.
- Продолжить работу по анализу музыкальных произведений.
- Повысить общий художественный уровень учащихся.
Задачи:
Образовательная:
- Формировать знания об интонации и музыкальном ритме, опираясь на музыкальный опыт учащихся.
- Сформировать понятие: как интонация помогает музыке создавать образы и учит нас понимать и чувствовать их.
- Формировать умение вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения.
- Научить определять особенности интонации.
Развивающая:
- Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
- Развивать ладо-тональный, звуковысотный и тембровый слух, музыкальную память.
- Развивать вокально-хоровые навыки необходимые для выразительного исполнения.
- Развивать певческий голос, добиться стройности звучания, единства в манере исполнения и умение владеть своим голосом и дыханием.
- Развивать исследовательские способности учащихся.
Воспитательная:
- Воспитывать отзывчивость и чуткость к окружающему миру.
- Воспитывать умение слушать музыкальное произведение.
- Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыкальный материал: Э. Григ. «Пер Гюнт». Фрагмент музыки к драматической поэме Г. Ибсена. «Песня Сольвейг» (фрагмент) (без слов; симфонический оркестр) Э. Григ. «Пер Гюнт». Фрагмент музыки к драматической поэме Г. Ибсена. «Песня Сольвейг» (фрагмент) (соло; симфонический оркестр) Л. Бетховен. Симфония 3 «Героическая» фрагмент 1–ой части.
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание музыки анализ музыкального произведения.
- Вокально-хоровая работа.
- Движение под музыку.
Методы, используемые на уроке:
- Метод музыкального обобщения.
- Метод эмоциональной драматургии урока.
- Метод звуковой и зрительной наглядности.
- Метод сравнения.
- Метод опережения изучения и систематизации материала.
Нотный материал:
- Нотный пример: Гамма.
- Нотный пример: Э. Григ. «Пер Гюнт». Фрагмент музыки к драматической поэме Г. Ибсена. «Песня Сольвейг» (нотный материал).
- Нотный пример: Л. Бетховен. Симфония 3«Героическая» фрагмент 1-й части (нотный материал).
Презентации к уроку по теме:
- Презентация 1 «Средства музыкальной выразительности»
- Презентация 2 Сюита «Пер Гюнт» Э. Григ музыка к драме Генрика Ибсена иллюстрации к отдельным музыкальным номерам
- Презентация 3 «Титаник»
- Презентация 4 Л.Бетховен Симфония 3 «Героическая»
Оборудование: магнитофон; портрет Э.Грига., портрет Л.Бетховена. цветик – семицветик, где отражены средства музыкальной выразительности (приложении 1); фрагмент мелодии, фрагмент интонации.
ТСО: Музыкальный центр, CD-диски.
Музыкальные инструменты: фортепиано.
- Гамма
- Фрагмент мелодии «Песни Сольвейг»:
- Часть мелодии из произведения Л.Бетховена
- Слова «Песни Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
- Гимнастика для ума
Ход урока
I. Организационный момент, формирование мотивации, целеполагание.
Учитель: Сегодня нам предстоит разобраться в непростой теме, которой мы посвятим ещё не один урок.
Она звучит так: «В интонации спрятан человек».
Первое что предстоит нам выяснить сегодня: – что такое интонация? Где впервые мы встретились с этим определением?
Второе: Как интонация помогает музыке создавать образы и учит нас понимать и чувствовать их.
II. Изложение нового материала с опорой на изученные темы.
С определением интонация я вам немного помогу – в переводе с латыни интонация означает отчётливое, громкое произношение. Может кто – то догадался, на каком уроке нас просят громко произносит текст?
Дети: Конечно это литература.
Учитель: Назовите несколько видов интонации речи?
Дети: Повествовательная, восклицательная, вопросительная, утвердительная.
Учитель: Но вы знаете, что интонация это произношение текста. Вам всегда говорят «Произносите текст ….» как?
Дети: С выражением.
Учитель: Что означает это слово «с выражением»?
Дети: Умение отразить в словах чувства и переживания героя.
Учитель: В музыке есть тоже понятие интонация – это одно из главных средств музыкальной выразительности. Обратимся к нашей интерактивной доске. Здесь представлены средства музыкальной выразительности, с которыми вы уже знакомы. Именно с помощью них композитор создаёт музыкальный образ. Давайте перечислим их и вспомним, что они означают.
Презентация 1
Конечно, на первом месте стоит?
Дети: Мелодия – душа музыки. Слайд 2
Учитель: Именно она помогает жить музыке, чувствовать и дышать.
Дети: Тембр – окраска звука Слайд 3
Лад – создаёт настроение Слайд 4
Регистр – высота звука Слайд 5
Динамика – сила звука Слайд 6
Темп – скорость движения Слайд 7
Ритм – биение сердца музыки Слайд 8
Это чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения (песенный, танцевальный, маршевый)
Учитель: Все средства музыкальной выразительности помогают отличать одно сочинение от другого, различать образы, понимать их настроение и чувствовать. Поэтому именно интонация является зерном музыкального произведения. Только интонация способна передать различные оттенки, переливы чувств и переживаний, что никакими словами не выразить и не описать. Слайд 9
Почему такое сравнение с зерном?
Дети: Потому что зерно даёт жизнь всему живому.
Учитель: Интонацию можно не только услышать, но и увидеть
Существует всего 7 нот, из которых возник целый океан музыкальных произведений. Однако в нём не найдёшь и двух совершенно одинаковых сочинений. Царство музыки бесконечно. Что же мы видим?
Дети:
Приложение 1: ноты, записанные в определённом порядке и образующие гамму
Приложение 2: фрагмент мелодии
Приложение 3: часть мелодии
Учитель: именно так и выглядит интонация.
Вывод: интонация – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии.
Послушайте небольшие фрагменты мелодии
Определите характер музыкального образа (звучит фортепиано)
Дети: 1-ый – звуки звучат друг за другом
2-ый – нежный, светлый, грустный
3-ой – энергичный, бодрый, взволнованный
Учитель: Сегодня мы послушаем два контрастных музыкальных фрагмента. Наша задача понять, с помощью интонации и других средств музыкальной выразительности «какой в интонации спрятан человек»? Послушав первый фрагмент, ответьте на вопросы:
- Какой образ создаёт музыка? (Помните, что мы говорим об образе человека)
Звучит фрагмент «Песня Сольвейг» (без слов)
Дети: Музыка создаёт женский образ. Мелодия спокойная, нежна и печальная льётся размеренно в медленном темпе. Динамика ровная и спокойная.
- Тембр, каких инструментов выбран композитором?
Дети: Струнные инструменты. Они подчёркивают женственность образа.
- Вы наверно заметили, что в музыке два настроения, они контрастны друг другу. Расскажите о них?
Дети: Ритм первого фрагмента размеренный, спокойный и ровный, создающий песенный характер, а второй подвижный и танцевальный.
- Эту прекрасную мелодию сочинил норвежский композитор Эдвард Григ.
Презентация 2 Слайд 2
Звучала она в спектакле, поставленном по драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».
Слайд 3
Называется она «Песня Сольвейг» из сюиты.
Ваше домашнее задание найти определение «сюита» и выяснить, что оно значит.
Мы с вами уже знакомились с некоторыми частями из сюиты Э. Грига и знаем содержание драмы Г. Ибсена. Вспомните название нескольких из них.
Презентация 2
Дети: «Утро» Слайд 4, «В пещере горного короля» Слайд 5, «Танец Анитры» Слайд 6, «Песня Сольвейг» Слайд 7
Учитель: Не лучайно этот музыкальный фрагмент назван «Песня Сольвейг» у этой мелодии есть слова.
Прежде чем прочитать их с разной интонацией, давайте проведём разминку
Приложение 5:
А теперь разучим первый куплет песни, придавая характер каждой фразе.
Приложение 4:
Зима пройдёт, и весна промелькнёт и весна промелькнёт.
Увянут все цветы снегом их занесёт, снегом их занесёт (повествовательная)
И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит (восклицательная)
Тебе верна, останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить (утвердительная)
Учитель: Над образом этой песни мы ещё будем работать на следующих уроках. Скажите, что нам даёт знакомство с этим образом? Что для себя мы сможем почерпнуть из него?
Дети: Образ, созданный композитором, учит нас добру, любви, преданности…..
Учитель: Каждый человек строит на протяжении жизни свой образ и задаёт себе вопрос: В чём состоит счастье? Этот вопрос очень сложный и поиск счастья занимает порой всю жизнь. Вот и герой пьесы « Пер Гюнт» понял, в чём состояло его счастье лишь в конце жизни.
А вы знаете, что такое счастье и в чем оно заключается?
Дети: В любви к Родине, родным и друзьям, доброте которое мы творим и дарим людям (обсуждение с детьми)
Ещё с одним музыкальным произведением нам предстоит сегодня познакомиться.
Необычная история связана с ним. Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода, столкнувшегося с айсбергом. Как вы думаете, как назывался этот пароход?
Презентация 3
Дети: «Титаник» Слайд 1
Учитель: Впервые же минуты обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе. И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, дававшего по вечерам концерты для пассажиров, и заиграли…..
(Звучит фрагмент 1-ой части симонии 3 «Героическая») Слайд 2 Слайд 3
Огромный корабль погружался в воду мучительно долго. И всё это время мужественно и величаво звучала 3-я симфония немецкого композитора Людвига Бетховена «Героическая». Презентация 4: Слайд 1Слайд 2
Учитель:
- Какой образ создаёт музыка?
- Какие переживания и чувства выражает?
- Кто в вашем понимании является героем?
Дети: В этом произведении создан образ человека – героя и борца за счастье и любовь, его волнения, решимость.
Учитель: Человека умеющего уступить своё место в жизни другим, не жалея ни о чём и оставаясь в этой ситуации человеком – с большой буквы. Когда-то симфония была посвящена человеку подарившему свободу французскому народу – это Наполеон Бонапарт. Слайд 3
Впоследствии, французскому народу, погибшему на баррикадах и в сражениях за свою родину. Слайд 4
Вывод: Давайте подведём итоги.
Дети: Мы ответили, сегодня, на все вопросы, поставленные на уроке, но главное мы выяснили, что музыка, создавая разные образы, помогает нам формировать свой образ, свою личность.
Учитель: Какие же качества должна сочетать в себе личность?
Ответы детей.
Домашнее задание: Ваше домашнее задание найти определение «сюита» и выяснить, что оно значит.
Учитель: Спасибо за работу, урок закончен, до свидания.
Список литературы:
- Учебник «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы /Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2003.
- Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы. Пособия для учителя /Е.Д. Кридская, Г.П Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.
- И. Прохорова Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса детской музыкальной школы. – М.: «Музыка», 1990.
- Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 3. Искусство. Музыка. Кино. Театр. – М.: «Издательский центр «Аванта +», 2001.
- Музыкальный словарь в рассказах. Изданье третье. – М.: «Советский композитор», 1988.