Урок "Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи.

Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека; продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Используемые технологии: элементы технологий информационно-коммуникативной, групповой, поисково-исследовательской деятельности, здоровьесберегающей.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, продуктивный, творческий.

Формируемые компетенции: познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентированная

Оборудование урока: таблица “Зрительный анализатор”, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиапрезентация, видеофрагмент “работа зрительного анализатора”, видеофрагмент “Гимнастика для глаз”, дидактические материалы: раздаточные карточки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы; опорный конспект урока.

Этапы урока

Цели, задачи, методы обучения

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент Цель для учителя: обеспечение для учащихся психологически комфортной обстановки на уроке.

Задачи: создание позитивного эмоционального состояния, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива определяемые моральными нормами и интересами.

Цель для обучающихся: подготовиться к работе: быстро включиться в деловой ритм; концентрация внимания.

Метод: словесный, проблемный.

– Здравствуйте, ребята. Проверили наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку. Садитесь, пожалуйста.

Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом.

Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?

Как объяснить слепому,
Слепому как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье.

Ю. Друнина.

Полная готовность к уроку, на парте приготовлен учебник, тетрадь, раздаточный материал, дневник, пенал.

Закрывают глаза. Стараются представить, что такая тьма навсегда.

Осознание.

Примерные ответы обучающихся:

– опасение, что так может быть

– знания необходимы для сохранения своего здоровья и здоровья близких

– успешная сдача экзаменов (ГИА)

Первичная рефлексия.

Для чего нужно знать, осознать то о чем мы будем сегодня говорить?

С каким настроением мы начинаем изучение темы?

Высказывают свое мнение о значимости познания нового материала.

Делятся настроением на работу посредством смайликов.

2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Цель для учителя: развитие аналитических способностей учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы

Задачи: формировать умение высказывать свои мысли; уметь раскрывать взаимодействие анализаторов.

Цель для обучающихся: уметь определять ранее изученные особенности координации и регуляции; уметь сравнивать и анализировать факты

Методы:

– индивидуальный опрос по карточкам;
– фронтальный опрос;
– работа со схемой у доски

Ребята, сейчас мы с Вами проверим как прошло усвоение ранее изученной темы “Координация и регуляция”.

I. Несколько человек получают карточки с заданиями.

Карточка № 1. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органа чувств?

Карточка № 2.Осмысли факт: “Американка Е.Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

О каких свойствах анализаторов говорит этот факт?

Карточка № 3. Заполни таблицу:

Органы чувств человека

– Задания, ребятами, получены, они работают над своими заданиями, а мы продолжим беседу.

Какие системы регуляции есть в организме человека?

Что такое рефлекс?

Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса?

Дайте определение анализатора.

А теперь один из Вас пойдет к доске и составит схему частей анализатора.

Через документ-камеру смотрим задание уровня В (ЕГЭ).

– Молодцы!

Примерные ответы обучающихся:

Нервная и гуморальная.

Рефлекс – это ответная реакция на раздражение.
Головной мозг – большие полушария.
Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различие среди многих сигналов поступающий из внешней среды.

Учащийся составляет схему из имеющихся на доске карточек.

Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соответствующая зона коры полушарий большого мозга.

3. Изучение нового материала Цель для учителя: раскрыть строение и значение зрительного анализатора; показать взаимосвязь строения и функций ярко выраженной в этом органе

Задачи: формировать умений и навыков находить взаимосвязь строения и функции этого органа.

Цель для обучающихся: понять значение зрительного анализатора, познакомиться с зависимостью функций органа от строения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, диалог, работа с учебником

Открываем учебник на странице 244 параграф 49. В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока.

Рассмотрим зрительный анализатор по таблице и рисунку 105 в учебнике.

Зрительный анализатор – главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что “глаза – более точные свидетели чем уши.” Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица– зрит. Анализатор). Согласно трехкомпонентной теории цвета М.В. Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра.

Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.

Физминутка.

Открывают учебники. В тетрадях записывают число, тему урока.

С помощью учителя составляют схему: зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры больших полушарий.

В тетрадях фиксируют фамилии ученных привнесших вклад в изучение органа зрения и зрительного анализатора.

А сейчас мы будем смотреть видеоматериал “гимнастика для глаз” и делать вместе с ведущей. Это необходимо, чтобы дать глазам расслабиться от напряжения.

Http://www.tvigle.ru/category/lifestyle/gym?video=590

Слушают, смотрят, повторяют движения глазами. Расслабляются.
Как устроен глаз и где на нем располагаются рецепторы? Рассказываю с использованием разборной модели глаза.

(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы (80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада, иннервацию).

– Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается? – по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника.

Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки: наружная – фиброзная; средняя – сосудистая; внутренняя – сетчатка.
Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.
Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).

За зрачком располагается двояковыпуклая линза – хрусталик.

Сетчатка = палочки + колбочки.
Палочки и колбочки – рецепторы глаза. Палочки способны различать предметы в сумерках; колбочки – реагировать на цвета.

Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, – желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, – слепое пятно, так как этой частью сетчатки не воспринимаются световые сигналы.

Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Заполняют таблицу в тетради. Третью колонку “функции” заполняют дома с использованием учебника.
Далее, ребята, мы с Вами посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом и поищем ошибки, которые допускает ученик при работе. Внимательно смотрят видеоролик, находят ошибки и говорят о них.
Теперь Вам предстоит провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод. Работа проводится в парах.

– Молодцы! Хорошо справились.

Выполняют опыт по инструктивным карточкам с последующим выводом о проделанной работе.
4. Закрепление учебного материала Цель для учителя: продолжить работу по формированию навыков анализировать полученную информацию, делать выводы.

Задачи: формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать.

Цель для обучающихся:

Применение полученных знаний и умений в собственной практике.

Методы: работа в парах, рефлексия.

А сейчас закрепим наш успех.

Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем об оболочках и оптической части глаза.

Скажите, насколько важна та информация, которую Вы получили сегодня на уроке?

И покажите на картинке с каким настроением уходите с урока.

Оцениваю работу учеников в ходе урока, выставление оценок.

Делаю вывод по рефлексии.

Дают ответы.

Высказывают свое мнение о значимости изученного материала.

Делятся полученным наст роение посредством смайликов.

5. Задание на дом Цель для учителя: развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение биологическим языком в разных сферах и ситуациях общения.

Задача: формировать ответственное отношение к учебе и здоровью.

Цель для обучающихся: обогащение кругозора и расширение интереса с помощью технических средств.

Метод: самостоятельная работа

Домашнее задание: изучить параграф 47; закончить заполнение таблицы.

Дополнительное задание (по желанию) сообщения о заболеваниях глаз; о влиянии компьютера на зрение; об академике В. Н. Филатове.

Записывают в дневники домашнее задание.