Формирование правил здорового питания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания в детском возрасте [2]. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена рядом правительственных документов.

Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте [3].

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В.А Квитковская, О.А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и др. Вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ рассматривались в работах А.С. Алексеевой, В. Г Алямовской, И.Я Конь, М. В Лещенко и др. Под культурой питания мы, согласно А.И. Пальцеву, понимаем сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей [4].

Большинство дошкольников посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека [1].

В РФ существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.

1.10.10 г. вступили в действие "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”. 12.04.12 г. Министерством ОиН РФ опубликованы методические рекомендации "Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" и др.

Анализ литературы и нормативных документов позволил мне сделать обобщение: правильное питание дошкольников должно предусматривать системное и комплексное формирование культуры питания.

Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:

1. Формирование представлений о:

  • значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
  • роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
  • полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований

Работа по формированию культуры питания должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей. В нашем дошкольном образовательном учреждении для всех возрастных групп, составлен перспективный план работы ''Формирование культуры питания детей'', который позволяет в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.

Система работы педагога предполагает применение различных форм и методов организации культуры питания. Основной формой работы является непосредственная образовательная деятельность, игры, досуги, развлечения.

Поставленные задачи реализуются через свободную игровую деятельность и специальные познавательные игры, игры-занятия, развлечения, викторины и т.д.

В ДОУ систематически проводится практическая образовательная деятельность на темы воспитания у детей культуры питания: дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, созданных специальных ситуациях, а так же на занятиях по развитию речи, изодеятельности и т. д.

В организации детской деятельности важно большое внимание уделять игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Степашка, Айболит, куклы Здоровейка, Нехочуха и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: “приготовь овощной или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”, “угадай по запаху”. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводились занимательные конкурсы: ”Самая обычная каша”,”Витаминка”, где детям предлагалось украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также проводился конкурс “Знатоки овощей и фруктов”, где дети не только описывали внешний вид , но и вкусовые качества продукта.

В процессе экспериментальной деятельности вместе с детьми готовили сок из фруктов, творог из кефира. Была организована и прошла с интересом акция “полезные продукты”, где дети рекламировали полезные и важные продукты и делали красочные зарисовки.

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

В группе систематически обновляется демонстрационный стенд, “Что такое хорошо и что такое плохо”, который создают дети совместно с воспитателем. Например, делая различные наклейки о продуктах питания, дети все вместе, подбирают и классифицируют, что приносит их организму пользу, а что может принести вред.

Разработаны и систематически проводятся с детьми занятия и беседы о культуре питания.

Проведенное, среди родителей анкетирование ''О правильном питании детей'' показало, что многие из взрослые недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания. Некоторые не имеют ни малейшего представления о диетическом, детского питании, поэтому одной из важнейших задач ДОУ является эффективное взаимодействие с родителями по теме ''Культура питания и ее значение для здоровья человека''.

Формы работы с родителями достаточно многообразны.

Примерные темы родительских собраний: “Здоровое питание больных аллергией”; “Витамины в рационе питания вашего ребенка”; “Организация (правильного) питания будущих школьников” и др.

В ДОУ проведен круглый стол на тему “Как сохранить здоровье ребенка”. Регулярно проводятся сообщения медсестры по диетическому питанию, консультации разных специалистов по теме питания, постоянно обновляется выставка литературы, компануются информационные папки. Просмотр обучающих фильмов, слайдов; проводимые выставки, викторины, конкурсы дают возможность родителям размышлять о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития детского организма, о полезности различных продуктов и блюд.

Результаты апробации разработанных и проведенных мероприятий по формированию у дошкольников культуры здорового питания свидетельствуют о положительных результатах.

Например, у детей значительно усовершенствовались навыки сервировки стола к чаю. До внедрения комплекса мероприятий данные навыки были сформированы только у 35% дошкольников, через полгода результаты улучшились до 75%.

Закрепились умения сохранять правильную осанку во время еды: с 60 до 90%. использование при питании салфетки, умение пользоваться вилкой также получило перспективное развитие: с 25 до 100%. На начальном этапе работы ни один ребенок не умел с помощью ножа намазывать масло на хлеб. В конце исследования половина дошкольников овладело данным навыком.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о результативности предложенного комплекса мероприятий по формированию у дошкольников знаний и навыков по культуре питания.

Список литературы

  1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
  2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева : выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac621.html. . – Загл. с экрана.
  3. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.
  4. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. - № 4. - С. 42 – 46.