Цели:
- закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением; правописание непроизносимой согласной, закрепить умение выполнять разбор по составу, по членам предложения и частям речи;
- развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умение наблюдать лингвистический материал;
- воспитывать интерес к родному языку, любовь к маме, умение работать в команде.
Оборудование: презентация, гербы к различным частям речи, “перчатки” с индивидуальным зданием.
Ход урока
I. Организация внимания.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Стихи о маме.
Накануне мы отпраздновали День матери. Сегодняшний урок мы посвятим нашим мамам.
В какой форме пройдет урок, узнаете, разгадав шифровку, которая указывает на место данной буквы в нашем алфавите:
20, 21, 18, 15, 10, 18.
п/о – турнир.
Что такое турнир?
Турнир – состязание, соревнование. Раньше это были военные состязания рыцарей, то есть благородных воинов, а потом так стали называть спортивные соревнования.
Я предлагаю наш урок провести в форме турнира. Мы будем состязаться в знаниях по русскому языку и посвятим свои успехи мамам.
II. Актуализация ранее изученного.
1) Сообщение темы и целей повторения.
2) Упражнения в чистописании.
Состязание 1 “Каллиграфия”
Выпишите сочетания букв МмМ, обратите внимание на нижнее соединение между этими буквами.
Включаю музыку во время письма.
Рыцари должны уметь многое, например красиво писать. (прохожу, отмечаю лучшие работы )
Прочитайте пословицу, записанную на доске:
При солнышке светло, при матушке – добро.
Объясните, как вы ее понимаете.
п\о Как солнце является источником тепла и света для всего живого, так и мама дарит своим детям заботу, любовь, ласку.
Запишите пословицу, стараясь писать и соединять буквы правильно.
3) Микроитог
В этом состязании победили..
4) Словарная работа.
Состязание 2 .
Предлагаю вам попробовать себя в качестве шифровщиков.
Словарную работу мы проведем в форме цифрового диктанта.
Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр1-о, 2-а. Сложите получившиеся числа и запишите общий результат.
Аккуратно, назад, шоссе, комбайн, воскресенье, портрет, календарь.
2 2, 1, 1, 1, 1, 2.
5) Фронтальный опрос в сочетании с письменной работой.
Состязание 2 “Теоретическое”
На наш турнир прибыли рыцари. У каждого свой герб. Определите, какую часть речи они представляют?
Изображение гербов сущ., прил., глагол.
Поговорим об имени сущ.
- Что такое сущ?
- Как изменяется имя сущ? (Чем необходимо дополнить герб сущ., чтобы картина была полной?)
п/о включить изменение по падежам.
Испытание выдержали с честью.
6) Индивидуальный опрос.
Часто на поединок вызывали, бросив перчатку. Я “бросаю вызов” - перчатку с грамматическим и орфографическим заданием Кто готов его принять?
2 ученика – перфокарты.
1 ученик (Правая часть доски) разбор по членам предложения.
Радостная мама улыбнулась солнцу.
2 ученик (левая часть доски) разбор по составу
- Листочки
- Стальные
- Выдержка
- Хватало
- Машинистом
Разбери только имена сущ.
7) словарно-орфографическая работа
Состязание 3 “Орфографическое”
2 ученика у доски
Прелестный оказалось Объяснение подежурить Молодежь шоссе Низкий шьет Горизонт чувствовать
Назови лишнее слово. Почему?
Объяснение (есть приставка)
Шоссе (сущ)
8) Проверка инд. работы.
С помощью сигналов. (Последним проверить разбор по составу.
Обоснуй свой выбор. Что такое сущ?)
9) Микроитог.
Я довольна вашей работой. Вы демонстрируете отличные знания и качества настоящих рыцарей – усидчивость, дисциплинированность.
А вот насколько вы внимательны, мы проверим в ходе игры “Рыцари”.
III. ФЗМ “Рыцари” Я буду называть упражнения. Вы должны выполнять упражнение лишь в том случае, если я произнесу слово “Рыцари”. Если слово “Рыцари” я не называю, вы упражнение не выполняете.
IV. Работа над пройденным материалом.
1) Сообщение темы и целей урока.
Обобщим знания об особенностях падежей русского языка, потренируемся в употреблении падежей.
2) Работа в группах. (6 падежей - 6 групп)
Вы будете работать в группах. Каждая группа будет наблюдать над грамматическими особенностями определенного падежа. А вот какого, вы узнаете из выступления ваших товарищей.
Инсценирование детьми грамматической сказки о падежах “Откуда пошли названия падежей” (В. Волина “Веселая грамматика” -М.:Знание, 1995 год.-336с.).
2. Группы, приступайте к работе в соответствии с заданиями на карточках. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске и устное выступление лидера группы. На столах лежат:
Текст стихов с пословицами, лист для записи вопросов, лист для записи предлогов, лист для обозначения роли в предложении.
Задание для групп:
1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".
2. Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.
3. Представить выступление и оформить на доске таблицу.
Падежи | Вопросы | Предлоги | Роль в предлож. |
И.п. | |||
Р.п. | |||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п. |
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п)
- Не по сути дело, а по делу суть.(Д.п.)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Дела как сажа бела. (И.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
4. Защита проекта.
По окончании самостоятельной работы лидеры групп выходят к доске и рассказывают об особенностях падежа.
5. Микроитог.
Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных? (Повесить алгоритм)
С. 63, правило.
6. Списывание с грамматическим заданием. Учебник упр.145, с.78.
Состязание 4 “Определи правильно”
Найдите текст упражнения. Прочитайте его.
Какова основная мысль стихотворения ?
п/о Нужно стремится жить весело, дарить окружающим добро, прежде всего, близким.
Работаем ключом. Назовите пропущенные орфограммы.
Спишите текст, определите падеж сущ., опираясь на алгоритм.
Первые 5 человек поднимают руки.
Состязание 5 “Умею работать сам”.
Важным достоинством рыцаря является самостоятельность, умение рассчитывать свои силы. Перед вами 3 разных по уровню сложности варианта самостоятельной работы. Выберите тот, который вам по силам. Приступайте, в вашем распоряжении 3 минуты.
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант | II вариант |
Бежал по лестнице, Чудесная картина, Пролетел над рекой, Говорил о мечте. |
Прол...тала над лес..м, был на ...кскурсии, вырастают из гр...бницы, ш...л по тр...пинк... |
III вариант- составьте 4 словосочетания со словом лист, употребив его в разных падежах.
А теперь, проверьте.
I вариант | II вариант |
Бежал по лестнице, (Д.п.) чудесная картина, (И.п.) пролетел над рекой, (Т.п.) говорил о мечте. (П.п.) |
Пролетала над лесом, (Т.п.) был на экскурсии,(П.п.) вырастают из грибницы, (Р.п.) шел по тропинке. (Д.п.) |
Работу 3 варианта проверяем фронтально.
8. Контрольная минутка (с использованием средств обратной связи). Тест на определение падежной формы сущ.
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
- Заблудился в лесу;
- Перепрыгнул через лужу;
- Вышел из ворот;
- Побежал по коридору;
- Беспокоились о сыне;
- Стучали в дверь;
- Разрезал ножницами;
- Подарила бабушке;
- Стучал молотком;
- Отвечать у доски.
Самопроверка (Слайд 20)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 П В Р Д П В Т Д Т Р
Взаимопроверка. Выставление оценок.
- 5 – Без ошибок
- 4 - 1-3 ошибки
- 3 - 4-5 ошибок
- 2 - 6 ошибок
Творческая работа .Синквейн.
Заключительное состязание в красноречии, когда самые прекрасные и добрые слова рыцари адресовали дамам. Я предлагаю написать синквейн “Мама”.
/ Чтение синквейнов.
V .Итог урока.
а) учебный
Наш турнир подходит к концу. Подведем его итоги.
- Как определить падеж сущ.?
- Для чего нужно знать падежи?
п/о Чтобы речь была грамотной.
б) Рефлексия. В заключении я хочу вам предложить принять участие в составлении цветочных композиций. Их названия вы видите на доске:
- ВООДУШЕВЛЕНИЕ,
- ИНТЕРЕС
- СКУКА
- РАДОСТЬ
- ТРЕВОГА.
Выберите ту композицию, название которой определяет ваше мироощущение на уроке, и прикрепите ваш цветок туда.
Д/з Составить 6 предложений с одним и тем же словом, употребляя его в разных падежах.