Ускорение темпа жизни общества, интеллектуальная новизна, автоматизация раскрыли двери для бесконечного, поистине ошеломляющего разнообразия в сфере музыки.
Рок-музыка - одно из важнейших направлений массовой популярной музыки.
Слайд 1
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: (доказать путём исследования...) Углубление знаний по истории возникновения рок-музыки.
Слайд 2
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Выяснить, что такое рок-музыка.
- Познакомиться с основными направлениями рок-музыки и её ведущими представителями.
- Какие группы являются основными в направлении.
Слайд 3
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Чем является рок-музыка – рупором молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, или одним из инструментов шоу-бизнеса, направленным на коммерческую прибыль в индустрии развлечений?
Слайд 4
ГИПОТЕЗА: Мы считаем, что в роке молодёжь нашла способ выразить протест миру взрослых, протест их лицемерию и ханжеству, но рок-музыка также является способом социального бытия.
Слайд 5
Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово “rock” — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с “roll”, “twist”, “swing”, “shake” и т. п.
Слайд 6ИСТОКИ РОК-МУЗЫКИ.(История возникновения):
Рок-музыка появилась в ранние 1950 годы в США и Великобритании как способ выражения настроения молодёжи, его отношения к окружающему миру. В роке молодёжь нашла способ выразить протест миру взрослых, протест их лицемерию и ханжеству. Музыкальная сторона в этом случае сводилась к минимуму.
ОТМЕТИМ ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОК-МУЗЫКИ:
Слайд 7
- Фолк-рок
- Арт-рок
- Панк-рок
- Авангард-рок
- Кантри-рок
- Хард-рок
- Нью-вейф
- Хэви метал
- Рок-н-ролл
- Латино-американский рок
- Ритм-энд-блюз
- Джаз-рок
- Психоделический рок
- Симфонический рок
Слайд 8
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста, бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов.
Отличительная черта классической рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычно электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
ИДЕОЛОГИЯ.
Рок – это, с одной стороны, рупор молодежи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок – один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойная природа и обуславливает противоречия, “пилообразность” развития жанра.
РОК-Н-РОЛЛ.
Слайд 9
Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.
Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории.
Однако титул “короля рок-н-ролла” завоевал другой белый артист — Элвис Пресли.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый “рок-н-ролльный образ жизни”, определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию.
Слайд 10
БИТ-МУЗЫКА.
В первой половине 60-х годов на основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. . Именно The Beatles со своим синглом “I Want To Hold Your Hand” смогли впервые потеснить американских исполнителей, положив начало так называемому “британскому вторжению”.
Слайд 11
“Биттлз” уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление и в мировой музыке, и в рок-музыке. В них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж. Члены “Ливерпульской четвёрки”: Джон Ленон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар, - начав свою деятельность с исполнения простых, непритязательных песен, пришли к созданию более сложных циклов, связанных одной идеей, единым художественным замыслом.
Дальнейшие искания музыкантов “Биттлз” приводят к творческому использованию завоеваний иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и классики. Да, той самой классики, против которой они в своё время так искренне и рьяно выступали.
ФОЛК-РОК. КАНТИ-РОК.
Слайд 12
В 1965 году The Byrds положили начало собственно фолк-року — с вокальными гармониями на основе идей фолковых вокальных групп и уплотнённым по сравнению с акустическими фолк-исполнителями гитарным саундом. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен.
ХАРД-РОК. ХЕВИ-МЕТАЛ.
Слайд 13
Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать “тяжёлый” гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. Термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина “метал”, охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов. Так или иначе, основные каноны жанра уже были сформированы: это тяжёлый гитарный рифф (короткая повторяющаяся музыкальная “фраза”, поддерживающая ритм-секцию) в основе песни, электрогитара как основной инструмент (иногда также клавишные), длинные сольные партии, слаженная работа ритм-секции. Среди первых ярких звезд жанра : “Лед Зеппелин”, “Дип Пёрпл”, “Блэк Саббат”, “Назарет”.
РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ. БЛЮЗ-РОК.
Слайд 14
Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, “грязным”, чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке. В группах “Роллинг Стоунз” и “Кингс” впервые в рок-музыке были использованы “тяжёлые” гитарный рифф и соло прифуззованной гитары.
Ещё более важным явлением в рок-музыке стало творчество Джимми Хендрикса, который многими считается величайшим гитаристом в истории рок-музыки. Его музыка была ориентирована, с одной стороны, на психоделию, с другой — на предельно утяжелённый блюз-рок. Протяжные, страстные, виртуозные соло Джимми Хендрикса открыли новые возможности для использовании гитары в рок-музыке, а его саунд был уже совсем близок к хард-року.
ДЖАЗ-РОК. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ РОК.
Слайд 15
Параллельно с развитием прог-рока развивался близкий стиль — джаз-рок (джаз-фьюжн). Одни группы опирались на звучание биг-бендов, другие — на фри-джаз. Наиболее популярными группами направления стали Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever, Brand X. Так же одним из пионеров стиля был Фрэнк Заппа. Экспериментировали с джаз-роковым звучанием и джаз-музыканты (в частности, Майлз Дэвис). Особенные заслуги на поприще становления Джаз-рока, как относительно самостоятельного музыкального стиля конца 60-х годов, стоит отметить великолепную нью-йоркскую группу Blood, Sweat and Tears, также заслуживает внимания, например, Electric Flag.
ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК. (Субкультура ХИППИ).
Слайд 16
В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр — психоделический рок. 1967 год традиционно считается лучшим годом в истории рок-музыки — годом, когда появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, и одновременно уже развивался произошедший от гаражного и психоделического рока ранний музыкальный андерграунд. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.В какой-то мере музыка 1966—1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки. Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х и основой для большей части музыкальных инноваций того времени. Целью психоделического рока стала попытка выразить наркотические впечатления музыкальными средствами. Психоделическая культура Америки ещё прочнее срослась с субкультурой хиппи, для британской была характерна меньшая политизированность и импровизационность.
СИМФОНИЧЕСКИЙ РОК.
Слайд 17
Первые попытки скрестить рок с классической музыкой происходили уже во второй половине 1960-х годов, в основном в психоделическом роке. С течением времени многие группы стали совершать попытки усложнять структуры композиций, их продолжительность, мелодическое построение, аранжировки, строить музыку по канонам классической музыки. Ансамблем, который значительно расширил музыкальные возможности рока и соединил его стилистику с принципами серьёзной академической музыки, является “Пинк Флойд”. Такие сочинения, как “Аммагамма”, “Атомное сердце матери”, “Обратная сторона луны” - это музыкально-драматические картины, основанные на сплаве рока с симфонией и ораторией. Музыкантами, исполняющими рок, было создано немало обработок, переложений классической музыки, например: “Картинки с выставки” Мусоргского в исполнении группы “Эмерсон, Лейк и Палмер”; кантата Баха в исполнении группы “Прокул Харум” и т. д.
АРТ-РОК. АВАНГАРД-РОК. ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК.
Слайд 18
Отталкиваясь от музыкальных идей психоделического рока, Фрэнк Заппа в 1966 году заложил своим дебютным альбомом основы рок-авангарда — экспериментальной музыки, нередко с сатирическим или даже антисоциальным подтекстом. Развивался и рок-авангард, лидером которого, помимо Фрэнка Заппы, стал его друг Captain Beefheart, музыка которого была более приближена к блюз-року. Среди примечательных авангардных артистов — гаражная группа The Fugs. Своеобразный вклад в развитие авангардной музыки внесла девичья группа The Shaggs, считающаяся “лучшей из худших групп в истории рока”. Поэзия групп прогрессивного рока стала тяготеть к философским или фантастическим темам, нередко она противостояла уже “неактуальному” для рок-музыки воспеванию идеалов любви и братства в пользу мрачных, жёстких тем. Одной из самых значительных групп направления считается Yes, для которой были характерны динамические контрасты и необычайно высокий уровень исполнительского мастерства всех участников.
ПОП-РОК.
Слайд 19
На основе поп-рока 60-х и кратковременного явления, получившего название бабблгам-поп (The Monkees), в начале 1970-х возникает предельно мягкий и лёгкий (“семейный”) поджанр рока — софт-рок, представленный Bread, The Carpenters, Тиной Тёрнер.
Родственным этому направлению можно считать поп-рок . Это была мягкая, спокойная, умиротворённая рок-музыка, получившая также название “рок для взрослых”. Представители этого направления — Элтон Джон, Род Стюарт, Билли Джоэл. Высококачественные работы в области поп-рока создали бывшие участники The Beatles Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Иногда это направление называют также “мелодик-рок”.
ПАНК-РОК. НЬЮ-ВЕЙФ.
Слайд 20
Первые ростки стиля, названного “новая волна” (нью-вейв), начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов. Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты “новой волны” были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам. История ранней альтернативной музыки связана с легендарным нью-йоркским клубом CBGB, в котором начинала одна из ключевых групп ранней новой волны, Television, более приближенная к ритм-энд-блюзу.
Уже в 1975 году в клубе CBGB стали выступать Ramones. Именно они стали первой настоящей панк-рок группой. Их неряшливый внешний вид откровенно противоречил общепринятым представлениям о внешности рок-звезды. Основой панк-рока стала нигилистическая, иногда антиобщественная идеология, выраженная (как правило) в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры; основой такого рода музыки было не виртуозное исполнительское мастерство, а желание самовыражения, драйв и энергетика.В становлении панк-рока (и, в частности, Ramones) сыграл значительную роль легендарный диджей BBC Джон Пил. Его деятельность с конца 1960-х до 2000-х в значительной мере способствовала открытию и нарастанию популярности многих видных коллективов панк-рока и альтернативного рока. Панк-рок музыканты 80-х нашли пути для самовыражения в новых формах — это ска-панк, сайкобилли, хардкор и Oi!.
ОПЕРА И РОК.
Слайд 21
Большинству новых жанров не был чужд творческий поиск, экспериментальность. Однако была и другая тенденция — новые стили отличались большей по сравнению с музыкой 1960-х патетичностью, масштабностью. Сами идеи “космического рока”, использования симфонической музыки, монументальность метала, вычурность тяжёлого глэма предполагали монументальность и в выступлениях. Во многом этой тенденции способствовало и появление особого типа рок-альбома — рок-оперы. Идеи рок-оперы были заложены The Pretty Things и The Who. В 1970 году записывается знаменитая рок-опера “Иисус Христос — суперзвезда”. Опера дала возможность рок-музыке решать серьёзные темы, используя драматургические приёмы, и при этом сохранить присущую рок-музыке яркую театральную зрелищность. А рок-музыка, в свою очередь, придала опере новизну и современность, восстановив контакты с большим числом слушателей, в том числе с молодёжью.
Фактически, с 2000 по 2009 годы в рок-музыке не появилось ни одного крупного жанра. Этот кризис в какой-то степени был компенсирован возрождением и последующим развитием ряда поджанров альтернативного рока — в первую очередь гаражного рока, пост-панка и брит-попа.
Слайд 22
ВЫВОД:
Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых – бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение новых групп и исполнителей-основоположников стиля, и затем – постепенный процесс “приручения”, коммерциализации, порой – упрощения, возникновения вторичных групп.
Слайд 23
Рок стал не столько искусством, музыкой, сколько способом выражения настроения молодёжи, его отношения к окружающему миру.
Рок-музыка стала способом не только музыкального, но и социального бытия. В ней человек отражает своё отношение и к миру прекрасного, и к общественной жизни, и к другим людям.
- огромное разнообразие жанров рок-музыки объединяет ритм, светоэффект.
Слайд 24
И в заключение давайте представим, что мы на рок-концерте и послушаем “Simple_Plan_-_Tak”.
Список литературы:
1. Алексей Козлов. Рок: истоки и развитие.1998г. Изд. “Мега-Сервис”
2. Стили и направления рок-музыки | Музыкальная газета рок-музыки
gazeta-rock.ru/?p=1938
3. Хижняк И.А. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность. – Киев: “Молодь”, 1989
4.Читать "Рок. Искусство или болезнь?" - Забродин Геннадий ...
www.litmir.net/br/?b=117981
5. Чижова И.А. "Рок-музыка в контекстах художественной культуры", редакция "Арт-рок кафе".