Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора.
Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи.
Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека; продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Используемые технологии: элементы технологий информационно-коммуникативной, групповой, поисково-исследовательской деятельности, здоровьесберегающей.
Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, продуктивный, творческий.
Формируемые компетенции: познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентированная
Оборудование урока: таблица “Зрительный анализатор”, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиапрезентация, видеофрагмент “работа зрительного анализатора”, видеофрагмент “Гимнастика для глаз”, дидактические материалы: раздаточные карточки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы; опорный конспект урока.
№ |
Этапы урока |
Цели, задачи, методы обучения |
Содержание этапа |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
1. | Организационный момент | Цель для учителя:
обеспечение для учащихся психологически
комфортной обстановки на уроке. Задачи: создание позитивного эмоционального состояния, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива определяемые моральными нормами и интересами. Цель для обучающихся: подготовиться к работе: быстро включиться в деловой ритм; концентрация внимания. Метод: словесный, проблемный. |
– Здравствуйте, ребята.
Проверили наличие необходимых учебных
принадлежностей к уроку. Садитесь, пожалуйста. Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом. Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Ю. Друнина. |
Полная готовность к уроку,
на парте приготовлен учебник, тетрадь,
раздаточный материал, дневник, пенал. Закрывают глаза. Стараются представить, что такая тьма навсегда. Осознание. Примерные ответы обучающихся: – опасение, что так может быть – знания необходимы для сохранения своего здоровья и здоровья близких – успешная сдача экзаменов (ГИА) |
Первичная рефлексия. Для чего нужно знать, осознать то о чем мы будем сегодня говорить? С каким настроением мы начинаем изучение темы? |
Высказывают свое мнение о
значимости познания нового материала. Делятся настроением на работу посредством смайликов. |
|||
2. | Опрос обучающихся по заданному на дом материалу | Цель для учителя: развитие
аналитических способностей учащихся; умение
сравнивать, обобщать, делать выводы Задачи: формировать умение высказывать свои мысли; уметь раскрывать взаимодействие анализаторов. Цель для обучающихся: уметь определять ранее изученные особенности координации и регуляции; уметь сравнивать и анализировать факты Методы: – индивидуальный опрос по карточкам; |
Ребята, сейчас мы с Вами
проверим как прошло усвоение ранее изученной
темы “Координация и регуляция”. I. Несколько человек получают карточки с заданиями. Карточка № 1. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органа чувств? Карточка № 2.Осмысли факт: “Американка Е.Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг. О каких свойствах анализаторов говорит этот факт? Карточка № 3. Заполни таблицу: Органы чувств человека |
|
– Задания, ребятами,
получены, они работают над своими заданиями, а мы
продолжим беседу. Какие системы регуляции есть в организме человека? Что такое рефлекс? Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? Дайте определение анализатора. А теперь один из Вас пойдет к доске и составит схему частей анализатора. Через документ-камеру смотрим задание уровня В (ЕГЭ). – Молодцы! |
Примерные ответы
обучающихся: Нервная и гуморальная. Рефлекс – это ответная реакция на раздражение. Учащийся составляет схему из имеющихся на доске карточек. Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соответствующая зона коры полушарий большого мозга. |
|||
3. | Изучение нового материала | Цель для учителя: раскрыть
строение и значение зрительного анализатора;
показать взаимосвязь строения и функций ярко
выраженной в этом органе Задачи: формировать умений и навыков находить взаимосвязь строения и функции этого органа. Цель для обучающихся: понять значение зрительного анализатора, познакомиться с зависимостью функций органа от строения. Методы: объяснительно-иллюстративный, диалог, работа с учебником |
Открываем учебник на
странице 244 параграф 49. В тетрадях записываем
число и тему сегодняшнего урока. Рассмотрим зрительный анализатор по таблице и рисунку 105 в учебнике. Зрительный анализатор – главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что “глаза – более точные свидетели чем уши.” Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица– зрит. Анализатор). Согласно трехкомпонентной теории цвета М.В. Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра. Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение. Физминутка. |
Открывают учебники. В
тетрадях записывают число, тему урока. С помощью учителя составляют схему: зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры больших полушарий. В тетрадях фиксируют фамилии ученных привнесших вклад в изучение органа зрения и зрительного анализатора. |
А сейчас мы будем смотреть видеоматериал “гимнастика для глаз” и делать вместе с ведущей. Это необходимо, чтобы дать глазам расслабиться от напряжения. | Слушают, смотрят, повторяют движения глазами. Расслабляются. | |||
Как устроен глаз и где на
нем располагаются рецепторы? Рассказываю с
использованием разборной модели глаза. (Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы (80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада, иннервацию). – Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается? – по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника. Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки. За зрачком располагается двояковыпуклая линза – хрусталик. Сетчатка = палочки + колбочки. Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, – желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, – слепое пятно, так как этой частью сетчатки не воспринимаются световые сигналы. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом. |
Заполняют таблицу в тетради. Третью колонку “функции” заполняют дома с использованием учебника. | |||
Далее, ребята, мы с Вами посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом и поищем ошибки, которые допускает ученик при работе. | Внимательно смотрят видеоролик, находят ошибки и говорят о них. | |||
Теперь Вам предстоит
провести опыт по изменению размера зрачка и
сделать вывод. Работа проводится в парах. – Молодцы! Хорошо справились. |
Выполняют опыт по инструктивным карточкам с последующим выводом о проделанной работе. | |||
4. | Закрепление учебного материала | Цель для учителя:
продолжить работу по формированию навыков
анализировать полученную информацию, делать
выводы. Задачи: формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать. Цель для обучающихся: Применение полученных знаний и умений в собственной практике. Методы: работа в парах, рефлексия. |
А сейчас закрепим наш
успех. Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем об оболочках и оптической части глаза. Скажите, насколько важна та информация, которую Вы получили сегодня на уроке? И покажите на картинке с каким настроением уходите с урока. Оцениваю работу учеников в ходе урока, выставление оценок. Делаю вывод по рефлексии. |
Дают ответы. Высказывают свое мнение о значимости изученного материала. Делятся полученным наст роение посредством смайликов. |
5. | Задание на дом | Цель для учителя: развитие
речевой и мыслительной деятельности
обучающихся, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение
биологическим языком в разных сферах и ситуациях
общения. Задача: формировать ответственное отношение к учебе и здоровью. Цель для обучающихся: обогащение кругозора и расширение интереса с помощью технических средств. Метод: самостоятельная работа |
Домашнее задание: изучить
параграф 47; закончить заполнение таблицы. Дополнительное задание (по желанию) сообщения о заболеваниях глаз; о влиянии компьютера на зрение; об академике В. Н. Филатове. |
Записывают в дневники домашнее задание. |