Урок русского языка по теме "Объявления". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: познакомить учащихся с понятием “объявление”; показать, из каких частей должно состоять объявление (Что произошло (произойдёт)? Когда? Где? От кого?); научить определять части объявления.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

- А начнём мы наш урок с отрывка из мультфильма.

Детям показывается отрывок из мультфильма “Чебурашка”, где Крокодил Гена пишет и развешивает объявления.

- Вы узнали этого персонажа? (Да, это Крокодил Гена.)

- А кто из вас обратил внимание, что писал Крокодил Гена? (Объявления.)

- Вы знакомы с данным видом текста? (Нет.)

- А как вы думаете, часто ли человек в своей жизни встречается с объявлениями? (Да.)

- Значит, нам нужно знать, что такое объявление? (Да.)

- А если мы этого не знаем, значит, что нам нужно сделать? (Открыть новое знание.)

- Вы готовы? (Да.)

- Как вы открываете новое знание? Какие 2 шага проходите? (Понять, чего я не знаю. Самому найти способ.)

- Как действует настоящий ученик? (Он делает сам.)

- Я желаю вам удачи. Я знаю, что у вас всё получится.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- С чего мы начнём урок? (С повторения.)

- Что будем повторять? (Те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

- Прочитайте текст: “Дорогие ребята! Поздравляем Вас с наступающим Новым годом. Желаем Вам счастья, здоровья и успехов в учёбе. Крокодил Гена и Чебурашка.”

- Вы знакомы с данным видом текста? (Это поздравление.)

- Что вы знаете о поздравлении? (Это текст, в котором приветствуют по случаю чего-либо приятного, радостного. Поздравление состоит из 4 частей: обращение, поздравление, пожелание, подпись.)

- Как вы считаете, важна ли последовательность частей в написании поздравления? (Да.)

- Теперь задание: соедините текст поздравления с его частями.

- Давайте проверим.

Открывается образец выполнения задания.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- А сейчас для вас будет новое пробное действие. Для чего вы его должны выполнить? (Чтобы понять, чего мы ещё не знаем.)

- Задание для пробного действия: составьте объявление из предложенных частей: Новогодний концерт, 29 декабря, актовый зал, ваш учитель, 17 часов.

- Стоп. Поднимите руку те, кто смог составить объявление? Поднимите руку те ученики, у кого не получилось?

- Те ученики, у которых не получилось составить объявление, в чём ваше затруднение? (Я не могу составить объявление из предложенных частей.)

- Те ученики, у которых, по их мнению, получилось составить объявление, вы можете обосновать свой ответ, рассказать, каким эталоном вы воспользовались? (Нет.)

- Значит, в чём ваше затруднение? (Я не уверен в том, что правильно составил объявление из предложенных частей.)

3. Выявление места и причины затруднения

- Давайте с вами вспомним, какое задание вам предлагалось? (Нужно было составить объявление из предложенных частей.)

- В чём причина вашего затруднения? (Я не знаю, что такое объявление, и из каких частей оно состоит.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сформулируйте цель вашей деятельности на уроке? (Узнать, что такое объявление, и из каких частей оно состоит.)

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Объявления.)

- Давайте составим план, по которому можно открыть новое знание. Как вы думаете, с чего начнём открытие? (Мы сначала должны узнать, что такое объявление.)

- Перед вами есть все необходимый эталон составления поздравления. Что мы в нём выделяли? (Части: обращение, поздравление, пожелание, подпись.)

- Как вы думаете, в объявлении будут такие же части? (Нет.)

- Значит, дальше, что нам надо будет узнать? (Из каких частей состоит объявление.)

- И последнее, что нам надо будет узнать, о чём может быть объявление, цель его написания.

5. Реализация построенного проекта

- Итак, начнём. Скажите мне, пожалуйста, если мы чего-то не знаем, где мы можем узнать эту информацию? (Посмотреть в книге, в интернете, по телевизору, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать).

- Давайте прочитаем определение в учебнике. (Объявление – это деловой текст, в котором кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить.)

- В определении есть ключевые слова, которые помогут вам выполнить 2 пункт нашего плана, т.е. узнать его части. (Что, где, когда.)

- Последний пункт плана нам поможет открыть небольшое стихотворение. Прочитайте его.

... О концерте и работе,
Об отложенном полёте,
О покупке, о продаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всём на свете!

- Давайте обобщим, для чего людям нужны объявления? (Для того, чтобы сообщить о каком-либо событии.)

- Верно, а другие люди читают объявления, для того, чтобы узнать необходимую информацию о каком-либо событии.

- Но вы должны запомнить: сведения в объявлении должны быть полными и точными, но без лишних деталей. Иногда сообщения в объявлении дополняются просьбой, предложением.

- Смогли вы открыть новое знание? (Да.)

- Молодцы!

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Вспомните, что такое объявление, и из каких частей оно состоит. (Объявление-это текст, в котором сообщается что, где, когда произошло или будет происходить.)

- Давайте вернёмся к нашему пробному действию. Кто-нибудь помнит, что нужно было сделать? (Нужно составить объявления из предложенных частей.)

- Вы уже можете пользоваться эталоном.

- Итак, что у вас получилось?

Дети зачитывают полученные объявления.

- А как вы думаете, в объявлении так же, как и в поздравлении важна последовательность частей? (Да. Нет.)

- На самом деле, последовательность не так уж важна. Самое главное использование всех частей. Ну и подпись, т.е. автор объявления указывается в самом конце.

Открывается составленное объявление.

- А сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним “Правила работы в группе”. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.)

- Задание звучит так: определите, какой части объявления не хватает, и дополните его подходящими по смыслу словами.

- Вы можете пользоваться эталоном. Ну и учитывайте правила работы в группе.

Дети работают в группах.

- Давайте проверим. Ответственный от каждый группы читает объявление, объясняет, какой части не хватает и дополняет.

Каждая группа зачитывает по 1 объявлению.

- Верно. В первом объявлении не хватает части “От кого?”, т.е. автора объявления. Кто может написать такое объявление? (Учитель, родители, представитель туристического агенства.) Во втором объявлении не хватает события “Что произошло?”. Что могло произойти на улице Южная 15 мая? Допустим Иван Иванович потерял паспорт.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас каждый из вас выполнит самостоятельную работу.

- Прочитайте объявления.

1) 13 сентября возле аптеки найден пудель в красном ошейнике. 795-13-74, Миша.

2) Срочно куплю квартиру в Москве. 554-54-55, Анна.

- Соедините текст объявления с его частями.

Дети выполняют задание.

- Давайте проверим. Читаем текст объявления и объясняем, какой частью объявления он является. (13 сентября (Когда?) возле аптеки (Где?) найден пудель в красном ошейнике (Что произошло?). 795-13-74. Миша (От кого?)

Срочно (Когда?) куплю квартиру (Что произодёт?) в Москве (Где?) 554-54-55, Анна (От кого?).

- Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чём они заключаются? Поставьте себе знак вопроса.

- Не расстраивайтесь. Вам нужно потренироваться.

- У кого нет ошибок? Можете смело ставить себе “+”.

8. Включение в систему знаний

- Как вы думаете, если мне нужно узнать о каком-то событии, то, где я могу найти объявление о нём?

- Вспомните мультфильм, куда повесил объявления в мультфильме “Чебурашка” Крокодил Гена? (На доску объявлений, на телефонную будку.)

- Существуют специально отведённые места для объявлений. Их так и называют “Доска объявлений” или “Информация”.

- А можно ли развешивать объявления там, где хочется? (Нет.)

- Почему? (Будет некрасиво.)

- Правильно. Давайте будем любить и беречь свою Родину!

9. Рефлексия учебной деятельности

- Вспомните цель вашей деятельности на уроке. (Нужно было узнать, что такое объявление, и из каких частей оно состоит.)

- Вы достигли поставленной цели? (Да.)

- Докажите. (Мы узнали, что такое объявление - это деловой текст. В нём есть части: Что произошло (произойдёт)? Где? Когда? От кого?

- Оцените свою работу на уроке по “Лесенке успеха”.

- По шкале знаю: как хорошо, я знаю, что такое объявление, и название частей.

- Если вы не смогли открыть новое знание, не поняли из каких частей состоит объявление, с самостоятельной работой не справились – вы ставите человечка на первую ступеньку.

- Если вы смогли открыть новое знание, но ещё путаетесь в частях объявления, в самостоятельной работе у вас были допущены ошибки – вы ставите человечка на вторую ступеньку.

- Если вы смогли открыть новое знание, знаете части объявления, но в самостоятельной работе допустили одну ошибку – вы ставите человечка на третью ступеньку “Лесенки успеха”.

- Если вы смогли сами открыть новое знание, сможете рассказать о нём родителям, если в самостоятельной работе не было ошибок – вы ставите человечка на четвёртую ступеньку.

- Итак, кто поставил человечка на первую ступеньку? Почему?

- На вторую ступеньку? Объясните.

- На третью ступеньку? Почему?

- На четвёртую ступеньку? Обоснуйте свой выбор.

- Вы сегодня хорошо поработали. Домашнее задание пользуясь эталоном, составьте объявление о представлении в цирке.

- Спасибо за урок!