На старте проектной деятельности в школе была выбрана коллективная форма проектов. Это было связано с тем, что данная форма работы была для нас новой, и понадобилось достаточно времени, чтобы эта деятельность стала в нашей школе востребованной, интересной и популярной.
Приоритетными целями и задача проектной деятельности стали для нас:
- установление отношений сотрудничества между всеми участниками учебного процесса: учащимися начальных классов и их родителями, учителями, администрацией;
- помощь детям в реализации потребности самопредьявления и моделирование ситуации успеха для детей, имеющих проблемы коммуникации;
- снижение вынужденной депривации в детско-родительских отношениях.
К сожалению, диалоговые отношения ребенка и родителя занимают не более получаса в день и ограничиваются вопросам: “Как дела в школе, и какую отметку ты получил?” В проектной деятельности у родителей и детей появляется общее дело. Результат проекта зависит от совместных усилий. Важно и трудно было избежать опасности работы за ребенка и научиться работать с ним рядом.
Мы считаем, что сейчас особенно важно научить детей слушать и слышать друг друга, научиться делать что-то не только для себя, но и для других и получать от этого радость.
Начиная проектную деятельность, мы очень внимательно подошли к выбору тем. Определяющими стали актуальность темы для возрастной группы и конкретно класса. Сейчас выбор определяется интересами самих ребят и выявляется по результатам анкетирования. Анкеты – результат совместной деятельности учителей начальных классов и психологов.
Некоторые темы проектов стали традиционными. Для учащихся 1-х классов - тема “Моя семья”. Цель такого проекта: сформировать детско-родительский коллектив, где каждый понят и принят.
Готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний. Ребенок приходит из семьи, в которой есть свои традиции, особенности и не учитывать это нельзя, так как вхождение в школьную жизнь идет постепенно. Поступая, в школу ребенок приносит в класс свое “Я”. По нашему мнению, перейти от “я” к “мы” легче, когда ребенок чувствует поддержку своей семьи.
За прошедшие три года было много интересных тем. Вот некоторые из них.
Знакомиться с историей можно по-разному. Можно на уроке, можно читать книги, а можно изучая историю фамилии. Ведь каждая фамилия- ниточка, связывающая нас с нашими предками через века и эпохи. Я - это мое имя и моя фамилия. Через знакомство с историей фамилии мы знакомимся с историей, учимся уважать свои корни, история своей семьи. Знакомству с историей фамилии был посвящен проект учащихся 2-го класса “В гостях у Антропонимики”, явившийся логическим продолжением проекта “Моя семья”.
Проекты “Путешествие в мир профессий” и “Театр кукол” позволили ребятам познакомиться с миром профессий.
Целью проекта “Путешествие в мир профессий” стало снижение вынужденной депривации в детско-родительских отношениях, через знакомство ребят с профессиями родителей. Ребята смогли ближе познакомиться с работой родителей.
Работая над проектом “Театр кукол” ребята узнали, что игры с кукольным театром способствуют развитию связной речи, воображения. Это так же помогает справиться с травмирующими переживаниями, страхами, получить недостающее внимание родных. До работы над проектом мало кто из ребят задумывался на тем, что кукольный театр, это не только куклы, это целый мир , который не может существовать без художника, декоратора , осветителя. Да и куклы живут не сами по себе. Актер кукольного театра – особенная профессия. Через работу над данной темой, ребята получили информацию о мире профессий, учились уважению к труду.
Интересным и своевременным стал проект “Если хочешь быть здоров”, т.к. проблема укрепления здоровья детей является на сегодняшний день очень актуальной. Целью проекта “Если хочешь быть здоров” стали повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к своему здоровью и здоровью окружающих.
С чего начинается Родина? Нам кажется, что с уважения к истории и памяти о героях. Сейчас много говорят о воспитании патриотизма. Мы уверены, что знакомство с историей России помогает воспитать мужественность, любовь к Родине и даже уважение к будущему воинскому долгу. Для ребят 4-го класса знакомство с датой 200-летия Бородинской битвы началось со стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Читая “Бородино” ребята столкнулись с тем , что многие слова оказались непонятными, но такими притягательными- бивак, редут, кивер. И они решили узнать значение этих слов и составить свой толковый словарь - справочник “Читая “Бородино”, чтобы лучше и полнее понять и представить то, о чем говорится в стихотворении. Интересно, что анализируя материалы, собранные в ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что “Скажи-ка дядя,” это обращение, не только молодого солдата к старому, но и обращение самого Лермонтова к своему дяде Дмитрию Алексеевичу Столыпину, или к дяде Афанасию Алексеевичу Столыпину, участникам, героям войны 1812 года, а может быть к ним обоим.
Игра - важное дело. Она помогает учиться и дружить, стать более внимательными, собранными, ловкими и умелыми.
В игре каждый может показать, на что он способен. Создавая игрушки своими руками, можно подарить радость не только себе, но и тем, кто рядом. В этом убедились школьники, работая над проектами “Шкатулка игр”, “Путешествие в страну игр и игрушки”, “Мой веселый звонкий мяч”.
Вот уже три года подряд в начале апреля в нашей школе уже традиционно проходит неделя защиты проектов учащихся начальной школы, которая заканчивается обменом мнениями всех участников проектной деятельности.
У нас есть еще один традиционный творческий проект “Портфолио”, который выполняют выпускники начальной школы учащиеся 4-х классов. Цель этого проекта - создание положительного ресурса, снижающего трудности адаптации при переходе в среднее звено, а также, риски подросткового возраста, через формирование положительного “образа Я” выпускника начальной школы. Презентация проекта – конец мая.
Нам было приятно отметить, что популярность проектов в нашей школе растет. Родители в своих выступлениях на защите проектов положительно оценивают проектную деятельность и отмечают изменение своего отношения к проектам: от отстраненно - настороженного до заинтересованного участия.
Проект не заканчивается презентацией. Как уже отмечалось выше, мы считаем очень важным для учеников, чтобы результат его проектной деятельности можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Работая над проектом, мы узнаем много нового и интересного. И всегда хочется поделиться полученными знаниями. Хочется рассказать о том интересном, о чем узнал сам. Мы убедились, что информация, полученная в ходе работы над проектом, оказывается полезна и востребована даже тогда, когда работа над проектом уже закончена.
Знание игр, и умение их организовать полученные в проектах “Шкатулка игр” и “Народные игры и игрушки”, “Мой веселый звонкий мяч” стали любимыми играми в нашей школе. Ребята проводят их с будущими первоклассниками – участниками Дня открытых дверей, проходящего в школе в ноябре.
Благодаря проекту “Мишка Тедди” ребята нашей школы теперь знают, что 19 октября игрушечный мишка- именинник.
Благодаря проектной деятельности в школе создаются новые традиции. В этой связи хотелось бы отметить проект “Путешествие в страну игр и игрушки”. В ходе работы над проектом ребята изготовили в старинной народной технике более 60 кукол “Зайчик на пальчик” . Возникла идея: организовать елку добрых пожеланий. Всем желающим раздавались куклы “Зайчики”- символ наступающего 2012 года - в обмен на красиво оформленные новогодние пожелания школе 120 и ее ученикам. Пожеланиями украсили елку. Елка получилась замечательная. Елка добрых пожеланий стала для нас традиционной.
Этот проект, кроме создания новой традиции стал для ребят первой ступенькой в школе милосердия. Вместе со своей учительнице ребята побывали в доме малютки и подарили воспитанникам куклы, сделанные своими руками.
Информация, полученная в ходе проектной деятельности становится материалами для выступлений с докладами в классах а так же на конференциях проводимых в школе.
Наши ребята – постоянные участники Московской открытой научно-практической конференции “Мир игры и празднично-игровая культура”, секции “Мир игры и празднично-игровая культура глазами детей-исследователей”, проходящей в рамках Недели игры и игрушки, организованной Департаментом образования города Москвы и Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества.
В частности на конференции были представлены исследовательские работы “Игра в Горелки” и “Игра в бабки”, которые завоевали высокую оценку жюри.
Проектная деятельность – это возможность делать что-то интересное, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, не только ученикам, но и родителям и учителем. Презентация проекта “Никто не забыт, ничто не забыто” превратилась в литературно музыкальную композицию, в постановке которой в качестве режиссера выступила зав.уч. начальной школы. Учителя отмечают, что в результате проектной деятельности их информационное пространство значительно расширяется.
Хочется отметить, что наша проектная деятельность повзрослела.
Уже второй год подряд, кроме традиционных творческих проектов ребята выбирают информационный практико-ориентированные проекты. Основные предметы наших проектов не только окружающий мир, но и чтение и история. У нас появилось много индивидуальных проектов.
В 2012 году отборочный дистанционный тур ярмарки идей на Юго-Западе прошли и были успешно представлены на окружном туре 4 проекта учащихся нашей школы.
Для нас это хороший результат. Но в проекте важен не только результат, но и процесс совместной работы с одноклассниками, с родителями, с учителем.
Любой проект это поиск и открытия. Мы продолжаем работу над проектами, и эта работа нам нравится.
Если вы еще не занимаетесь проектной деятельностью, очень советуем начать. Не пожалеете. Мы желаем Вам увлекательных поисков и радостных открытий.