Задача: cоздание условий для повышения мотивации к изучению школьного предмета информатики, повышение познавательной активности и качества знаний учащихся, освоение учащимися правильной предметной терминологии, повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях.
Цели:
- развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;
- воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- расширение связей с другими предметами.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: Компьютерный класс с подключенной локальной сетью, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: пакет Microsoft Office, графический редактор Paint, программа MyTestServer, установленная на компьютере учителя, модули MyTestStudent, установленные на компьютерах учеников, презентация к мероприятию.
Внеклассное занятие предлагается для обучающихся 9-х классов. Продолжительность занятия – 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущие – преподаватель информатики.
Жюри – учителя информатики и два
представителя команд.
Проведение мероприятия сопровождается демонстрацией презентации.
План проведения мероприятия (слайд 2):
- Представление жюри.
- Приветствие команд.
- Подготовительный этап.
- Конкурс «Найди слова».
- Конкурс «Начало есть».
- Конкурс «Головоломки алфавитные».
- Конкурс «Определите термин».
- Конкурс «Возможности Excel».
- Конкурс «Разгадай ребус».
- Подведение итогов.
Представление жюри
Членами жюри нашей конкурсной программы будут учитель информатики и два ученика старших классов (слайд 3).
Приветствие команд
Представление названий команд, девизов, эмблем (домашнее задание). Участвовать в конкурсной программе могут две команды и более. Численность членов одной команды – 5 человек (слайд 4).
Подготовительный этап
Создать на диске D: папку со своей фамилией (в ней необходимо сохранять выполненные задания) (слайд 5).
Конкурс «Найди слова»
Работа выполняется в программе Paint. Запустить программу Paint. Из папки, расположенной на Рабочем столе, загрузить в рабочее окно программы графический файл
– для первой команды и
– для второй команды.
В приведенных таблицах имеются слова, связанные с компьютерами и информатикой (слайд 6). Они записаны «змейкой» – их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.п.), но не по диагонали. Одна и та же буква не может использоваться в нескольких словах, должны быть использованы все буквы. Необходимо найти указанные слова, используя инструмент линия (выбрав в Палитре цвет линии красный), выделить слова, затем выписать их рядом с таблицей. Сохранить результат работы в созданную вами папку, присвоив файлу имя соответствующее вашей фамилии.
Правильно выполненное задание:
Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 1 балл за каждое правильно угаданное слово (9 баллов) + 3 балла за скорость выполнения. На работу даётся не более пяти минут.
Конкурс «Начало есть»
Работа выполняется в программе Microsoft Office
Word. Запустить программу Word. Из
папки, расположенной на Рабочем столе,
загрузить в рабочее окно программы текстовый
файл Приложение 1. В
одном файле содержатся 3 задания, выполняемые
последовательно (слайд 7).
Указанные слова начинаются с терминов
информатики. Пользуясь подсказками, написанными
в скобках, отгадайте эти слова, а также термины,
которыми они начинаются, впишите недостающие
буквы. Правильно выполненное задание – Приложение 2.
Оценивается правильность и скорость выполнения
следующим образом: 1 балл за каждое правильно
угаданное слово (14 баллов) + 3 балла за скорость
выполнения. На работу даётся не более пяти минут.
Конкурс «Головоломки алфавитные»
Предлагаемые головоломки содержат слова,
имеющие одну общую букву, указанную в рисунке к
задаче. Если слова головоломки начинаются с
общей буквы, то нумерацию слов также следует
вести сверху вниз (слайд 8).
Решить головоломку, заполнить буквами ячейки
таблицы.
Оценивается правильность и скорость выполнения
следующим образом: 1 балл за каждое правильно
угаданное слово (7 баллов) + 3 балла за скорость
выполнения. На работу даётся не более трех минут.
Конкурс «Определите термин»
По нескольким определениям отгадайте термины
информатики и впишите их в соответствующие
ячейки таблицы (слайд 9).
Оценивается правильность и скорость выполнения
следующим образом: 1 балл за каждое правильно
угаданное слово (27 баллов) + 3 балла за скорость
выполнения. На работу даётся не более семи минут.
Сохранить результат работы в созданную Вами
папку, присвоив файлу имя соответствующее Вашей
фамилии.
Конкурс «Возможности Excel» 1 вариант
Построить график функции двух переменных гиперболического параболоида, описанного уравнением z = (x/a)2 – (y/b)2 (слайд 10).
Программная среда: Microsoft Office Excel.
Цель: закрепление навыков построения графиков
сложных функций, умение использовать абсолютные
и относительные адреса ячеек. Инструкционные
карты для выполнения задания для двух вариантов
содержатся в файлах Приложение
3 и Приложение 4.
Правильно выполненное задание для двух
вариантов – Приложение 5.
Оценивается правильность и скорость выполнения
следующим образом: 10 баллов за правильно
выполненное задание (оценивается по внешнему
виду диаграммы) + 3 балла за скорость выполнения.
На работу даётся не более десяти минут.
Должен получиться график, показанный на рисунке:
Диаграмму необходимо полностью оформить, т. е. должны быть обозначены все оси, сетка, иметься все надписи и подписи и т. п.
Конкурс «Возможности Excel» 2 вариант
Построить график функции двух переменных
элиптического параболоида, описанного
уравнением z = (x/a)2 + (y/b)2
(слайд 11).
Должен получиться график, показанный на рисунке:
Диаграмму необходимо полностью оформить, т. е.
должны быть обозначены все оси, сетка, иметься
все надписи и подписи и т. п.
Сохранить результат работы в созданную вами
папку, присвоив файлу имя соответствующее вашей
фамилии.
Конкурс «Разгадай ребус»
Работа выполняется в программе MyTestStudent,
установленной на компьютерах учеников (слайд 12).
Оценивается правильность выполнения следующим
образом: 5 баллов за правильно выполненное
задание (оценивается программой автоматически).
На работу даётся не более десяти минут.
Запустить программу MyTestStudent.exe (программное
обеспечение – Приложение 8)
или скачать с сайта разработчика http://mytest.klyaksa.net/ ). Из папки,
расположенной на Рабочем столе,
загрузить в рабочее окно программы файл Приложение 6, ввести
свои фамилию и имя и номер класса (группы),
приступить к выполнению задания. Правильно
выполненное задание в «бумажном» варианте –
Приложение 7.
Подведение итогов конкурсов
Жюри просматривает папки учащихся с
выполненными заданиями и подсчитывает баллы.
Максимальное количество баллов – 72 балла. За
скорость выполнения работы максимум – 15 баллов.
Итого – 87 баллов (слайд 13).
Использованная литература
1. Башлаков А.С. Компьютерное
педагогическое тестирование и тесты:
[Электронный ресурс] // MyTestX – система программ
для создания и проведения компьютерного
тестирования, сбора и анализа их результатов. URL: http://mytest.klyaksa.net/ (Дата
обращения: 24.10.2012).
2. Кузьмич, Г. В. Игры, кроссворды, задания по
информатике / Г. В. Кузьмич, В. В. Кузьмич, М. В.
Комарова. – Минск : Аверсэв, 2008. – 140 с.: ил. –
(Школьникам, абитуриентам,учащимся).
3. Раковцы Г.М. Информатика в школе: Microsoft Excel в
теории и на практике / авт.–сост. Г. М. Раковцы. –
2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2009. – 142 с.: ил. –
(Школьникам, абитуриентам, учащимся).
4. Кривенцов Л.А.:[Электронный ресурс] // Сайт
учителя информатики и ИКТ Кривенцова Л.А. URL: http://as-school4.edu.tomsk.ru/site/
(Дата обращения: 24.10.2012).
5. Правила составления ребусов: [Электронный
ресурс] // Все для детей. URL: http://allforchildren.ru/rebus/index.php/rebus0.php/
(Дата обращения: 24.10.2012).