Организаторские умения учителя иностранного языка на уроке

Разделы: Иностранные языки


“Не стали бы люди такими колоссами,
Нет, не обрели бы такого величия,
Когда бы над каждым из них – непоседою,
Румяным невеждой, беспамятным олухом
Не бдил с ежедневной неспешной беседою
Всемудрый учитель, всебудящий колокол.
Достойно восторга его всетерпение!
За все, что прекрасно, за все, что значительно,
Пора человечеству в Храм Поклонения
Внести на руках Рядового Учителя”

Содержание:

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть.
    2.1. К вопросу о педагогических функциях и методических умениях.
    2.2. Организаторские умения учителя иностранного языка на уроке.
    2.3. Психологическая характеристика урока.
  3. Заключение.
  4. Приложение.
  5. Список литературы.

1. Введение

В документах по модернизации содержания образования определен качественно новый уровень образования. Что способствует повышению качества образования? Разрабатываются современные, инновационные подходы, апробируются новые методики и технологии. Повышение качества образования автоматически задает новые требования к качеству труда учителя, уровню его профессиональных компетенций. Сегодня наука говорит о качественно новом уровне организации педагогического процесса. Одним из важных, основополагающих в практике работы учителя является уровень сформированности организаторских, управленческих умений и навыков.

В данной работе организаторские умения рассматриваются как необходимое условие для повышения эффективности образовательного процесса в свете новых требований в образовательной сфере. Рассматривается место организаторских умений в совокупности общепедагогических и конкретно применимых к учителям иностранного языка профессиональных умений. Дается психологическая характеристика урока иностранного языка с точки зрения проявления учителем организаторских умений.

2. Теоретическая часть

2.1. К вопросу о педагогических функциях и методических умениях

Педагогическая психология, как известно, включает специальный раздел – "психология учителя", где подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место, функции, в обществе. Положение о важной, определяющей роли учителя в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Как подчеркивал П.Ф.Каптеров, "личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения". Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки. То есть это документ, позволяющий устанавливать основные функции педагогической деятельности с учётом специфики учебного предмета. Разработанные в советской педагогической психологии и педагогике в трудах Н.К. Крупской, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского и в исследованиях Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А.Сластенина, И.В. Страхова и др. представления о профессиональных знаниях, умениях позволили выделить основные компоненты профессиограммы учителя. Для педагогической психологии большое значение имеет разработанная Ф.Н. Гоноблиным на этой общетеоретической основе совокупность педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, экспрессивные, авторитарные, коммуникативные, организаторские). Эта трактовка была развита Н.Д. Левитовым, В.А.Крутецким и др. Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н Гоноболиным педагогическими способностями. Эти функции были, затем соотнесены с теми умениями, которые лежат в основе профессиограммы учителя – предметника, в частности учителя иностранного языка. Профессиограмма учителя иностранного языка определяет не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и частное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально– методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций. Профессиональной деятельности учителя иностранного языка свойственны следующие функции:

  • развивающая;
  • воспитывающая;
  • коммуникативная;
  • гностическая;
  • конструктивно-планирующая;
  • организаторская.

Успешное выполнение педагогических функций предполагает владение соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и необходимым объемом знаний. Перечисленные функции в профессиональной деятельности учителя иностранного языка лежат в основе профессиональных компетенций, что в совокупности определяют педагогическую компетентность учителя иностранного языка.

2.2. Организаторские умения учителя иностранного языка

Целью данной работы является рассмотрение и анализ организаторских умений учителя иностранного языка. Уровень сформированности организаторских умений во многом определяют успешность урока на этапе его организации и проведения. Выработка организаторских умений считается одним из самых сложных, трудоемких и долговременных процессов. Учителю необходимо развивать умения и способности осуществлять не только продуктивную деятельность учащихся на уроке, но и держать самоконтроль и проводить самокоррекцию в затруднительных педагогических ситуациях.

Задачи:

– определить роль организаторских умений в оценке профессиональной компетентности учителя иностранного языка;
– определить основные организаторские умения для успешной реализации целей и задач урока;
– дать психологическую характеристику урока с позиции проявления организаторских умений учителем иностранного языка.

Современный подход по обновлению содержания образования требует от учителя качественного повышения уровня педагогической компетентности. Общепедагогические, методические компетенции позволяют учителю эффективно управлять процессом образования. Организаторские умения играют в процессе управления обучением важную роль. Они предполагают выбор оптимальных способов организации деятельности учителя и учащихся, с целью наиболее эффективного усвоения материала.

Организаторские умения включают в себя:

– умение устанавливать, регулировать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами, создавать благоприятный психологический микроклимат.
– умение организовать продуктивную деятельность учащихся на уроке;
– умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности учащихся
– умение поддерживать высокий уровень мотивации, стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся, используя разнообразные формы и режимы работы;
– умение добиваться необходимого внимания и дисциплины учащихся на занятиях;
– умение ориентироваться в изменившихся условиях, проявлять выдержку, уверенность в своих действиях и осуществлять психологическую самокоррекцию, перестраивая свое поведение в затруднительных, конфликтных ситуациях.

Цель обучения иностранному языку как средству общения требует на современном этапе нового подхода к управлению процессом обучения. В педагогике, психологии, педагогической психологии, методике преподавания иностранным языком активно разрабатываются новые подходы по управлению процессом обучения иностранному языку. Иностранный язык как учебный предмет накладывает специфический отпечаток на значимость организаторских умений. Так, в процессах ощущения и восприятия особенно важна дифференциальная слуховая и моторная чувствительность. Иностранный язык предъявляет высокие требования к оперативной и долговременной (постоянной) памяти учащихся и т.д. Важное значение имеют положительные эмоции, возникающие при его изучении. Овладение этим учебным предметом предъявляет большие требования к правильной организации учебного процесса. Все большее внимание уделяется качественной составляющей при организации учебного процесса. Качественное управление должно быть адекватно стартовым психологическим волевым ресурсам учителя. Большое внимание уделяется также технологичности образовательного процесса, что требует от учителя иностранного языка грамотного подхода в умении организовать деятельность учащихся, с тем, чтобы можно было прогнозировать результат педагогической деятельности. Важным этапом в организации деятельности педагога является самоорганизация учителя, что подразумевает:

– подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);
– рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и др.);
– педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности, как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения).

2.3. Психологическая характеристика урока

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т.д.). В организацию урока Л.Т. Охитина включает 1) самоорганизацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психологический контакт с классом; 2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памяти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспитание воображения, ж) формирование умений и навыков.

Для анализа уровня сформированности организаторских умений при анализе урока рассматриваются следующие положения:

– место данного урока в системе уроков по теме;
– обоснованность и соответствие поставленной цели и задач с учетом уровня подготовленности учащихся;
– логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока (актуализации, введении нового материала и закрепления пройденного материала);
– рациональный выбор форм и методов обучения;
– формирование активной учебной деятельности, организация учителем активного поведения учащихся, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
– педагогическая техника учителя;
– культура общения учителя и учащихся, соблюдение норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата на занятии.

Класс: 3.

Тема урока: Капитан Райт и ее друзья.

Тип урока: игровой, ситуативный, коммуникативно-направленный.

Цель:

  • Научить использовать логические связки so, because, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Практиковать использование речевого материала “Описание лица” в 3 лице ед. числа, грамматического материала have got/ has got в речевых ситуациях.

Задачи:

Развивающие:

  • Создание реальных речевых ситуаций через ролевую игру.
  • Организация командной работы
  • Активизация навыков мобильного реагирования посредством использования кратких ответов.

Обучающие:

  • Развитие речевой грамотности посредством использования грамматических структур have got/has got.
  • Формирование навыков установления причинно-следственной связи с использованием логических связок so, because.

Воспитательные:

  • Создание доброжелательной атмосферы на уроке через вовлечение в командную работу, проявление взаимопомощи.

Оборудование:

УМК ”Chatterbox” (учебное пособие, рабочая тетрадь, кассета), автор Дерек Стрейндж., раздаточный материал: Пазл-рассказ, схема использования логической связки so, because, рисунки разных типов людей (толстый, худой, маленький, высокий, разный типаж лица), визитные карточки, где указываются имя, телефон Captain Right и домашнее задание, конверты для заданий для оформления этапов урока.

Учебные, развивающие и воспитательные задачи поставлены с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и с учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание урока соответствует поставленным задачам. Урок имеет логическую завершенность. Используемые методы и приемы обучения логически взаимосвязаны и эффективны. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний учитель использовал такие формы работы, как индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагала на уроке развитие и формирование описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного понимания. Организация урока в форме игры в детективов способствовала формированию логического мышления, творческого воображения учащихся. Благодаря таким приемам как, прием театрализации, игра в угадайку, волшебная коробка, составление пазла, использование метода групповой работы Солнце, активное использование работы по всем видам речевой деятельности позволила реализовать развивающие возможности урока по формированию активной учебной деятельности, повышению познавательного интереса, что ведет к формированию устойчивой положительной мотивации. Главный акцент при организации урока учитель уделил формированию навыков мобильного реагирования. Умелое сочетание методов и приемов сопровождалось применением технологии психологической разгрузки. Актерские данные самого учителя и наличие красочных наглядных материалов, применение аудиозаписи позволили при большой насыщенности урока не чувствовать учащимся усталость и скуку.На уроке осуществлялся дифференцированный подход через умелую организацию фронтальной, групповой, индивидуальной работы.

Высокий уровень культуры общения учителя, соблюдение норм педагогической этики и такта в сочетании с актерским мастерством и умение работать с интонацией и темпом, создали на уроке положительный морально-психологический климат.

Анализируя уровень сформированности организаторских умений учителя на данном уроке можно отметить следующее:

– учитель определил подготовленность класса к уроку;
– наблюдал в течение урока за дисциплиной, как добивалась устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;
– наблюдал за психофизическим состоянием детей и в нужный момент делал психологическую разгрузку-разминку;
– держал весь класс в поле зрения, внимательно слушал ответы учащихся, воспринимал реакцию на свое объяснение;
– старалась заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
– строила этапы урока с учетом особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых);
– регулировала свое поведение и речь;

Урок достиг поставленной цели:

– решены поставленные учебные, развивающие и воспитательные задачи;
– положительная психологическая атмосфера была создана благодаря использованию установок побуждающих учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей, убеждения, внушения);
– уровень активности и заинтересованности детей был высокий, поскольку учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся посредством логической организации системы вопросов, создания проблемных ситуаций, использования задач с недостающими и лишними данными;
– урок проведен с учетом соотношения нагрузки на память учащихся и их мышления, воспроизводящей деятельности учащихся и творческой, усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска.

3. Заключение

В современном образовательном пространстве от учителя иностранного языка требуется высокий уровень развития организаторских умений. Они являются составной частью определяющие педагогическую компетентность учителя иностранного языка. Организаторские или управленческие умения позволяют учителю эффективно организовать учебный процесс. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся. Очевидно, что всесторонний охват всех основных объектов психологического анализа урока затруднителен в каждой конкретной его ситуации, но представлять их как целостную систему необходимо, учитывая при этом специфику учебного предмета.

Список литературы

  1. Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
  2. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка // ИЯЗ, 1984. № 3.
  3. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М., 1976.
  4. Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) / отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский. – Л.: ЛГПИ,1985
  5. Управление обучением иностранному языку в школе и вузе. М.К. Колкова. – С-П. Карго, 2007.
  6. Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. И.Л. Колесникова, М.В. Тамашевич. – С-п.: Карго,2007.
  7. Методические рекомендации в помощь руководителям экспертных комиссий и учителям иностранного языка. ИПКРО РТ. Казань, 2002
  8. Качество управления образовательным учреждением. Т.В. Черникова. М.: АПК и ППРО, 2005

Приложение