Образовательный процесс в современном мире часто подвержен процессу интеграции. Учителя двух, а иногда и большего количества предметов объединяются для того, чтобы провести совместный урок, закрепить и обобщить знания учащихся, вывести пройденный материал на более осознанный уровень. Иностранный язык – благодатная почва для проведения подобных уроков. Пожалуй, одной из наиболее насущных ныне проблем является экология. Экологические проблемы освещаются средствами массовой информации, правительства разных стран обдумывают мероприятия по улучшению экологии планеты и заключают различные договоры. Эти же проблемы занимают и учеников, иногда уже начиная с 1ого класса. Мой сын первоклассник был потрясен, прочтя статью о “мусорном континенте”. Он интересуется способами переработки вторсырья. Что же говорить о старшеклассниках, которые понимают гораздо больше семилетнего ребенка и обладают значительно большим объемом информации. Хочется отметить, что в последнее время все меньшее количество десяти-одиннадцатиклассников равнодушны к подобным проблемам. Все меньше тех, кто отказывается говорить о проблемах экологии, потому что “меня это не касается”. Этот факт не может не радовать, ведь эти дети – наше ближайшее будущее и именно от них зависит, как экология нашей страны, нашей планеты будет развиваться в дальнейшем.
Неотъемлемой частью жизни любого старшеклассника является подготовка к экзаменам. Единый государственный экзамен по английскому языку включает в себя 4 части, последняя из которых “Письмо”. Задание состоит из двух частей: личное письмо (базовый уровень) и письменное высказывание с элементами рассуждения (высокий уровень сложности). На задании высокого уровня сложности мне и хотелось бы остановиться подробнее, рассмотрев его на примере темы связанной с экологией. Тема эссе звучит следующим образом: Some people say that we don’t need to use nuclear power any more. What is your opinion? Do we still need nuclear power?
Задание ЕГЭ подобного типа содержит план, которому необходимо следовать при написании эссе:
- Введение.
- Выражение собственного мнения с указанием двух-трех аргументов, подтверждающих вашу правоту.
- Выражение противоположного мнения с указанием одного-двух аргументов, подтверждающих это мнение.
- Объяснение, почему вы не согласны с противоположным мнением, объяснение несостоятельности аргументов за противоположное мнение.
- Заключение.
Данное задание имеет целью проверить следующие умения экзаменуемого:
- Высказать свое мнение.
- Привести аргументы, доказательства, примеры.
- Сделать вывод.
- Последовательно и логически правильно строить высказывание с целью решения коммуникативной задачи.
- Использовать необходимые средства логической связи.
- Стилистически правильно оформить текст в соответствии с поставленной задачей.
- Продуктивность речи (не заучивать темы, а выражать собственное мнение своими словами).
Письменное высказывание с элементами рассуждения должно содержать от 200 до 250 слов, а рекомендуемое время его написания от 40 до 60 минут. Это задание обычно вызывает наибольшую трудность у учащихся потому, что в нем необходимо продемонстрировать не только знание языка, но и развить и аргументировать свои мысли. Тема экологии хороша тем, что заранее проговорена как на уроках английского языка, так и на уроках биологии и географии. Написание эссе на предложенную тему было предложено слушателям курса “Английский для научных целей” в качестве итоговой работы после темы “Источники энергии”. Данное эссе призвано обобщить знания по теме “Источники энергии”, развить умение высказывать и аргументировать свое мнение, а также подготовить к письменному заданию высокого уровня ЕГЭ.
На уроках цикла обсуждались такие источники энергии, как топливо (нефть, уголь, газ), гидроэнергетика, использование силы ветра и использование солнечного света для получения энергии. Написанию эссе предшествовало подготовительное занятие, на котором были оговорены все пункты плана предстоящей работы. Учащиеся сообща составили на доске таблицу, состоящую из трех граф:
Собственное мнение с указанием двух-трех аргументов, подтверждающих вашу правоту |
Противоположное мнения с указанием одного-двух аргументов, подтверждающих это мнение |
Объяснение несостоятельности аргументов за противоположное мнение. |
Ядерная энергия безопасна | Ядерная энергия очень опасна (взрывы на атомных станциях и Чернобыле, на Фукусиме) | При соблюдении всех правил безопасности и строительстве атомных станций вдали от сейсмически активных зон, опасность их эксплуатации сводится к минимуму |
Ядерная энергия является дешевой | Использование атомной энергии сопряжено с произведением отходов, которые загрязняют окружающую среду | Отходы от использования атомной энергии вредят окружающей среде значительно меньше, чем сжигание угля, нефти или газа для получения энергии |
На земле недостаточно полезных ископаемых, которые можно было бы продолжать использовать для получения энергии | Атомная станция должна быть укомплектована высококвалифицированным персоналом, которого не хватает | Учебные заведения в состоянии подготовить необходимое количество высококвалифицированного персонала |
Учащиеся, участвовавшие в обсуждении, пришли к единому мнению о том, что использование ядерной энергии необходимо, и отказываться от него нецелесообразно. Детальная проработка основной части эссе позволила избежать типичных для подобной работы ошибок. Учащиеся четко следовали плану, продемонстрировали умение использовать письменную речь для решения коммуникативной задачи, дать четкие весомые аргументы в пользу своего мнения.
Такие аспекты как вводные соединительные слова, написание введения и заключения так же были оговорены на подготовительном занятии, однако им было уделено значительно меньше внимания, чем основному содержанию, т.к. требования к написанию вводной и заключительной частей, а также использованию средств логической связи являются одинаковыми для подобного вида работы, вне зависимости от темы эссе.
Интеграция английского языка с другими дисциплинами расширяет словарный запас учащихся, позволяя им более свободно общаться на иностранном языке. Актуальность проблем побуждает к мыслительному процессу, обсуждению, а значит к развитию коммуникативной компетенции. Итоговое задание по теме, имеющее формат экзаменационной работы дополнительно мотивирует учащихся к осознанной продуктивной работе. Подготовительный этап позволяет избежать типичных ошибок в написании эссе, в тоже время, не сковывая полета мысли каждого из учащихся. Устное проговаривание своей точки зрения позволяет четче сформулировать собственное мнение и подобрать весомые аргументы.
Список литературы:
- Вербицкая М.В. ЕГЭ 2012. Английский язык. Тренировочные задания / М.В.Вербицкая, К.С. Махмурян. – М.: Эксмо, 2011
- Вербицкая М.В., Соловова Е.Н. Единый государственный экзамен 2011. Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.