Цель урока: расширить пассивный словарный запас прилагательных, а также облегчить активный подбор слов.
Задачи урока.
Образовательные:
- уточнить обобщение “овощи”,
- повторить названия овощей,
- уточнить место произрастания,
- учить различать овощи по внешнему виду,
- расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.
Коррекционные:
- развитие мышления – формирование обобщающего понятия “овощи”,учить детей сравнивать и обобщать; “Отгадай загадку и покажи загаданный овощ”,
- развитие словесно-логического мышления на основе понимания речи и выполнения словесных инструкций,
- развитие памяти – запоминание названий овощей, стихотворение к пальчиковой гимнастике, повторение предложений,
- развитие внимательности и наблюдательности,
- развитие зрительного внимания-картинки с овощами, муляжи, игра “Какого овоща нет?”,
- развитие вкусовых ощущений детей – игра “Разведчики”
- развитие речи – разучивание стихотворения к динамической паузе, игра “Какие овощи по вкусу?”, ответы на вопросы по стиху, игра с мячом “Я знаю много…овощей”,
- активизация словаря-названия овощей,
- чувства языка – в ходе всего занятия,
- развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика,
- развитие общей моторики – игра с мячом “Я знаю много овощей”.
Воспитательные:
- воспитывать у детей трудолюбие.
Оборудование: картинки с овощами, муляжи овощей, натуральные овощи.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра “Отгадай и покажи загадочные овощи”
Загадки про овощи.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидор)
2. Актуализация.
Логопед называет овощи детям: тыква, репа, баклажан, помидор, морковь, огурец, лук, редис и подводит их к выводу, что всё это овощи.
Логопед задаёт детям вопросы и требует полных ответов и примеров.
– Кто вспомнит, где растут овощи? (Овощи растут в огороде на грядках).
– А кто помнит, где какой овощ растёт (картофель в земле, помидор на земле)
– Какого цвета бывают овощи?
– Какой формы?
3. Введение в тему.
Игра “Какого овоща нет?”
Логопед приносит в корзине овощи. Дети их рассматривают. Затем логопед накрывает платком овощи и незаметно убирает один. Дети должны догадаться, какого овоща нет и сказать, например: “Нет помидора”.
(Овощи: помидор, огурец, лук, перец).
4. Сообщение новых знаний. (беседа)
Итак, мы с вами уже знаем, что овощи растут в огороде на грядках. Что овощи могут расти на земле и в земле. Знаем. Что овощи бывают разного цвета и разные по форме. А ещё овощи бывают разные по вкусу.
Вы знаете какой вкус у овощей? (ответы детей).
Игра “Разведчики”.
Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. Сейчас проверим, какие овощи на вкус. Двум – трём детям дают попробовать лук, просят сказать, какой он на вкус и так далее. (Лук-горький, морковь и репа – сладкие, помидор – кислый).
5. Первичное закрепление.
Давайте вспомним, какие овощи на вкус.
Логопед бросает ребёнку мяч и называет овощ, а ребёнок возвращает мяч логопеду и подбирает нужное прилагательное, соответствующее его вкусу.
6. Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика)
Самомассаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Левая рука.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, Кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка, мизинец
Правая рука.
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! Большой палец правой руки
7. Закрепление.
1. Логопед ещё раз читает целиком это стихотворение детям и просит ответить на вопросы.
– Какие названия овощей вы услышали в стихотворении?
– Где растут овощи?
2. Игра с мячом “Я знаю много…овощей”
Логопед кидает мяч первому ребёнку и называет овощ, ребёнок бросает мяч соседу и называет цвет этого овоща, сосед кидает мяч следующему и называет форму этого овоща. Затем мяч передаётся логопеду и игра начинается заново с другим овощем.
8. Итог занятия.
– О чём мы сегодня говорили на занятии?
– Где растут овощи?
– Какие по вкусу бывают овощи?
– В какие игры мы сегодня играли?
– Вам понравилось занятие?
Задание для воспитателей на коррекционный час во второй половине дня