Урок-турнир по русскому языку "Обобщение знаний о падежах имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением; правописание непроизносимой согласной, закрепить умение выполнять разбор по составу, по членам предложения и частям речи;
  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • воспитывать интерес к родному языку, любовь к маме, умение работать в команде.

Оборудование: презентация, гербы к различным частям речи, “перчатки” с индивидуальным зданием.

Ход урока

I. Организация внимания.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.

Стихи о маме.

Накануне мы отпраздновали День матери. Сегодняшний урок мы посвятим нашим мамам.

В какой форме пройдет урок, узнаете, разгадав шифровку, которая указывает на место данной буквы в нашем алфавите:

20, 21, 18, 15, 10, 18.

п/о – турнир.

Что такое турнир?

Турнир – состязание, соревнование. Раньше это были военные состязания рыцарей, то есть благородных воинов, а потом так стали называть спортивные соревнования.

Я предлагаю наш урок провести в форме турнира. Мы будем состязаться в знаниях по русскому языку и посвятим свои успехи мамам.

II. Актуализация ранее изученного.

1) Сообщение темы и целей повторения.

2) Упражнения в чистописании.

Состязание 1 “Каллиграфия”

Выпишите сочетания букв МмМ, обратите внимание на нижнее соединение между этими буквами.

Включаю музыку во время письма.

Рыцари должны уметь многое, например красиво писать. (прохожу, отмечаю лучшие работы )

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

При солнышке светло, при матушке – добро.

Объясните, как вы ее понимаете.

п\о Как солнце является источником тепла и света для всего живого, так и мама дарит своим детям заботу, любовь, ласку.

Запишите пословицу, стараясь писать и соединять буквы правильно.

3) Микроитог

В этом состязании победили..

4) Словарная работа.

Состязание 2 .

Предлагаю вам попробовать себя в качестве шифровщиков.

Словарную работу мы проведем в форме цифрового диктанта.

Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр1-о, 2-а. Сложите получившиеся числа и запишите общий результат.

Аккуратно, назад, шоссе, комбайн, воскресенье, портрет, календарь.

2 2, 1, 1, 1, 1, 2.

5) Фронтальный опрос в сочетании с письменной работой.

Состязание 2 “Теоретическое”

На наш турнир прибыли рыцари. У каждого свой герб. Определите, какую часть речи они представляют?

Изображение гербов сущ., прил., глагол.

Поговорим об имени сущ.

- Что такое сущ?

- Как изменяется имя сущ? (Чем необходимо дополнить герб сущ., чтобы картина была полной?)

п/о включить изменение по падежам.

Испытание выдержали с честью.

6) Индивидуальный опрос.

Часто на поединок вызывали, бросив перчатку. Я “бросаю вызов” - перчатку с грамматическим и орфографическим заданием Кто готов его принять?

2 ученика – перфокарты.

1 ученик (Правая часть доски) разбор по членам предложения.

Радостная мама улыбнулась солнцу.

2 ученик (левая часть доски) разбор по составу

  • Листочки
  • Стальные
  • Выдержка
  • Хватало
  • Машинистом

Разбери только имена сущ.

7) словарно-орфографическая работа

Состязание 3 “Орфографическое”

2 ученика у доски

Прелестный оказалось
Объяснение подежурить
Молодежь шоссе
Низкий шьет
Горизонт чувствовать

Назови лишнее слово. Почему?

Объяснение (есть приставка)

Шоссе (сущ)

8) Проверка инд. работы.

С помощью сигналов. (Последним проверить разбор по составу.

Обоснуй свой выбор. Что такое сущ?)

9) Микроитог.

Я довольна вашей работой. Вы демонстрируете отличные знания и качества настоящих рыцарей – усидчивость, дисциплинированность.

А вот насколько вы внимательны, мы проверим в ходе игры “Рыцари”.

III. ФЗМ “Рыцари” Я буду называть упражнения. Вы должны выполнять упражнение лишь в том случае, если я произнесу слово “Рыцари”. Если слово “Рыцари” я не называю, вы упражнение не выполняете.

IV. Работа над пройденным материалом.

1) Сообщение темы и целей урока.

Обобщим знания об особенностях падежей русского языка, потренируемся в употреблении падежей.

2) Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)

Вы будете работать в группах. Каждая группа будет наблюдать над грамматическими особенностями определенного падежа. А вот какого, вы узнаете из выступления ваших товарищей.

Инсценирование детьми грамматической сказки о падежах “Откуда пошли названия падежей” (В. Волина “Веселая грамматика” -М.:Знание, 1995 год.-336с.).

2. Группы, приступайте к работе в соответствии с заданиями на карточках. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске и устное выступление лидера группы. На столах лежат:

Текст стихов с пословицами, лист для записи вопросов, лист для записи предлогов, лист для обозначения роли в предложении.

Задание для групп:

1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".

2. Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.

3. Представить выступление и оформить на доске таблицу.

Падежи Вопросы Предлоги Роль в предлож.
И.п.      
Р.п.      
Д.п.      
В.п.      
Т.п.      
П.п.      
  1. Дело шуток не любит. (И.п.)
  2. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  3. Не по сути дело, а по делу суть.(Д.п.)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

4. Защита проекта.

По окончании самостоятельной работы лидеры групп выходят к доске и рассказывают об особенностях падежа.

5. Микроитог.

Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (Повесить алгоритм)

С. 63, правило.

6. Списывание с грамматическим заданием. Учебник упр.145, с.78.

Состязание 4 “Определи правильно”

Найдите текст упражнения. Прочитайте его.

Какова основная мысль стихотворения ?

п/о Нужно стремится жить весело, дарить окружающим добро, прежде всего, близким.

Работаем ключом. Назовите пропущенные орфограммы.

Спишите текст, определите падеж сущ., опираясь на алгоритм.

Первые 5 человек поднимают руки.

Состязание 5 “Умею работать сам”.

Важным достоинством рыцаря является самостоятельность, умение рассчитывать свои силы. Перед вами 3 разных по уровню сложности варианта самостоятельной работы. Выберите тот, который вам по силам. Приступайте, в вашем распоряжении 3 минуты.

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант II вариант
Бежал по лестнице,

Чудесная картина,

Пролетел над рекой,

Говорил о мечте.

Прол...тала над лес..м,

был на ...кскурсии,

вырастают из гр...бницы,

ш...л по тр...пинк...

III вариант- составьте 4 словосочетания со словом лист, употребив его в разных падежах.

А теперь, проверьте.

I вариант II вариант
Бежал по лестнице, (Д.п.)

чудесная картина, (И.п.)

пролетел над рекой, (Т.п.)

говорил о мечте. (П.п.)

Пролетала над лесом, (Т.п.)

был на экскурсии,(П.п.)

вырастают из грибницы, (Р.п.)

шел по тропинке. (Д.п.)

Работу 3 варианта проверяем фронтально.

8. Контрольная минутка (с использованием средств обратной связи). Тест на определение падежной формы сущ.

- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;
  2. Перепрыгнул через лужу;
  3. Вышел из ворот;
  4. Побежал по коридору;
  5. Беспокоились о сыне;
  6. Стучали в дверь;
  7. Разрезал ножницами;
  8. Подарила бабушке;
  9. Стучал молотком;
  10. Отвечать у доски.

Самопроверка (Слайд 20)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
П В Р Д П В Т Д Т Р

Взаимопроверка. Выставление оценок.

  • 5 – Без ошибок
  • 4 - 1-3 ошибки
  • 3 - 4-5 ошибок
  • 2 - 6 ошибок

Творческая работа .Синквейн.

Заключительное состязание в красноречии, когда самые прекрасные и добрые слова рыцари адресовали дамам. Я предлагаю написать синквейн “Мама”.

/ Чтение синквейнов.

V .Итог урока.

а) учебный

Наш турнир подходит к концу. Подведем его итоги.

  • Как определить падеж сущ.?
  • Для чего нужно знать падежи?

п/о Чтобы речь была грамотной.

б) Рефлексия. В заключении я хочу вам предложить принять участие в составлении цветочных композиций. Их названия вы видите на доске:

  • ВООДУШЕВЛЕНИЕ,
  • ИНТЕРЕС
  • СКУКА
  • РАДОСТЬ
  • ТРЕВОГА.

Выберите ту композицию, название которой определяет ваше мироощущение на уроке, и прикрепите ваш цветок туда.

Д/з Составить 6 предложений с одним и тем же словом, употребляя его в разных падежах.