Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока. Ввести новый прием деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.

Задачи урока.

  1. Закрепить изученные приемы умножения и деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.
  2. Развивать математическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать.
  3. Создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Наглядность: карточки для устного счета; таблица “Алгоритм умножения и деления чисел, полученных при измерении”; индивидуальные карточки для самостоятельной работы; таблица “Меры длины”; пословицы; рисунок “Дерево успеха” с листьями.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Настройтесь на работу, соберитесь и будьте внимательны при ответе на вопросы и выполнении заданий.

– Над какой темой мы работаем на уроках математики?

– Сегодня мы изучим еще один прием деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.

2. Устный счет.

– А сейчас поработаем немного устно.

а) Заполни пропуски.

1 см =…мм
1 м =…см
1 кг =…г
1 год = …мес.
1 дм =…см
1 т =…ц

б) Найди лишнее число.

7 м 25 см 16 т 43 кг 32 км 71 м
1 мин 6 с 5 ц 40 кг 1 кг 800 г
3 м 5 дм 3 км 5 м 3 р. 5 к.

в) Выбери правильный ответ.

3 м 45 см 345 см 3045 см
9 кг 60 г 9060 г 960 г
7009 г 7 кг 9 г 70 кг 9 г
403 см 40 дм 3 см 4 дм 3 см

г) Реши задачу.

– Женя и Миша сделали скамейки. У Жени длина скамейки 1 м 20 см, а у Миши 120 см. У кого скамейка больше, почему?

– Один ослик нес 10 кг сахара, а другой нес 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?

3. Основная часть урока. Постановка проблемы.

10 м : 2 =
8 м : 4 =
4 м : 5 =

– Ребята, посмотрите на доску. На доске у меня записаны примеры. При решении какого примера у вас могут возникнуть затруднения?

– Сегодня мы изучим еще один пример деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число.

4 м : 5 =

– Как вы думаете, как найти частное этих двух чисел? Какие у вас есть идеи?

– У кого есть еще предложения?

– Мы должны число 4м выразить в более мелких мерах. Мы знаем, что в одном метре 100 см, значит, в 4м = 400см. Теперь мы можем выполнить деление.

– Давайте вспомним алгоритм умножения и деления чисел, полученных при измерении, на однозначное число и посмотрим, подходит ли он для нового приема деления.

4. Формирование знаний, умений по теме.

Работа с учебником с. 104, №340(1).

Физкультминутка.

На доске геометрические фигуры, дети следят глазами за движением указки.

– Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бок ты ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончена, ты молодец.

5. Повторение.

С. 105. Задача 341(2).

Длина – 3 м 40 см
1 ч. – 1 м 58 см
2 ч. – ?, в 2 раза м.

Какова длина оставшейся доски?

План и решение.

1) Какова длина второй части?
1 м 58 см : 2 = 79 см

2) Какова длина первой и второй частей?
1 м 58 см + 79 см = 2 м 37 см

3) Какова длина оставшейся доски?
3 м 40 см – 2 м 37см =1 м 3 см

Ответ. 1 м 3 см длина оставшейся доски.

Самостоятельная работа по карточкам.

5 км 120 м – 4 км 60 м =
1 м – 29 см =
100 км – 92 км 532 м =
1 кг – 590 г =

– Посмотрите на доску и проверьте ответ. Рядом с результатами написаны другие измерения величин. Слышали ли вы когда-нибудь их?

1 км 60 м – 1 верста
71 см – 1 аршин
7 км 468 м – 1 миля
410 г – 1 фунт

– Может быть, кто-нибудь из вас знает, в каких словосочетаниях употребляются данные измерения?

Мерить на свой аршин.

За версту видать.

– Как вы понимаете данные словосочетания?

6. Итог урока. Оценивание.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему учились на уроке?

– Что больше всего понравилось, запомнилось?

– Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас получится “Дерево успеха”. Каждый выберите листочек для себя. Если вы довольны собой – возьмите зеленый листочек. Допускали неточности – желтый. Надо постараться – красный листок.

– Оценивание учителем.