Химические формулы. Относительная молекулярная масса

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель урока:

Личностные:

  • Развитие ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Формирование целостного мировоззрения.

Метапредметные:

  • Развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
  • Развитие умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  • Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

  • Формирование первоначальных представлений о веществах: понятия “химическая формула”, “индекс”, “коэффициент”, “относительные атомная и молекулярная массы”.
  • Овладение основами химической грамотности: умение писать и читать формулы веществ.
  • Формирование навыков расчёта относительной молекулярной массы вещества.

Тип урока: урок введения нового материала с использованием электронно-образовательных ресурсов и самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, мини-группы (в парах).

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, опорные схемы (приложение 1), карточка для организации игры “Химическое лото”, комплект шаростержневых моделей, лоток для моделей молекул, комплект цветных магнитов, магнитная доска.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Актуализация знаний. Повторение символов химических элементов и их названий.

Учитель:

Начнём урок со строк Степана Щипачёва:

“В природе ничего другого нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых”

Все вещества окружающих нас тел живой и неживой природы состоят из химических элементов. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних веществ в другие, необходимо знать химический язык. Знаки химических элементов - это “буквы” химического языка. Проверим знания химических элементов.

За работу на уроке вы получаете “аурики” – показатель вашей активности. Название “Аурики” образовано от латинского названия химического элемента – драгоценного металла – Аурум (Золото). После урока вы вернёте их, в обмен на оценку.

Игра. “Химическое лото”. Работа по индивидуальным карточкам (приложение 2).

Зачеркните знак химического элемента, о котором идёт речь в строках стихотворения. (При чтении стихотворных строк ученик, выполнивший задание, держит руку на локте вместе с ручкой – сигнал выполнения работы).

Взаимопроверка (по слайду презентации), оценивание, подведение итогов игры.

Критерии оценивания:

  • 16 – “5”
  • 12 - 15 – “4”
  • 9 – 11 – “3”

Карточки трёх учащихся (по желанию) - индивидуальная проверка учителем после урока.

Приложение 2

Na H K Mg
О Cu Ag P
N Fe Au Сl
Hg Ca C S

 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
А. С. Пушкин
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
А. С. Пушкин
И квакуши, как шарики ртути,
Голосами сцепляются в шар.
О. Мандельштам
И вспышками магния, кроя с балконов
Смертельною известью лица,
В агонии красных огней и вагонов
В лице изменялась столица.
В. Катаев
О, если бы вы знали,
Какой за ним уход!
Он принимает калий,
Ему дают азот.
Вера Инбер
Воды минеральные бьют из-под земли,
Кальцием и натрием насыщены они.
Г. Колпакова
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А. С. Пушкин
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный;
Как будто тухлое разбилось яйцо.
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
А.С. Пушкин

Учитель: Назовите не закрашенные элементы (за правильный ответ - дополнительный балл).

Физ.минутка. Предлагаю немного отдохнуть и устроить “Стрельбу глазами” [ 1 ]

Задание:

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл – окислитель -7 группа, главная подгруппа, 2 период. (F)
  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе.(B)
  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл – 7 период. (Fr)
  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент 6 группы, главной подгруппы, 2 период, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)
  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg)
  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)
  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, 2 группы, главной подгруппы, с порядковым номером 56. (Вa)
  8. Переведите взгляд на элемент, который возглавляет группу инертных газов в периодической системе Менделеева. (Не)
  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au)

2. Введение новых знаний. Создание и решение проблемной ситуации. Исследовательское моделирование.

Учитель: Что означают знаки (символы) химических элементов?

Учащиеся: Символы химических элементов используют для обозначения атомов определённого вида; удобное международное сокращение греческих или латинских названий элементов.

Учитель: Знаки химических элементов - это знаковые модели. Давайте попробуем создать предметные модели частиц, из которых состоят вещества. Начнем с атомов. Чем отличаются друг от друга атомы разных видов, т.е. разных химических элементов?

Учащиеся: Атомы разных видов отличаются массой, размерами, строением.

Учитель: Вам выданы шаростержневые модели. Для того, чтобы показать отличие атомов друг от друга, шарики разного цвета. Это – цвет моделей, шариков, но не атомов. Атомы не окрашены. Рассмотрите их. Модели атомов кислорода красного (оранжевого) цвета. Модели атомов азота – синего цвета. Шарики чёрного цвета – обозначают атомы углерода.

Характеристика моделей атомов (инструкция на комплекте шаростержневых моделей).

водород белый
углерод чёрный
кислород красный (оранжевый)
азот синий
сера жёлтый
галогены зелёный
алюминий тёмно-серый

(На доске - магнитные модели, записи. Учащиеся, одновременно с учителем, делают рисунки и записи в опорном конспекте – выделенное поле для работы).

Учитель: Положите на лоток три шарика, обозначающие атомы элемента водорода. Какой символ можно использовать для обозначения?

Учащиеся: Н (аш)

Учитель: Как учесть их количество?

Учащиеся: Записать цифру три перед знаком элемента водорода.

Учитель: Вы за партой работаете в парах. Сколько атомов водорода в ваших моделях приходится на двоих? Как это обозначим в записи?

Учащиеся: Записать цифру шесть перед знаком элемента водорода.

Учитель: Выложите в лотке модели двух атомов кислорода.

Делаем рисунок и соответствующую запись (2О). Сколько атомов кислорода в ваших моделях приходится на двоих? Как это обозначим в записи?

Учащиеся: Записать цифру четыре перед химическим знаком элемента кислорода.

Учитель: Но во многих веществах атомы объединяются друг с другом.

Например, самый лёгкий газ водород, состоит из молекул. Каждая состоит из двух атомов элемента водорода. Создайте модель молекулы газа водорода, используя металлический стержень для соединения атомов.

1 молекула газа водорода, состоит из двух атомов (Н2).

Выложите на лоток две молекулы газа водорода.

Две молекулы газа водорода, каждая состоит из двух атомов.

Как это записать, используя знаки? (2 Н2)

  • индекс
  • коэффициент

Учитель: Давайте сосчитаем все молекулы газа водорода, созданные сегодня с помощью моделей? (Запись 12 Н2 )

Цифры в данной записи называются: индекс, коэффициент. Попробуйте объяснить, что означает индекс? Коэффициент? Где записывается индекс? Коэффициент?

Работа по заполнению таблицы в опорной схеме.

Учащиеся: Индекс указывает на число атомов в молекуле, коэффициент – на число отдельных частиц.

Учитель: Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода, расположенных под углом. Соберите модель на столах (на доске – магнитная модель, рисунок в тетради, запись) (Н2О)

 

Сколько молекул воды в ваших моделях приходится на двоих? Как это обозначим в записи?

Учащиеся: Поставим коэффициент два перед записью.

Учитель: Как вы думаете, чем модели молекул похожи? Чем модели отличаются друг от друга?

 

Учащиеся: В одной группе – молекула состоят из одинаковых атомов, в другой – из разных.

Учитель: Вещества, которые состоят из одинаковых атомов одного химического элемента, называют простыми. Работа по заполнению таблицы.

Учитель: Дайте определение сложным веществам.

Учащиеся: Сложные вещества состоят из атомов разного вида.

Учитель: Итак, состав веществ записывается знаковыми моделями, т.е. химическими формулами.

О чем говорит нам химическая формула?

Учащиеся: О том, из каких атомов состоит вещество, в каком количестве атомы входят в состав вещества.

Учитель: Качественный состав вещества показывает, из атомов каких химических элементов оно состоит.

Количественный состав показывает число атомов каждого химического элемента в составе вещества.

Следовательно, химическая формула описывает КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ вещества.

3. Первичное закрепление знаний, умений, навыков (с использованием слайдов №3 - №13 презентации, при необходимости осуществляется проверка в виде голосового сопровождения к презентации при нажатии на значок).

Порядок действий:

  1. Прочитать химическую формулу.
  2. Дать характеристику состава сложного вещества (качественный и количественный состав).

Чтение химических формул, определение качественного и количественного состава сложных веществ. ДЛЯ СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ (За правильный ответ - “аурик”).

H2O, AgNO3, Al, HCl, Cu, C, NaCl, Mg, O2, CO, CaCO3

4. Игра. Будь внимателен!

Учитель: На какие группы можно разделить предложенные формулы веществ? (Слайд №14 презентации).

Учащиеся: Можно разделить на простые и сложные вещества.

Учитель: Определим, где простые, а где сложные вещества в этом перечне. Если показываемое вещество простое, 1 хлопок в ладоши (поднять одну руку), если сложное – 2 хлопка (поднять две руки, работает весь класс). Слайд №15 презентации к уроку.

H2O, AgNO3, Al, HCl, Cu, C, NaCl, Mg, O2, CO, CaCO3

Встречаемся ли мы с предложенными веществами в повседневной жизни?

Рассказ учащегося о применении предложенных веществ (учебный проект). Слайд №16 презентации к уроку.

Физ.минутка. Гимнастика для глаз с использованием кружков, расположенных на окне.

Посмотреть на круг, приклеенный на стекло, на счет 1–4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

Закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Открыть глаза, потянуться, на счёт 1-4 медленно поднимаем руки вверх, на счёт 1-4 опускаем руки, кладём на парту. Повторить 3-4 раза.

5. Введение новых знаний. Вычисление относительной молекулярной массы.

Учитель: Одной из основных характеристик вещества является его относительная молекулярная масса Mr. Слайд №17 презентации к уроку (или работа с ЭОР в сети интернет).
http://fcior.edu.ru/card/13775/otnositelnaya-molekulyarnaya-massa-veshestva.html">http://fcior.edu.ru/card/13775/otnositelnaya-molekulyarnaya-massa-veshestva.html"
Видеомодуль коллекции ЭОР http://fcior.edu.ru. 1,2 слайды.

 

Рисунок 1

Учитель: Молекулы также как и атомы, имеют массу, которая также очень мала, поэтому в расчётах используют относительную молекулярную массу.

Как вы считаете, как можно найти массу молекулы, зная массу атомов? Конечно, сложить атомные массы между собой, но при этом не надо забывать, что атомов в молекуле может быть не один и это тоже нужно учитывать.

Относительная молекулярная масса вещества (Mr) – это число, показывающее во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода. Это безразмерная величина

Мы умеем определять относительную атомную массу ХЭ. Где можно найти и проверить цифровое значение относительной атомной массы?

Учащиеся: Можно найти в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Учитель: А как можно определить относительную массу молекулы?

Учащиеся: Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы с учетом их индексов.

AxByCz где A, B, C - знаки Эl x, y, z – количество атомов этих Эl

Mr = Ar(A)*X + Ar(B)*Y + Ar(C)*Z

6. Первичное закрепление изученного материала (работа с опорной схемой).

Последовательность действий при определении относительной молекулярной массы.

Алгоритм. Вычисление относительной молекулярной массы по химической формуле.

1. Найти значения относительных атомных масс элементов в периодической системе.

2. Умножить число атомов на значение относительной атомной массы для каждого элемента.

3. Сложить полученные значения.

Работа с тренажёром “Вычисление относительной молекулярной массы” (http://fcior.edu.ru/card/12971/trenazher-vychislenie-otnositelnoy-molekulyarnoy-massy-veshestv.html)

Слайд №18 презентации к уроку (или работа с ЭОР в сети интернет).

Рисунок 2

Определение относительной молекулярной массы веществ по предложенным формулам (работа с опорной схемой).

молекула значение Мr
Н2О Мr(Н2О)= 2Ar (Н) +1Ar(О)= 2·1 +1·16 = 18
H2SO4 Мr(H2SO4) = Ar( ) + Ar ( ) + Ar ( ) =
HNO3 Мr(HNO3) = Ar( ) + Ar( ) + Ar( ) =
Fe2O3 Мr(Fe2O3) = Ar + Ar =
SO3 Мr( ) =
NaOH Мr( ) =
H3PO4 Мr ( ) =
N2 Мr ( ) =
H2O2 Мr ( ) =

7. Закрепление знаний, умений, навыков. Cамостоятельная работа.

Сравнение относительных молекулярных масс. Вставьте знак, больше, меньше, равно, выполнив вычисления. Слайд №19 презентации к уроку.

Mr (Н2SO4)   Mr (Н3РO4)
Mr (SO3)   Mr (MgO)
5 Mr (CH4)   2 Mr (NaOH)
Mr (NH3)   Mr (PH3)

8. Итог. Рефлексия.

Учитель: С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке.

  Я узнал много нового.  
2. На уроке было над чем подумать.  
3. Мне это пригодиться в жизни.  
4. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы.  
5. На уроке я поработал добросовестно.  

9. Домашнее задание. П.12

Индивидуальное задание (по вариантам, приложение 3).

Сайт “Мир ХИМИИ” Раздел “Учащимся. 8 класс” Урок №14.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (если на уроке остаётся несколько свободных минут):

1. Найдите и запишите значения относительных молекулярных масс:

1) хлорида меди (II), состоящей из одного атома меди и двух атомов хлора;

2) оксида фосфора(V), состоящего из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода;

3) двухатомной молекулы хлора.

молекула значение Мr
  Мr( ) =
  Мr( ) =
  Мr( ) =

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Источники информации.

  1. Е. П. Пак. Типы химических реакций. Игра-путешествие. 8 класс. “Первое сентября. Химия” N19 (761), 1-15.11.2008
  2. Баженов А.А. Тренажер к уроку химии. 8 класс. “Чтение химических формул”