Цель: продолжить формирование понятия “овощи” на основе знакомства с особенностями строения и произрастания моркови, свеклы, баклажана.
Задачи:
- Активизация словаря, отработка умения составлять простые предложения и составлять описательный рассказ;
- Коррекция внимания на основе упражнения в узнавании и различении;
- Воспитание мотивации к общению.
Оборудование: презентация “овощи”, овощи, муляжи овощей, пластилин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 0. Приложение 1.
Проверка готовности к уроку.
Коррекционно-развивающее упражнение в узнавании и различении.
Слайд 1. (Черно-белое изображение овощей и фрукта, частично наложенных друг на друга.)
– Посмотри, подумай, назови все предметы. (Груша, картофель, свекла, морковь, помидор.)
(Если дети затрудняются ответить, показать цветное изображение.)
2. Введение в тему.
Слайд 2. (Цветное изображение фрукта и овощей, частично наложенных друг на друга.)
– Посмотри, подумай, назови лишний предмет. (Груша.)
– Как можно назвать все остальные предметы одним словом? (Овощи.)
– Почему груша лишний предмет? (Это фрукт.)
– Кто назовет тему нашего урока?
Слайд 3. (Тема урока.)
– Тема нашего урока “овощи”.
– Послушайте стихотворение и скажите, где растут овощи?
Стихотворение.
– В этом месте много гряд.
Есть и репа и салат.
Тут и свекла и морковь, помидор, горох, фасоль.
А картофель разве плох?
Нас прокормит целый год.
Наш зеленый ……. (огород).
– Итак, где растут овощи? (в огороде)
Слайд 4. (Огород.)
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Что такое овощи?
– Овощи это продукты питания. Их человек выращивает сам, а потом употребляет в
пищу.
– Для чего они нужны человеку?
– Овощи очень полезны для организма человека. В них содержится много витамин и
полезных веществ, которые помогают человеку быть сильным и здоровым.
– Когда человек садит овощи на огороде? (Весной.)
– Когда собирает урожай овощей? (Осенью.)
– Как человек их использует в пищу?
– Многие овощи можно есть сырыми (морковь, капуста, редис, лук). Из овощей люди
готовят разные блюда (салаты, соки, супы)
– Какие овощи можно консервировать? (Помидоры, огурцы, капусту и т.д.)
Слайд 5. (Овощи в корзине.)
– Какие овощи вы знаете? (Дети перечисляют.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить не о всех перечисленных овощах, а поближе
познакомимся только с несколькими.
– Чтобы узнать о каких овощах пойдет речь на уроке, надо отгадать загадки.
– А загадки вам загадают герои из сказки “ Чиполлино”.
Слайд 6. (Герои Чиполлино.)
– Загадка первая.
Загадка. (За кадром.)
– Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
Слайд 7. (Морковь.)
(Детям раздается морковь.)
– Посмотрите, какого она цвета? (Морковь оранжевого цвета.)
– Какой она формы? (Форма у нее продолговатая.)
– Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь мягкая или твердая? (Морковь
твердая.)
– Ее можно есть сырой? (Да.)
– Попробуйте и скажите, какая она на вкус? (Сладкая.)
– Послушайте, что говорит морковь про себя.
Стихотворение за кадром.
– Про меня рассказ недлинный, кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок, крепким сильным, ловким.
– Чем полезна морковь? Кто любит морковь?
– Послушайте следующую загадку.
Слайд 8. (Герои Чиполлино.)
Загадка. (За кадром.)
– Над землей трава, под землей бордовая голова.
– Что это за овощ с бордовой головой? (Свекла.)
Слайд 9. (Свекла.)
(Детям раздается свекла.)
– Посмотрите, скажите какого она цвета? (Свекла бордового цвета.)
(Детям показывается свекла разрезанная пополам.)
– Какого она цвета внутри? (Тоже бордового цвета.)
– Какая она по форме? (Свекла круглая.)
– Если ее потрогать, какая она на ощупь? (Твердая.)
– Ее можно есть сырой? (Да.)
– Какая она на вкус? (Сладкая.)
– Послушайте, как свекла себя расхваливает.
Стихотворение за кадром.
– Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Надо свеклу для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету.
– Какие блюда их свеклы нам часто дают в столовой?
– Как свекла и морковь растут? Под землей или на земле? (Под землей, корешки в
земле , а вершки над землей.)
Слайд 10. (Огород со свеклой и морковкой.)
– Какой же еще овощ к вам сегодня придет на урок?
– Слушайте следующую загадку?
Слайд 11. (Герои сказок.)
Загадка (за кадром).
Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал.
И лоснится от похвал очень важный …….(баклажан).
Слайд 12. (Баклажан.)
(Детям раздается баклажан.)
– Какого он цвета? (Баклажан фиолетового цвета.)
– Какой он по форме? (Он овальный.)
– Какой он цветом внутри? (Белый.)
(Детям предлагается посмотреть разрезанный пополам баклажан.)
– Какой он на ощупь, если сравнить его с предыдущими овощами? (Мягкий.)
– Кто из вас ел баклажан?
– Можно ли его есть сырым ? (Нет.)
– Его есть сырым нельзя , но можно готовить разные вкусные блюда?
– Какой он на вкус после приготовления? (Вкусный.)
– Сравним поверхность у баклажана и других овощей.
– Баклажан гладкий и блестящий.
– Послушайте, баклажан просит слово.
Стихотворение за кадром.
– Мое имя – баклажан фиолетовый кафтан.
Ты сырым мня не жуй, для икры я пригожусь.
– Чья мама дома готовит баклажановую икру?
– Какая она на вкус?
– Как растет баклажан? На земле или под землей? (На земле.)
Слайд 13. (Огород с баклажаном.)
4. Физкультминутка.
Слайд 14. (Дети в огороде.)
В огород пойдем, (Маршируют на месте.)
Урожай соберем. (Идут, взявшись за руки.)
Мы морковку натаскаем (“Таскают”.)
И картошки накопаем (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты (“Срезают”.)
Круглый, сочный, очень вкусный (Показываем.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”.)
И вернемся по дорожке. (Идут, взявшись за руки.)
5. Закрепление изученного.
– С какими овощами мы сегодня познакомились? (Морковь, свекла, баклажан.)
– Ребята, нам пришло письмо с грядки.
– Нам предлагается игра “ Узнай меня”.
– По описанию узнать овощ.
– Я овощ оранжевого цвета, продолговатой формы, сладкий на вкус
– Как меня зовут? (Морковь.)
Слайд 15. (Описание моркови.)
– По символическим значкам составить описание.
– Морковь – Это овощ.
– Он оранжевого цвета.
– Она продолговатой формы.
– Сладкая на вкус.
– Морковь твердая на ощупь.
(Дети повторяют описание под руководством учителя.)
– Следующее описание.
– Я овощ, расту в земле, бордового цвета, круглой формы.
– Назови мое имя? (Свекла.)
Слайд 16. (Описание свеклы.)
– Составьте описание свеклы по символическим значкам.
– Свекла – это овощ.
– Она бордового цвета.
– Круглой формы.
– Свекла сладкая на вкус.
– Она твердая на ощупь.
(Дети повторяют описание.)
– А это, про кого говориться?
– Я фиолетовый овощ, овальной формы, блестящий и гладкий.
– Как меня зовут? (Баклажан.)
Слайд 17. (Описание баклажана.)
– По символическим значкам составить описание.
– Баклажан – это овощ.
– Фиолетового цвета.
– Овальной формы.
– Баклажан вкусный.
– На ощупь он гладкий и мягкий.
* – Сегодня на уроке, мы с вами рассматривали овощи, сравнивали их друг с
другом , говорили о их полезных качествах.
– Каждый из вас знает, что некоторые овощи можно есть сырыми, но
также их овощей человек готовит разные вкусные блюда.
Слайд 18. (Повар.)
Игра “Маленький повар”.
– Сегодня мы с вами будет готовить блюдо под название борщ.
– Вам предлагается из нескольких овощей выбрать только те, которые нам нужны
будут для приготовления борща.
(Дети по очереди выбирают овощи и кладут их в кастрюлю называя свой выбранный овощ.)
Слайд 19. (Составление описания приготовления борща.)
– Скажи, что нужно для приготовления борща?
– В борще есть картошка, капуста, морковь, лук, свекла. (Сильные дети названия
овощей называют сами.)
Слайд 20. (Составление описания приготовления борща.)
(Для слабых детей на доске для составления ответа даются картинки.)
– У нас остался неиспользованный овощ. (Баклажан.)
– Почему мы его не взяли для приготовления борща. (Из него готовят другие
блюда?)
Слайд 21. (Заготовки на зиму.)
– Многие овощи заготавливают на зиму.
– Кто из вас видел как мама солит капусту?
– Сейчас мы с вами тоже будем солить капусту.
*. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим. (Движения прямыми ладонями по столу.)
Мы морковку трем, трем (Движения кулаком к себе и от себя.)
Мы капусту солим, солим (Имитация посыпки солью пальцами.)
Мы капусту жмем, жмем (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок.)
*Слайд 22. (Овощи и геометрические фигуры.)
– Посмотри, подумай, скажи, на какую фигуру похожи морковь, свекла , баклажан.
Слайд 23.
– Морковь – это треугольник.
– Свекла – это круг.
– Баклажан – это овал.
– Я предлагаю слепить 3 треугольника , 3 шара, 3 овала. (Дети переходят за парты
Базарного, где все приготовлено для лепки и приступают к работе.)
Слайд 24. (Дети сажают огород.)
– Посмотрите, что делают дети.
– Сажают огород.
– Я вам предлагаю каждому посадить свой огород.
– Овощи для посадки вы уже вылепили.
Cлайд 25. (Огород.)
– Перед посадкой подумайте, а все ли овощи растут одинаково.
– Каждому из вас я раздаю землю. Обратите внимание , каждому овощу отведено свое
место.
(Дети высаживают свои овощи.)
6. Подведение итогов. Оценки.
Слайд 26. (Тема урока.)
– О чем мы с вами сегодня говорили?
– С какими овощами познакомились поближе?
– Что нового узнали об овощах?
– Чем они полезны?
– Где они растут?
– У каждого из вас теперь есть свой огород.
– Кто мне расскажет о своем огороде?
Слайд 27. (Описательный рассказ.)
– Это огород. Я посадил морковь, свеклу, баклажан, Урожай будет большой.
(В рассказе можно указать количество посаженного.)
(Дети рассказывают под руководством учителя и рассматривают огороды своих одноклассников.)
Слайд 28.
Все молодцы. Спасибо за работу.