Цели:
- Формирование экономического сознания учащихся.
- Распространение интереса к науке – экологии.
Задачи.
Образовательные:
- Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения.
- Расширить представления учащихся о взаимосвязях, происходящих в природе.
- Популизирование экологических знаний как объекта применения для сохранения планеты Земля.
Воспитательные:
- Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
- Содействовать воспитанию сострадания ко всему живому на планете, бережного гуманного отношения к природе.
- Формирование экологической культуры.
Развивающие:
Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды:
- интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),
- эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),
- нравственного (воли и настойчивости, ответственности)
Оборудование: Учебник “Окружающий мир”– А.А.Плешаков, Е. А. Крючкова, рисунки на тему: “Будь природе другом!”, мультимедийная установка, компьютер, физическая карта мира, магнитофон, аудизапись Э.Грига “Утро”, карточки “Экологические ситуации”, презентация “Экологическая проблема города Луги”, реклама “ Сохраним наш город в чистоте!”
Эпиграф урока:
“Вращаясь в космосе, В плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала… Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет, И не случайно грозные вулканы Выплёскивают лавой боль земли! Очнитесь, люди! Призовите, Чтобы меня от гибели спасти” С.Михалёв |
Ход урока
Приложение 1
(Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи)
Содержание урока | Примечание | ||||||||||||||||
Мотивационный блок | |||||||||||||||||
1.
Позитивный настрой на урок (2
мин.) Звучит аудизапись Э.Грига “Утро” Учитель медленно читает: “Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. (А. Сент-Экзюпери) 2. Вводное слово учителя (1 мин.) В далёком прошлом у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь зависела от капризов окружающей среды. Люди преклонялись перед силой природы, чувствовали свою зависимость от неё. Человек решил покорить природу. Но со временем люди поняли, что, погубив природу, они погибнут сами. Так кем же должен быть человек – сыном природы или её покорителем? 3. Беседа с учащимися с целью выявления негативного воздействия человека на природу (2 мин.) – Как называется наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой? |
слайд о природе | ||||||||||||||||
+ Экология. – Экология изучает и то, как человек влияет на природу. – А как человек может влиять на природу? |
Термин: “Экология” | ||||||||||||||||
+Человек украшает планету,
преобразовывает её, исследует, делает многое, чтобы ему жилось
комфортно: сажает деревья, растения, ухаживает за животными, организует
заповедники, заказники… – А какое ещё влияние оказывает человек на природу? |
Слайд о позитивной природе | ||||||||||||||||
+Загрязняет воды, воздух, почвы, уничтожает леса, животных, выбрасывает много бытовых и промышленных отходов. | Слайд о негативном отношении к природе | ||||||||||||||||
Проблемный блок 4. Объявление темы, цели урока (2 мин.) Проблемный вопрос. Вот именно поэтому и возникают перед человеком проблемы (сложный вопрос, задача, требующие разрешения), которые называются ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ и, которые срочно необходимо решать, чтобы жизнь на планете Земля радовала всех, и люди были здоровы. Ожидаемые результаты: – в ходе урока вы должны сформулировать понятие “экономическая проблема”; – рассмотреть различные экономические проблемы; – высказать свою позицию по отношению к существующим экономическим проблемам; – получить опыт работы в малой группе; – как вы лично можете помочь в решении экологической проблемы |
Термин: “Экологическая проблема” |
||||||||||||||||
Информативный блок 5.Актуализация знаний (2 мин.) – Возьмёмся скорее за работу, чтобы не терять времени. Если будем работать дружно, то обязательно добьёмся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь. – Закройте глаза и представьте: |
|||||||||||||||||
Живописный берег реки. Весело журчит
вода. Светит яркое солнце. Звонко поют птицы. Распустились красивые
цветы, но (откройте глаза)… Можно увидеть другую картину: сломанные деревья, кругом мусор, берега водоёмов загрязнены, нет птиц… |
Слайд о радостной природе | ||||||||||||||||
– Может ли планета от этого заболеть? +Да. Если воздух сильно загрязнён, то он оказывает сильное отрицательное воздействие на человека, животных, птиц. – А по вине кого это происходит? + По вине человека. – Почему? + Человек не соблюдает правила: неправильно организует свалки мусора, вырубает леса, засоряет плодородные почвы. – Помните, что слово человек родственное слову человечность. А это значит, что настоящий человек всегда должен вести себя по-человечески. А как это? + Любить и беречь Землю со всеми её обитателями. – Ситуация складывается таким образом, что современный человек обязан быть экологически грамотным. 6. Физкультминутка (1 мин.)
|
Слайд о загрязнении | ||||||||||||||||
7.
Решение экологических ситуаций
(3 мин.) Самостоятельная работа в парах по карточкам. – Обсудите в парах экологическую ситуацию, поразмышляйте. |
|||||||||||||||||
1-я ситуация. | |||||||||||||||||
Пришли на луг, нарвите большой букет цветов. Порадуйте маму. | цветы | ||||||||||||||||
2-я ситуация. | |||||||||||||||||
Уничтожайте грибы, даже, если они несъедобные. | грибы | ||||||||||||||||
3-я ситуация. | |||||||||||||||||
Правильно ли в лесу, или парке, или сквере разжигать костёр? | пожар | ||||||||||||||||
4-я ситуация. | |||||||||||||||||
В лесу много муравейников. Ты подошёл к ним и тебе захотелось… | муравейники | ||||||||||||||||
8. Обсуждение экологических ситуаций
(3 мин.) 1-я ситуация. + Цветы нельзя рвать и собирать их в большие букеты. Они завянут и пропадут. На лугу же они радуют нас. 2-я ситуация. + Не уничтожайте грибы, даже, если они несъедобные. Ими питаются лесные животные. 3-я ситуация. + Разжигать костёр нельзя нигде. Это ведёт к пожару. 4-я ситуация. + Не разоряй муравейники! Муравейники – санитары леса. – Какой вывод надо сделать? + Только оберегая природу, человек сохранит жизнь на Земле. 9. Обсуждение экологических проблем (2 мин.) – Как вы думаете, какие экологические проблемы существуют на Земле? + Загрязнение воздуха. + Загрязнение водных источников. + Загрязнение почв. + Вырубка лесов. + Опустынивание. + Кислотные дожди. + Проблема мусора. 10. Минутка отдыха. Скажите друг другу комплименты, чтобы легче работалось. Аналитический блок. 11. Работа в группах (четвёрках) Самостоятельная работа по учебнику страница 48–51 по тексту “Экологические проблемы” |
|||||||||||||||||
Рекомендации работы (1 мин.): 1. Прочти текст. 2. Заполни таблицу. Рассмотри экологическую проблему. 3. Аргументируй своё мнение. 4. Выскажи свою позицию (10 мин.). |
План:
1. Прочти текст. 2. Заполни таблицу. 3. Аргументируй своё мнение. 4. Выскажи свою позицию. |
||||||||||||||||
– На какой результат мы должны выйти? Ожидаемые результаты: – в ходе работы вы чётко определите понятие “экологическая проблема”; – аргументируйте своё мнение и выскажите свою позицию; – научитесь видеть причины возникновения экологических проблем и научитесь задумываться над путями их решений;
12. Обсуждение экологических проблем (7 мин.) Подробно рассматриваем 2 экологические проблемы: 1. Загрязнение океана. 2. Избавление от мусора. Ученик из первой четвёрки рассказывает о проблеме загрязнения океана. Остальные, вступая в обсуждение, добавляют и высказывают своё собственное мнение, особенно, останавливаясь на путях решения этой проблемы. + Не сбрасывать в океан бытовой мусор; + предотвращать крушения; + прекращение атомных испытаний; + правильное освоение берегов океана; + этическое поведение человека; Ученик из второй четвёрки рассказывает о проблеме избавления от мусора. Остальные дети вступают в обсуждение, добавляют, высказывают своё мнение по данной проблеме. |
|||||||||||||||||
+ Не разбрасывать бытовой мусор в
неположенных местах; + рассортировывать мусор; + утилизировать твёрдые бытовые отходы; + захоронение бытовых отходов на полигонах; + строительство заводов по сжиганию бытового мусора; + культурное воспитание человека; + этическое поведение человека; Рефлексивный блок. |
Этика – учение о морали и нормах. | ||||||||||||||||
13.
Подведение итогов полученных знаний
(3 мин.) – Вернёмся к ожидаемым результатам. Вы можете дать определение экологической проблемы? + Да. Экологическая проблема – задача взаимоотношения человека и природы, требующая немедленного решения. |
Из презентации Воронина Данилы |
||||||||||||||||
– Экологическая проблема – это
следствие неразумного воздействия человека на природу. – Вы можете назвать глобальные экологические проблемы. + Да. Загрязнение вод, воздуха, почв, океана. + Избавление от мусора. + Кислотные дожди. |
Реклама Пажильцевой Софьи | ||||||||||||||||
– Вы должны понимать причины
возникновения проблем и задумываться о путях решения. Ведь начинать надо
с каждого с самого себя, поэтому рядом со словом экология необходимо
поставить слово этика. Лечить планету надо сообща. А какие созданы
международные соглашения вы узнаете дома, прочитав текст в книге. – А в нашем городе есть экологические проблемы? + Да. |
Термин: “Манифест” | ||||||||||||||||
Просмотр презентации “Экологическая проблема города Луги” | |||||||||||||||||
+Загрязнение воздуха предприятиями. +Уборка мусора на территории города. +Малое озеленение города. +Несвоевременная уборка придомовых территорий. |
Красные и зелёные магнитики | ||||||||||||||||
Социальная реклама “Сохраним город в
чистоте” (2 мин.) – Какие проблемы затронула Софья? + Проблему озеленения города и правильной заботы населения о своём любимом городе. – Чтение из экономического манифеста – обращения ко всем людям планеты: “Мы улучшаем природу, забывая, что сами нуждаемся в улучшении. Не природа требует дальнейшего преобразования, а человек. Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он – лишь миг в её жизни. Она вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для человека – всё. А поэтому: “НЕ НАВРЕДИ!” 14. Творческое дифференцированное задание на дом (1 мин.): 1). В СМИ найди экологические проблемы. 2). Сделай рекламу, плакат, видеоролик по этой теме. – Выставление отметок. (10 человек получили “5”) – Вы замечательно поработали. Получили отличные оценки. Прикрепите на доску зелёные магнитики, если вам понятен материал урока и красные, если – какие – то вопросы непонятны. – 25 учеников прикрепили зелёные магнитики, 2 – красные. – Почему прикрепили красные магнитики? + Человек ещё не всё сделал для улучшения жизни на Земле. Многое предстоит сделать. – Спасибо за урок. |