Внеклассное мероприятие по информатике "Информационный калейдоскоп"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (768 кБ)


Задача: cоздание условий для повышения мотивации к изучению школьного предмета   информатики, по­вышение познавательной активности и качества знаний учащихся, освоение учащимися правильной предметной терминологии, повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях.

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;
  • воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;
  • формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  • расширение связей с другими предметами.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: Компьютерный класс с подключенной локальной сетью, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: пакет Microsoft Office, графический редактор Paint, программа MyTestServer, установленная на компьютере учителя, модули MyTestStudent, установленные на компьютерах учеников, презентация к мероприятию.

Внеклассное занятие предлагается для  обучающихся 9-х классов.  Продолжительность занятия – 45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущие – преподаватель информатики.
Жюри – учителя информатики и два представителя команд.

Проведение мероприятия сопровождается демонстрацией презентации.

План проведения мероприятия (слайд 2):

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Подготовительный этап.
  4. Конкурс «Найди слова».
  5. Конкурс «Начало есть».
  6. Конкурс «Головоломки алфавитные».
  7. Конкурс «Определите термин».
  8. Конкурс «Возможности Excel».
  9. Конкурс «Разгадай ребус».
  10. Подведение итогов.

Представление жюри

Членами жюри нашей конкурсной программы будут учитель информатики и два ученика старших классов (слайд 3).

Приветствие команд

Представление названий команд, девизов, эмблем (домашнее задание). Участвовать в конкурсной программе могут две команды и более. Численность членов одной команды – 5 человек (слайд 4).

Подготовительный этап

Создать на диске D: папку со своей фамилией (в ней необходимо сохранять выполненные задания) (слайд 5).

Конкурс «Найди слова»

Работа выполняется в программе Paint. Запустить программу Paint. Из папки, расположенной на Рабочем столе, загрузить в рабочее окно программы графический файл

– для первой команды и

– для второй команды.

В приведенных таблицах имеются слова, связанные с компьютерами и информатикой (слайд 6). Они записаны «змейкой» – их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.п.), но не по диагонали. Одна и та же буква не может использоваться в нескольких словах, должны быть использованы все буквы. Необходимо найти указанные слова, используя инструмент линия (выбрав в Палитре цвет линии красный), выделить слова, затем выписать их рядом с таблицей. Сохранить результат работы в созданную вами папку, присвоив файлу имя соответствующее вашей фамилии.

Правильно выполненное задание:

Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 1 балл за каждое правильно угаданное слово (9 баллов) + 3 балла за скорость выполнения. На работу даётся не более пяти минут.

Конкурс «Начало есть»

Работа выполняется в программе Microsoft Office Word. Запустить программу Word. Из папки, расположенной на Рабочем столе, загрузить в рабочее окно программы текстовый файл Приложение 1. В одном файле содержатся 3 задания, выполняемые последовательно (слайд 7).
Указанные слова начинаются с терминов информатики. Пользуясь подсказками, написанными в скобках, отгадайте эти слова, а также тер­мины, которыми они начинаются, впишите недостающие буквы. Правильно выполненное задание – Приложение 2.
Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 1 балл за каждое правильно угаданное слово (14 баллов) + 3 балла за скорость выполнения. На работу даётся не более пяти минут.

Конкурс «Головоломки алфавитные»

Предлагаемые головоломки содержат слова, имеющие одну общую букву, указанную в рисунке к задаче. Если слова головоломки начинают­ся с общей буквы, то нумерацию слов также следует вести сверху вниз (слайд 8).
Решить головоломку, заполнить буквами ячейки таблицы.
Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 1 балл за каждое правильно угаданное слово (7 баллов) + 3 балла за скорость выполнения. На работу даётся не более трех минут.

Конкурс «Определите термин»

По нескольким определениям отгадайте термины информатики и впишите их в соответствующие ячейки таблицы (слайд 9).
Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 1 балл за каждое правильно угаданное слово (27 баллов) + 3 балла за скорость выполнения. На работу даётся не более семи минут.
Сохранить результат работы в созданную Вами папку, присвоив файлу имя соответствующее Вашей фамилии.

Конкурс «Возможности Excel» 1 вариант

Построить график функции двух переменных гиперболического параболоида, описанного уравнением z = (x/a)2 – (y/b)2 (слайд 10).

Программная среда: Microsoft Office Excel.
Цель: закрепление навыков построения графиков сложных функций, умение использовать абсолютные и относительные адреса ячеек. Инструкционные карты для выполнения задания для двух вариантов содержатся в файлах Приложение 3 и Приложение 4. Правильно выполненное задание для двух вариантов  – Приложение 5.
Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 10 баллов за правильно выполненное задание (оценивается по внешнему виду диаграммы) + 3 балла за скорость выполнения. На работу даётся не более десяти минут.
Должен получиться график, показанный на рисунке:

Диаграмму необходимо полностью оформить, т. е. должны быть обо­значены все оси, сетка, иметься все надписи и подписи и т. п.

Конкурс «Возможности Excel» 2 вариант

Построить график функции двух переменных элиптического параболоида, описанного уравнением z = (x/a)2 + (y/b)2 (слайд 11).
Должен получиться график, показанный на рисунке:

Диаграмму необходимо полностью оформить, т. е. должны быть обо­значены все оси, сетка, иметься все надписи и подписи и т. п.
Сохранить результат работы в созданную вами папку, присвоив файлу имя соответствующее вашей фамилии.

Конкурс «Разгадай ребус»

Работа выполняется в программе MyTestStudent, установленной на компьютерах учеников (слайд 12).
Оценивается правильность выполнения следующим образом: 5 баллов за правильно выполненное задание (оценивается программой автоматически). На работу даётся не более десяти минут.
Запустить программу MyTestStudent.exe (программное обеспечение – Приложение 8) или скачать с сайта разработчика http://mytest.klyaksa.net/ ). Из папки, расположенной на Рабочем столе, загрузить в рабочее окно программы файл Приложение 6, ввести свои фамилию и имя и номер класса (группы), приступить к выполнению задания. Правильно выполненное задание в «бумажном» варианте – Приложение 7.

Подведение итогов конкурсов

Жюри просматривает папки учащихся с выполненными заданиями и подсчитывает баллы.
Максимальное количество баллов – 72 балла. За скорость выполнения работы максимум – 15 баллов. Итого – 87 баллов (слайд 13).

Использованная литература

1. Башлаков А.С. Компьютерное педагогическое тестирование и тесты: [Электронный ресурс] // MyTestX – система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов. URL: http://mytest.klyaksa.net/  (Дата обращения: 24.10.2012).
2. Кузьмич, Г. В. Игры, кроссворды, задания по информатике / Г. В. Кузьмич, В. В. Кузьмич, М. В. Комарова. – Минск : Аверсэв, 2008. – 140 с.: ил. – (Школьникам, абитуриентам,учащимся).
3. Раковцы Г.М. Информатика в школе: Microsoft Excel в теории и на практике / авт.–сост. Г. М. Раковцы. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2009. – 142 с.: ил. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).
4. Кривенцов Л.А.:[Электронный ресурс] // Сайт учителя информатики и ИКТ Кривенцова Л.А. URL: http://as-school4.edu.tomsk.ru/site/   (Дата обращения: 24.10.2012).
5. Правила составления ребусов: [Электронный ресурс] // Все для детей. URL: http://allforchildren.ru/rebus/index.php/rebus0.php/   (Дата обращения: 24.10.2012).