Актуальность использования средств ИКТ | Наглядное представление материала, мотивация, экономия учебного времени | ||
Цели урока | Обучающие Расширить знания учащихся о лекарственных и ядовитых растениях; о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Формировать знания об экологической целостности природы; интерес к познанию природы, выработать правила поведения в лесу, как защитить себя от укуса жалящего насекомого, познакомиться с памяткой из энциклопедии по осторожному обращению с незнакомыми растениями. |
Развивающие Развивать познавательные способности; навыки самостоятельности; логическое мышление, восприятие, память, наблюдательность.интерес к познанию тайн природы. Развивать умения работать на компьютере, со справочниками, энциклопедиями. |
Воспитательные Воспитывать экологическую культуру; бережное отношение к лесу, растениям, насекомым, всему живому; любовь к предмету. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютерная презентация в
программе PowerPoint. Печатный тест. |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютерный класс, мультимедийный компьютер с проектором |
Ход урока
1. Организационный момент. Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе. СЛАЙД №1
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в тот мир, который находится рядом с вами, т.е. в мир природы. Поможет совершить путешествие компьютер. Во время путешествия нам встретятся лесные опасности, которые мы должны научиться преодолевать и пополним копилку правил безопасности. Итак, мы отправляемся в путешествие.
Через монитор компьютера проектируется на экран “Лес”.СЛАЙД №2
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Здесь в лесу царит прохлада
Здесь кричать, шуметь не надо,
По лесной тенистой стежке
Мы до просеки дойдем.
На полянке вдоль дорожки
Землянички наберем.
2. Актуализация новых знаний, умений, навыков с использованием информационных технологий. СЛАЙД №3
1) Учитель. Итак, мы подошли к лесной полянке. Сколько здесь разных ягод.
Какие ягоды вы видите? На экране ягодная поляна. У вас на экране корзинка и названия ягод. В корзинки соберите вкусные и полезные ягоды.
А) Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
(Задание для детей.Тест №1 на компьютере)
Б) Проверка через компьютер.СЛАЙД №4
- Какие ягоды вы собрали?
- Какие ягоды остались расти? Почему?
Сообщение детей.
2) Учитель. Продолжаем наш путь.
Посмотрите на поляну. Какая это поляна? СЛАЙД №5
1.
Угадайте, какие грибы здесь растут?
И под старою сосною,
где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первым найден - (боровик)
2.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ... (подосиновик)
3.
Очень дружные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом.
На пеньках растем в лесу, (Лисички).
4.
Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета,
На пятнистом корешке. (подберезовик)
5.
А это - красавец на
беленькой ножке
На красненькой шляпке,
На шляпке горошки (Мухомор)
6.
У него невзрачный вид,
и воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб.
Учти - он очень ядовит
Смотри, не бери его с полянки,
его называют... (бледной поганкой)
7.
За что так назвали, понятно?
Рыженький, яркий грибок,
очень под елками любит прятаться. (рыжик)
8. Тоже пытается выдать себя заборовика и тоже красив, как и настоящий белый гриб. Отличить очень трудно, но низ шляпки горький, желчный. (желчный гриб)
Соберите грибы.
А) Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
(Задание для детей.Тест №2 на компьютере)
Б) Проверка через компьютер.СЛАЙД №6
- Какие грибы вы собрали?
- Какие грибы остались в лесу?
- Что вы знаете о несъедобных грибах?
Ответы детей.
- Для чего нужны в лесу ядовитые грибы и ягоды?
- Какие правила вы могли бы предложить своим друзьям по сбору грибов и ягод?
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД №7
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал.
3) Учитель. Какой чудесный лужок? Сколько тут цветов и трав!
На экране проектируется цветочная поляна. СЛАЙД №8
Каждый из нас в раннем детстве и даже сейчас, беря стебелек, не задумывается, какая трава у нас на руках. Такой “дегустацией” мы наживали опыт общения с “дикой” Природой. Один раз загорчило. Другой раз свело скулы оскоминой. А иногда кажется даже вкусным. Мы знаем, есть лекарственные травы и ядовитые.
- Какие лекарственные травы уже знаете? ( Ответы учащихся).
Соберите лекарственные травы.
А) Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
(Задание для детей.Тест №3 на компьютере)
Б) Проверка через компьютер. СЛАЙД №9
А знаете ли вы ядовитые растения? Назовите их. Сообщения подготовленных учащихся.
- А сейчас мы послушаем о некоторых из них.
4) Полезные советы. СЛАЙД №10
1. Знать ядовитые растения, их токсические свойства и особенности воздействия на человека.
2. Избегать случаев употребления в пищу незнакомых растений, не брать в рот ядовитые растения.
3. Не разбивать бивак в местах произрастания и особенно в период цветения ядовитых растений.
4. Не использовать при самолечении неизвестные растения.
5. Не пробовать на вкус неизвестные растения.
6. Не выращивать в комнате и на приусадебном участке ядовитые растения, ягоды, листья, цветы.
7. Не оставлять в комнате на ночь, особенно в спальне, букеты душистых растений и цветов.
8. Не прикасаться невымытыми руками к слизистым и особенно глазам.
9. Знать симптомы и первые признаки отравления, приемы оказания первой помощи.
5).Учитель. Мы успешно справились заданиями на этой полянке..
Отправляемся дальше. СЛАЙД №11
Что такое лето?
Это – море света!
В травах пчелы хороводом:
Все цветет и пахнет медом!
Мы вышли на лесную полянку. СЛАЙД №12
- Каких насекомых можно увидеть на лугу? (Ответы учащихся.)
- Какие из них опасны? Почему?
- Как их называют.? У них есть “ жало”. Они могут ужалить.
- Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.
- Как защитить себя от укуса жалящего насекомого?
Правила СЛАЙД №13
Правила.
1. Не приближайся, особенно в жаркие дни к пчелиным ульям. Вблизи них не делай резких движений.
2. Не разоряй осиные гнезда.
3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой форточку по шире и подожди, пока насекомое улетит.
4. Осы часто забираются в мед, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.
Первая помощь. СЛАЙД №14
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД №15
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Долго по лесу гуляли
И немножечко устали.
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
3. Закрепление новых знаний, умений, навыков.
Первичная проверка понимания.
Во время привала мы вспомним, с какими опасностями встречались в лесу и выполним задание на карточках.“Приложение 1”.
Тест. СЛАЙД №16
1. Какой из грибов ядовитый?
- Бледная поганка
- Лисичка
- Рыжик
2. Отметь жалящих насекомых
- Муха
- Шершень
- Оса
3. Какие растения являются ядовитыми?
- Вороний глаз
- Колокольчик
- Волчье лыко
4. Отметь насекомое.прирученное человеком.
- Шмель
- Пчела
- Бабочка
5. К съедобным грибам относится
- Мухомор
- Подосиновик
- Ложные опята
Проверка теста. СЛАЙД №17. ОЦЕНКА
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов.
4. ОБОБЩЕНИЕ СЛАЙД №18
5. Подведение итогов занятия. Объяснение, домашнего задания.
СЛАЙД №19
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Учитель. Давайте сохраним нашу природу, ее красоту. Понять наши отношения с окружающей природой помогут книги. Эти знания помогут человеку правильно распоряжаться богатством природы, а главная наша задача - бережно относиться к тому, что нас окружает.