Открытое занятие в дополнительном образовании "Введение в образовательную программу" (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизированном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Открытое занятие – центральная часть многих конкурсных испытаний, требующая большого напряжения. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется заявленная участником образовательная программа.

Мы рассмотрим тему открытого занятия – “Введение в образовательную программу”.

Само понятие “введение” означает:

- Включить во что-нибудь, сделать действующим.

- Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо (толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.).

Открытое же занятие “Введение в образовательную программу” – не просто иллюстрация опыта педагога, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и “зажечь” той образовательной деятельностью, которая изложена в программе.

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • обеспечение отбираемой информации.

Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть дидактические требования к современному занятию и тщательно подготовиться:

  • поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую), создать мотивацию предстоящей деятельности;
  • отобрать соответствующие поставленным целям и психолого- педагогическим особенностям детского коллектива содержание обучения в соответствии с требованиями образовательной программы;
  • реализовать на занятии все дидактические принципы обучения;
  • использовать спектр педагогических и игро-технических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать занятию яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.
  • четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;
  • создать благоприятный климат на занятии; пробудить активность каждого ребенка, добиться их включения в работу, заинтересовать.
  • побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
  • выявить степень удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием. Поэтому нашей задачей, особенно на вводном занятии является помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность. При этом важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние ребенка, изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношение с окружающим.

Важно отметить и психологические особенности вводного занятия:

  • преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
  • создание имиджа педагога дополнительного образования;
  • определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
  • предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
  • создание атмосферы быстрого знакомства. Организационные особенности; использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты);
  • быстрое включение детей в деятельность.

План открытого занятия – личное дело педагога. Главное – чтобы оно отличалось целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ребенка.

Мы представляем план-конспект открытого занятия по теме "Введение в образовательную программу" педагога дополнительного образования по техническому направлению деятельности Жулиной Ю.А.

План-конспект открытого занятия “Введение в образовательную программу “Гармония”. Конструирование”.

Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся от 7 – 9 лет.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация к занятию, аудиозапись со звуками природы, рюкзак, компас, модель человечка из металлического конструктора, конверты с раздаточным материалом (геометрические фигуры), клей, бумага А4.

Оформление: в помещении создаётся обстановка, имитирующая саванну: украшается комнатными растениями, на экране слайд: “В гостях у Самоделкина”.

Подготовка к занятию: парты расставлены буквой “П”, стулья - по количеству детей, в центре фигуры - 2 сдвинутые парты (стулья не ставятся).

Цель: заинтересовать обучающихся деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе “Гармония”.

Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с деятельностью творческого объединения детей и содержанием образовательной программы “Гармония”;

- получение знаний о конструировании.

2. Развивающие:

- формирование у обучающихся творческих способностей, воображения, фантазии;

- пробуждение любознательности в области конструирования;

- активизация словарного запаса, расширение знаний о конструировании.

3. Воспитывающие:

- знакомство ребят друг с другом, снятие барьеров общения;

- создание атмосферы открытости и доверия;

- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям конструированием;

- воспитание последовательности и аккуратности в работе, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.

Формы, методы, приемы Содержание деятельности на занятии Результат детей Результат педагога
  Организационный этап. Знакомство (8 минут)    
Игра. Диалог. Создание эмоционально – радостного настроя на занятие с помощью игры: “Назови свое имя”. Снятие напряжения и барьеров общения. Знакомство. Снятие напряжения и настрой детей на занятие.
  Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы.

Поиск решения проблемы (24 минуты)

   
Беседа о конструировании.

Демонстрация:

- обучающих слайдов по теме;

- слайдов о деятельности объединения “Самоделкин”.

Введение в образовательную программу:

- знакомство с видами конструкторов с помощью слайдовой презентации;

- знакомство с деятельностью объединения и создание у детей мотивации к занятиям конструированием.

Активизация познавательной деятельности.

Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии.

Создание комфортной обстановки на занятии.

Первичная проверка понимания.

Введение в образовательную программу.

Понятийный словарь. Понятийный аппарат по теме занятия. Знакомство с понятиями: конструирование; иллюстрирование; декоративно-прикладное конструирование; конструирование из спичек; конструирование из бумаги; плоскостное моделирование, работа с “Лего”; работа с металлическим конструктором; работа с бумажным конструктором. Усвоение новых знаний. Адекватность выбранных форм, методов, технологий.
Игровая ситуация. Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску решений проблемы.

Практическая часть.

Самостоятельная работа, демонстрация.

Постановка проблемы.

- какие инструменты используются при конструировании?

- как собрать карту путешественника, если она рассыпалась на кусочки?

- какие животные могут водиться в сказочном лесу?

Поиск решения.

Путешествие на остров “Конструирования”.

Практическая самостоятельная работа:

- сборка единой карты путешественников из деталей бумаги;

- сборка и наклеивание изображения фантастических животных.

Демонстрация работы. Обучающиеся демонстрируют свою работу, объясняют ее смысл, дети задают вопросы, педагог помогает, направляет беседу, в ходе которой выявляется результат, поддерживается инициатива ребят, их стремление к творчеству.

Снятие напряженности.

Погружение в игровую ситуацию.

Участие в игре, выполнение творческих заданий, предложенных педагогом. Поиск решений проблемы.

Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений.
  Завершающий этап. Подведение итогов занятия (8 минут)    
Обобщение. Рефлексия. Подведение итогов.

Обобщение полученных знаний.

Дети учатся прислушиваться к чужому мнению.

Приводят в порядок рабочее место.

Дают обратную связь, через самооценку. Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.
Приглашение на станцию юных техников. Реклама - приглашение на экране.    

Организационный этап. Знакомство (8 минут).

Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья.

Приветствие. Ребята, здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Юлия Александровна, я работаю педагогом дополнительного образования на Станции юных техников и руковожу творческим объединения детей “Самоделкин”.

Игра на знакомство: “Назови свое имя”.

Знакомство. Для того чтобы наше занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Для начала, я представлю вам нашего помощника (сконструированная модель человечка из металлического конструктора), который будет с нами на протяжении всего занятия, его зовут “Самоделкин”.

Обучающиеся. Знакомятся, передавая модель человечка из рук в руки и по очереди, называют свое имя, а по окончании знакомства модель человечка остается на столе педагога в сидячем положении.

Педагог. Вот мы и познакомились! Закрепим знакомство: напишите свои имена на карточках и прикрепите их к себе на грудь.

Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы (24 минуты).

Беседа о конструировании. Демонстрация слайдовой презентации.

Педагог. Слово “Конструирование” означает: “Создание какого-либо изделия путём правильного расположения его части”. Ребята, как вы думаете из чего можно конструировать?

Обучающиеся. Конструкторы (“Лего”, металлический, бумажный, деревянный), бумага, спички, природный и бросовый материал.

Педагог. Давайте сейчас посмотрим, чему вы научитесь, занимаясь в нашем объединении? Внимание на экран.

Наше объединение называется “Самоделкин”. Такое название выбрано не случайно, потому что, занимаясь в объединении, все изделия вы будете выполнять сами, своими руками, а целью моей работы - легко и доступно обучить вас специальным знаниям и практическим умениям при конструировании из различных видов конструкторов и материалов (педагог дает пояснение к следующим слайдам):

- руководителем я являюсь с 2008 года. За это время ребятами были выполнены очень интересные работы в различных техниках, которые демонстрировались на самых разных выставках и конкурсах.

Ребята в объединении выполняют различные виды работ (слайд)

- иллюстрирование;

- декоративно-прикладное конструирование;

- конструирование из спичек;

- конструирование из бумаги;

- плоскостное моделирование;

- работа с “Лего”;

- работа с металлическим конструктором;

- работа с бумажным конструктором.

Игровая ситуация. Постановка проблемы.

Педагог. Ребята, вы познакомились с работой объединения “Самоделкин”, а теперь мы с вами отправимся в путешествие на волшебный остров знаний “Конструирование”. У нас есть рюкзак, который мы вместе наполним всем необходимым инструментарием, используемым при конструировании. Итак, как вы думаете, что нам понадобиться?

Обучающиеся. Цветная бумага, карандаши, бумага А4, клей (педагог вместе с ребятами помогает складывать все инструменты и материалы, необходимые на этом занятии).

Педагог. Давайте представим, что мы – путешественники… и вдруг попали на остров, где вокруг пальмы, песок, дикие львы…Представили?

Обучающиеся. Да!

Педагог. В дальнее путешествие мы с вами собрали в рюкзак: карандаши, конструктор и другие полезные предметы и материалы, но мне кажется, что мы что-то забыли…

Обучающиеся. Карта!

Педагог. Верно! Для путешествия нам нужна карта! Вот она… но она почему-то рассыпалась, и как нам её собрать? Без неё мы не сможем путешествовать, мы не будем знать куда идти.

Практическая часть. Самостоятельная работа. Поиск решения проблемы.

Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на группы. Давайте сделаем это интересно! Деление на группы “Мяу - Гав- Му”.

Вводный инструктаж.

Нам нужно собрать единую карту из деталей, разложенных в разных конвертах.

Педагог. Ребята! Чем быстрее вы соберете карту, тем быстрее мы приступим к путешествию!

Обучающиеся. Вместе собирают карту.

Педагог. (Слайд с картой). Вот такая у нас интересная карта получилась, и наша следующая остановка - “Сказочный лес”. Какие сказочные животные водятся в таком чудесном лесу? (Ребята отвечают).

Текущий инструктаж.

Сейчас я вам раздам конверты с бумажными деталями, из которых вы соберете и наклеите изображения сказочных животных, которых вы здесь встретите (слайд с изображением сказочного леса).

Обучающиеся в группах. Ребята придумывают и наклеивают изображение животных.

Педагог помогает учащимся, если у них возникли затруднения.

Педагог. (Готовые аппликации животных вывешиваются на доску) Какие интересные животные у нас получились. Кто догадался, кто это? (Обучающиеся демонстрируют свою работу, объясняют ее смысл, дети задают вопросы, педагог помогает, направляет беседу, в ходе которой выявляется результат, поддерживается инициатива ребят, их стремление к творчеству).

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие. Мы многое смогли преодолеть и многому научиться. Молодцы ребята!

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (8 мин.)

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Сегодня на занятии мы с вами познакомились с таким понятием как “Конструирование”. Скажите, какие виды конструкторов используются при конструировании?

Обучающиеся. Бумажный, металлический, “Лего”, деревянный.

Педагог. А какой вид конструктора мы использовали в течение нашего занятия?

Обучающиеся. Бумажный!

Педагог. Молодцы! Ребята вам понравилось занятие?

Обучающиеся. Дают обратную связь, через самооценку.

Педагог. Ребята! Завершить наше занятие я предлагаю следующим образом (упражнение “Спасибо за приятное занятие”): я подхожу к любому участнику и, пожимая руку, говорю, “Спасибо за приятное занятие”, затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы станем в один большой круг.

Давайте скажем вместе друг другу: “Спасибо за приятное занятие!”.

А мы с “Самоделкиным” ждем вас на станции юных техников! До новых встреч!

Реклама на слайде.

Всем кто любит конструировать, объединение “Самоделкин” приглашает на занятия в МБОУ СОШ №26, по адресу: улица Бахилова, 5, отдел научно-технического творчества МБОУ ДОД “Станция юных техников”.

Делая вывод, хочется отметить наиболее удачные этапы открытого занятия “Введение в образовательную программу”:

При организации знакомства с детьми младшего школьного возраста считаем целесообразным использование игрушки-талисмана такой как модели человечка из металлического конструктора “Самоделкин”. Это позволяет в короткие сроки снять напряжение и барьеры общения в коллективе.

При организации ситуации успеха ставим перед собой задачу сформировать у детей стремление как можно успешнее выполнить первое учебное задание, ощутить себя творцом, преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами сформировать мотив достижения.

При использовании игровой формы “путешествие”, (“Путешествие по джунглям”) заинтересовываем детей процессом познания нового, неизвестного, а в дальнейшем при использовании разнообразных игровых форм, проблемных ситуаций и творческих заданий развиваем интерес к познавательной деятельности.

При подведении итогов занятия выявляем степень удовлетворенности и заинтересованности детей к проведенному занятию и мотивируем их к дальнейшему обучению в дополнительном образовании.

Литература.

  1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985. - 159с.
  2. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.
  3. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.