Цель: расширение представлений учащихся о дружеских взаимоотношениях.
Необходимое оборудование: видеоаппаратура, музыкальное сопровождение, презентация (приложение 1), ватман с надписью темы, фломастеры, клей, список качеств, разрезной домик (приложение 2), плакаты с правилами, мяч.
Ход занятия
Дети проходят в аудиторию под композицию “Ты, да я, да мы с тобой”, садятся в круг.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас здесь, на занятии посвященному ... Как вы думаете какая тема нашего занятия? Может кто-то догадался, услышав композицию, под которую я вас встречала?
- Совершенно верно наше занятие будет посвящено дружбе и её секретам, которые помогут нам стать настоящими друзьями.
- И прежде чем мы начнем, давайте немного разомнемся и настроимся на работу в группе.
Упражнение: “Друг к дружке” [2].
Инструкция: Сейчас вы сыграете в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку...
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- нос к носу.
- спина к спине.
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: "Друг к дружке!", вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга.
Итак: "Друг к дружке!"
- правая нога к правой ноге!
- пятка к пятке!
- Локоть к локтю!
- Друг к дружке!
- Левая рука к левой руке!
- носок к носку!
- ухо к уху!
- указательный палец к указательному.
- Мы немного размялись, настроились на активную работу, и теперь пришло время обговорить правила нашей работы. Я буду вам их предлагать, а вы говорите необходимо оно или нет, обосновывая свой ответ (дети объясняют важность каждого правила):
1. Правило вежливости, не говорим обидных слов.
2. Не перебиваем, говорит только один.
3. Уважаем мнение другого участника.
4. Называем друг друга только по именам.
- Ну что ж теперь перейдем к нашей теме. Сначала объясните мне, как вы понимаете, что такое настоящая дружба? (дети выражают свое мнение)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
(на ватмане создается примерно такая запись со слов ребят):
ДРУЖБА
верный друг
- Молодцы, те ассоциации, которые мы записали, говорят о том, что для каждого из вас самое важное в дружбе. И мы видим, что все высказывания разные, но все они говорят об одном – гармонии и благополучии отношений между друзьями, о том, к чему мы всегда стремимся.
А теперь я предлагаю вам игру “Дом настоящей дружбы”, которая возможно и поможет нам раскрыть секрет гармонии.
Упражнение: “Дом настоящей дружбы”.
Дружба может быть крепкой, может быть переменчивой, а бывает даже ненастоящая дружба, когда один дружит, а другой пользуется этой дружбой.
- Поднимите руку те, у кого есть хороший друг.
- А кто сам себя считает хорошим другом?
- Как вы думаете от чего зависит насколько дружба крепкая и настоящая? (подводим детей к тому, что, во-первых, многое зависит от личности человека, а, во-вторых, существуют свои законы в дружбе).
- Какие качества человека наиболее важны в дружбе?
- Какие безоговорочные законы дружбы вы знаете?
- Сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы. Для этого вытяните карточки с картинками. Участники, получившие одинаковые картинки, объединяются в одну группу и садятся за стол, где стоит такая же картинка.
Каждой группе будет выдан лист с различными качествами человека, важными для настоящей дружбы. (См. приложение 3) Если вы захотите, то можете дополнить этот список своими качествами.
- Так же вам будут выданы детали домика, который нужно собрать. Каждая деталь может обозначать какое-то качество. Например, какая часть домика является основой? (фундамент – от него зависит устойчивость, на нем вы пишите самое главное на ваш взгляд качество в дружбе, затем подбираете следующие детали и записываете качества на них. Крыша например защищает от невзгод, плохой погоды – какое качество подойдет сюда? И.т.д) Ваша задача – договориться между собой о названиях деталей и создать “дом дружбы”.
- В результате у вас получится дом настоящей крепкой дружбы, о котором нужно будет рассказать.
(дети работают в группах, детали приклеивают на лист в результате получают домик; затем каждый рассказывает, что у них получилось, домики крепятся на ватман).
Анализ:
- Какие сложности у вас возникали при выполнении этого задания? Почему?
- Что помогло вам справиться и найти правильные, на ваш взгляд, варианты.
- Какой вывод вы можете сделать, глядя на результаты работы?
Просмотр видеоролика “Настоящий друг”.
- Вы хорошо потрудились, и сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик, который поможет вам раскрыть еще один секрет настоящей дружбы. (Дети смотрят ролик из “Ералаша”, см. ссылку в списке литературы).
- Скажите, какие мысли возникли у вас после просмотра этого сюжета?
(подводим детей к тому, что важно соблюдать определенные границы в дружбе и не поддаваться на манипуляции).
Приведите, пожалуйста, свои примеры, которые как раз иллюстрируют нарушение границ, когда друг манипулирует вами.
- Что вы чувствуете в эти моменты? Как вам хочется поступить? Что же делать в таких ситуациях?
- Как вы думаете, как можно сформулировать секрет дружбы, о котором мы узнали из ролика? Давайте отметим это на нашем с вами плакате.
Обратная связь и заключительное упражнение.
- Ребята вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, что сегодня было для вас наиболее полезным? Какие секреты дружбы вы для себя открыли? Что больше всего запомнилось и понравилось?
- Ну что ж, пришла пора прощаться. Я предлагаю вам сделать это следующим образом. Передавая друг другу мяч, улыбнитесь и пожелайте что-то приятное[3].
- До свидания, ребята, с вами было очень приятно работать!
Список литературы.
1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1998.
3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2007. – 167 с.
4. Видеоролик из серии “Ералаш” выпуск 209,
“Настоящий друг”.
(http://www.eralash.ru/video/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%
B8%D0%B9-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3-0)