Интегрированный урок математики "Путешествие по Соловецким островам" по теме "Действия с рациональными числами"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: интегрированный урок математики с элементами истории, географии и биологии.

Оборудование: проектор, экран, интерактивная доска.

Цель урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Действия с рациональными числами».

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки действий с рациональными числами;
  • продолжить знакомство с уголком Архангельской области Соловецкими островами, отдельными представителями флоры и фауны этих мест;

Воспитательные:

  • продолжить формирование чувства гордости к своей Родине;
  • продолжить воспитание ответственности за сохранность родного края;

Развивающие:

  • развивать интерес к предмету через оригинальные, познавательные задачи.

План урока:

  1. Устные упражнения (10 мин.)
  2. Исследовательская работа. (20 мин.)
    Самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой
  3. Письменное решение задач с записью на доске (10–12 мин.)
  4. Подведение итогов, домашнее задание (3–5 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы. Постановка цели.

Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по прекраснейшему и загадочному уголку Архангельской области – Соловецким островам (Презентация)

Я буду выступать в роли экскурсовода, но надеюсь и на вашу помощь, как знатоков нашего края. Одновременно нам предстоит повторить правила действий с рациональными числами, пропорции и проценты

Отправляясь в путешествие, обратимся к карте Архангельской области (слайд 2)

Соловецкий Архипелаг невелик. Он расположен в Северной части Онежской губы белого моря

Итак, точка назначения у нас есть.

(слайд 3) Карта Соловков. Из множества мелких островов выделяются 6 сравнительно крупных.Наиболее известен Большой Соловецкий остров. К нему мы и направимся…

Из Архангельска по Белому морю – к Соловецким Островам –. Входим в гавань Благополучия (самое удобное место для судна, созданное самой природой)

С пристани нам открывается великолепная панорама Соловецкого монастыря

(слайд 4)

Но прежде, чем двигаться дальше, скажите мне, как вы думаете, замерзает ли Белое море у Берегов Соловецких островов?

– да

А теперь, закроем глаза

Если прислушаться на мгновенье, стоя на льду, то можно услышать, как гудит море, лед прозрачный… (слайд 5)

II. Этап актуализации знаний.

Но нам предстоит разрешить следующую задачу (слайд 6)

Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях 15–20 см. Какой должна быть толщина льда, чтобы по нему мог ездить автотранспорт. Выполните вычисления с помощью блок-схемы (считаем устно), (слайд 7) ответы с каждым действие пишу на доске.

При толщине льда 35 см, по льду Белого моря от Большого Соловецкого острова к острову Большой Заяцкий (а это 2,5 км) начинают прокладывать автотрассу (слайд 8).

Заметим, что при больших морозах море вблизи берегов может промерзнуть до 2,5 м.

Было замечено, что на этой трассе в поисках пищи мигрируют немногочисленные северные олени (слайд 9).

Растительный и животный мир Белого моря уникален..Здесь уживаются как холодолюбивые, так и теплолюбивые виды.К последним можно отнести морские водоросли. (слайд 10)

Как только море очистится ото льда, начинается промысел водорослей. Из множества известных видов используются три.

III. Этап применения знаний при решении практических задач.

Предлагаю вам исследовательскую работу и выяснить название этих водорослей

(слайд 11)

Задание (по колонкам) Письменно в тетрадях (10–15 минут), РЕШИТЕ ЗАДАНИЯ.

СЛАЙД С БУКВАМИ

Карточки детям

1 колонка

  1. –6 + 1,27
  2. *10
  3. 5+a – 4=2(a–1)
  4. *(–)
  5. –40:(–100)
  6. –9+4,5
  7. (–2)*(–5)*(–0,369)
  8. (–2)2 : 2
  9. – 0,125

2 колонка (слабые)

  1. +3– 8
  2. –X*(–10) = 4
  3. *(–)
  4. – (–36):
  5. –3+ (–1, 38)
  6. 13,5: (–4,5+4,5)
  7. –3,5–3,5
  8. –2+4,5
  9. 0: (–101)

3 колонка

  1. (–0,1)*(–0,1)*100
  2. –1,4+(–1,7+0,6)
  3. 4,5*(–) – (–2): (–)
  4. 37,4 – (23,7–y)=11,2
  5. (–4)3

Рассказывают дети

(слайды 12-14)

Анфельция

Наиболее ценное из названных водорослей, напоминает мох темно-малинового цвета и спользуется для приготовления агар-агара, который в свою очередь применяется в кондитерской промышленности.

Фукус

Желтоватого цвета куст,добывается для производства кормовой муки.

Ламинария

Морская капуста, темно-зеленого цвета и наиболее значительно по размеру (несколько метров), после переработки используется в пищевой промышленности и фармакологии (отдает терпким запахом моря).

Вернемся к гавани Благополучия

Сойдя с корабля, мы оказались у стен монастыря, который был основан … веке

(слайд 15)

Реши задание и скажи в середине какого века был основан монахами переселенцами Соловецкий монастырь

– 0,4: 0,3 = – 20: х

На протяжении более ста лет Соловецкая обитель была деревянной, не один раз горела.

И только в середине 16 века при мудром настоятеле Филиппе монастырь начинает одеваться в камень. А в бытовую жизнь вводятся новшества: водопровод, мельница, строится кирпичный завод, прокладываются первые дороги

Одна из первых была проложена к филипповским садкам.Названы данные садки в честь игумена Филиппа. Как вы думаете, для чего нужны были пруды? Разве нельзя было ловить рыбу в море и сразу её есть?(слайд 16)

Пруды предназначены для разведения и содержания, выловленной в море рыбы, которая по мере необходимости быстро доставлялась в монастырь к столу. Погода не всегда благоприятствовала рыбной ловле.

Садки располагались на берегу моря, отделялись о него валунами, через которые проходила фильтрация воды

Давайте разгадаем кроссворд и выясним какую рыбу больше всего ценили монахи и в большом количестве отлавливали

Слайд17–23

Задания читаю в слух

  1. а в = в а название закона умножения (переместительный)
  2. число, при котором уравнение превращается в верное равенство (корень)
  3. один из компонентов дроби (числитель)
  4. сумма двух противоположных чисел (о)
  5. один из компонентов деления (делимое)
  6. на координатной прямой: расстояние о начала координат до заданной точки (модуль)

Искомое слово СЕЛЬДЬ

А почему? (диалог с детьми)

Беломорская сельдь отличается от обычной большими размерами, жирностью и нежным вкусом

Как вы думаете, какую еще рыбу содержали в садках?

Ответ: треска, навага, камбала, морской окунь, зубатка,и очень ценная рыба: семга

Рыбы было достаточно много. (слайд 24)

Рыбные промышленники скупали семгу по 2 рубля серебром за кг, а в Архангельске продавали за 4 рубля за кг.

Задание. Помогите мне, пожалуйста, выяснить сколько рублей прибыли получит промышленник со 100 пудов семги (слайд 25)

1 пуд = 16,4 кг

На доске 100 пудов = 1640 кг

На доске пишем решение задачи

От стен монастыря можно отправиться и по другой дороге (слайд карта Соловков 26)

Примерно в 1 км от монастыря есть тропа,она приведет нас к системе озер Сядем на лодку, Питьевое – средний Перт – Круглое – Щучье – Озеро Плотичье

Надо отметить, что озера соединены искусственными каналами – выложены валунами берега, без всякого раствора и креплений. Общая протяженность озер примерно 12 км.

А каналов между ними 6 км. (слайд 27)

Сойдем с лодки у берега озера Плотичьего (слайд 28) и попадем на дорогу, которая ведет на хутор Горка. Здесь в 19 веке был устроен небольшой завод для изготовления свечей. А на его основе оборудованы оранжерея и парники с подземным подогревом почвы, о также устроен ботанический сад (слайд 29) где выращивали сирень, розы, яблоки, и даже персики. И это все на широте Заполярного круга (слайд 30)

Что солили в бочках монахи на зиму из растений ботанического сада. Работа с интерактивной доской.

Пишу на доске, дети говорят и пишут в тетрадях

  1. К заданному числу прибавить заданные дробные числа
  2. расположите результаты в порядке возрастания
  3. из заданных букв составить слово

Мы с вами шли лесными дорогами, нам встречались животные и птицы. Некоторые из них занесены в Красную книгу Архангельской Области.

Ребята с 1 колонки решат нам задачи, а мы тем временем решим в тетради

Мы в это время обсудим еще одного жителя Соловецких островов.

Ласка – представитель отряда хищные, семейство куньих. Маленьких зверек (слайд 31) имеющий ценный мех.Зимой окрас чисто белый, летом – редко двухцветный – низ белый, верх – коричневый

1) Узнаем длину самца ласки в мм.Нам поможет удивительный квадрат (слайд 32)

Таблица

–4,5 0 17,8
13 –192 180
34,5 24,5 –24,6
  1. Из первой строки выбрать наименьшее число
  2. Из второй строки выбрать наибольшее число
  3. Из третьей – ни наименьшее, ни наибольшее
  4. найти суму трех чисел

сравните длину ласки с о своей ладошкой. уместится ли зверек на ладошке

2) Узнаем массу ласки в кг (слайд 33)

Проверим,что успели решить ребята,

Карточка 1

Чеглок (слайд 34) – очень редкий вид сокола. Маленький, размером с голубя, но с очень большой скоростью полета. Отстрел запрещен.

У сокола чеглок время насиживания яиц составляет 75% времени вскармливания птенцов.

А время обучения соколят летать составляет 35 % времени вскармливания птенцов. Сколько времени продолжается каждый период, если первый больше третьего на 24 дня.

Карточка 2

Ежегодный прирост леса на площади 2,5 га составляет 9 м кубических. Сколько метров кубических составляет прирост леса за год на площади 14 га(слайд35)

Карточка 3

Белое море у берегов Соловецких островов замерзает зимой ( слайд36)Число дней, когда оно покрыто льдом, на 105 дней больше того числа дней, когда оно свободно. Сколько дней в году море свободно ото льда у берегов Соловецких островов

IV. Подведение итогов.

(слайд 37)

Наша экскурсия подошла к концу, хочу вас поблагодарить за вашу помощь в путешествии

Мы сегодня лишь коснулись такой огромной и интересной темы как Соловецкие острова не хотелось бы узнать, кто, что, запомнил?

Оценки за урок

Этап определения домашнего задания

К следующему уроку для дальнейшего исследования Архангельской области составить 1 или 2 задачи, связанные с загрязнением окружающей среды Архангельской области.Можно использовать статьи из газет и журналов.