Цель урока. Ввести новый прием деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.
Задачи урока.
- Закрепить изученные приемы умножения и деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.
- Развивать математическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать.
- Создать ситуацию успеха при выполнении заданий.
Наглядность: карточки для устного счета; таблица “Алгоритм умножения и деления чисел, полученных при измерении”; индивидуальные карточки для самостоятельной работы; таблица “Меры длины”; пословицы; рисунок “Дерево успеха” с листьями.
Ход урока
1. Орг. момент.
– Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Настройтесь на работу, соберитесь и будьте внимательны при ответе на вопросы и выполнении заданий.
– Над какой темой мы работаем на уроках математики?
– Сегодня мы изучим еще один прием деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.
2. Устный счет.
– А сейчас поработаем немного устно.
а) Заполни пропуски.
1 см =…мм
1 м =…см
1 кг =…г
1 год = …мес.
1 дм =…см
1 т =…ц
б) Найди лишнее число.
7 м 25 см | 16 т 43 кг | 32 км 71 м |
1 мин 6 с | 5 ц 40 кг | 1 кг 800 г |
3 м 5 дм | 3 км 5 м | 3 р. 5 к. |
в) Выбери правильный ответ.
3 м 45 см | 345 см | 3045 см |
9 кг 60 г | 9060 г | 960 г |
7009 г | 7 кг 9 г | 70 кг 9 г |
403 см | 40 дм 3 см | 4 дм 3 см |
г) Реши задачу.
– Женя и Миша сделали скамейки. У Жени длина скамейки 1 м 20 см, а у Миши 120 см. У кого скамейка больше, почему?
– Один ослик нес 10 кг сахара, а другой нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?
3. Основная часть урока. Постановка проблемы.
10 м : 2 =
8 м : 4 =
4 м : 5 =
– Ребята, посмотрите на доску. На доске у меня записаны примеры. При решении какого примера у вас могут возникнуть затруднения?
– Сегодня мы изучим еще один пример деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.
4 м : 5 =
– Как вы думаете, как найти частное этих двух чисел? Какие у вас есть идеи?
– У кого есть еще предложения?
– Мы должны число 4м выразить в более мелких мерах. Мы знаем, что в одном метре 100 см, значит, в 4м = 400см. Теперь мы можем выполнить деление.
– Давайте вспомним алгоритм умножения и деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число и посмотрим, подходит ли он для нового приема деления.
4. Формирование знаний, умений по теме.
Работа с учебником с. 104, №340(1).
Физкультминутка.
На доске геометрические фигуры, дети следят глазами за движением указки.
– Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бок ты ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончена, ты молодец.
5. Повторение.
С. 105. Задача 341(2).
Длина – 3 м 40 см
1 ч. – 1 м 58 см
2 ч. – ?, в 2 раза м.
Какова длина оставшейся доски?
План и решение.
1) Какова длина второй части?
1 м 58 см : 2 = 79 см
2) Какова длина первой и второй частей?
1 м 58 см + 79 см = 2 м 37 см
3) Какова длина оставшейся доски?
3 м 40 см – 2 м 37см =1 м 3 см
Ответ. 1 м 3 см длина оставшейся доски.
Самостоятельная работа по карточкам.
5 км 120 м – 4 км 60 м =
1 м – 29 см =
100 км – 92 км 532 м =
1 кг – 590 г =
– Посмотрите на доску и проверьте ответ. Рядом с результатами написаны другие измерения величин. Слышали ли вы когда-нибудь их?
1 км 60 м – 1 верста
71 см – 1 аршин
7 км 468 м – 1 миля
410 г – 1 фунт
– Может быть, кто-нибудь из вас знает, в каких словосочетаниях употребляются данные измерения?
Мерить на свой аршин.
За версту видать.
– Как вы понимаете данные словосочетания?
6. Итог урока. Оценивание.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чему учились на уроке?
– Что больше всего понравилось, запомнилось?
– Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас получится “Дерево успеха”. Каждый выберите листочек для себя. Если вы довольны собой – возьмите зеленый листочек. Допускали неточности – желтый. Надо постараться – красный листок.
– Оценивание учителем.