Театр и дети

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Обогащение представления детей о различных театральных профессиях

Задачи:

  • Обучающая – способствовать расширению представлений о различных театральных профессиях.
  • Развивающая – создать условия для развития умения связно, последовательно рассказывать о различных театральных профессиях.
  • Воспитательная – воспитывать доброжелательное и корректное отношение друг к другу в процессе общения.

Ключевые слова: Театр и дети, правила поведения в театре, грим, осветитель, костюмер, дирижер, репетиция.

Приложение 1

Ход занятия

Появляется Петрушка.

– Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите разные конкурсы, игры. Хотите сегодня поиграть в игру «Что? Где? Когда?

– Хотим!

– Давайте разделимся на две команды и выберем капитанов. Готовы?

– Да!

– Тема нашей сегодняшней игры «Театр». Вспомните, как назывался спектакль. На котором вы были в последний раз.

– (Название)

– А вот и афиша этого спектакля. Вы не забыли, как звали главных героев спектакля?

– Котауси и Мауси.

– Давайте мы так и назовем наши команды.

Вращаем барабан.

Первый вопрос: «На какой улице находится театр, чем здание тетра отличается от других зданий?

– Театр находится недалеко от Театральной площади и от Драматического Театра.

– На здании театра висят афиши. Афиша – это театральное объявление, на котором указано, когда идет спектакль.

– Есть дополнения? Каждой команде за ответ присуждается по очку.

Вращаем барабан. На красном секторе два вопроса.

Вопрос первый: «Кто такой билетер, для чего нужен билет?»

Вопрос второй: «Кто такой гардеробщик, для чего нужен номерок?»

Отвечает команда Мауси.

«Гардеробщик – это человек, который принимает у нас курточки, пальто, вешает их на вешалку и выдает нам номерок. Номерок нам нужен для того, чтобы быстро отыскать свою одежду.

Билетер – это человек, который нас встречает у входа в зал, помогает найти свое место. В билете указано, где наше место. На нем написан ряд и место»

– Молодцы, ребята, о профессии билетера и гардеробщика вы все подробно рассказали. Я считаю, что ваши команды заслужили еще по очку. А вы, ребята, согласны со мной?

– Да!

-Переходим к следующему заданию. Выпал игровой сектор. Игра необычная. Надо разгадать ребус и тогда узнаете, о ком вам надо рассказать.

– Догадались? Правильно! Это осветитель и костюмер. Чья команда первой начнет рассказ? Рассказывать надо подробно, интересно. Вторая команда внимательно выслушивает ответ и, если будут дополнения, может добавить рассказ. Итак, слушаем команду Мауси и ее рассказ про осветителя.

– Осветитель – как волшебник. Каких только у него нет ламп и прожектов. Осветители – тоже художники. Их краски – разноцветные стеклышки. Вставят в прожектор стеклышко синего цвета – на сцене ночь, поставят красное – пожар или закат, а чтобы был солнечный день, ставят желтое стеклышко. Прожекторы устанавливают на специальных балконах, есть прожекторы и в специальной ложе перед сценой.

– Есть дополнения?

– Нет, ребята из команды Мауси подробно рассказали о работе осветителя.

– Теперь команда Котауси рассказывает о работе костюмера.

– Костюмер – это человек, который подбирает костюмы для кукол. У него хранится много костюмов к спектаклям. Костюмер ремонтирует костюмы, а шьют их портные по чертежам художника.

– Ребята, правильно ли рассказали о работе костюмера члены команды Котауси? Вы согласны с их рассказом?

– Да!

– А сейчас творческое задание. Скажите мне пожалуйста, кто делает кукле прическу и рисует ей лицо?

– Это парикмахер и гример!

– Хотите себя попробовать в роли парикмахера и гримера? Одна команда гримирует кота. Другая мышку. Выбираем жюри, которое будет оценивать наши успехи.

Звучит музыка, дети в течение 5 минут гримируют одного из членов своей команды.

– Ребята, вам понравилось? Чья работа вам понравилась больше? Справились ли ребята с заданием?

Предполагаемые ответы:

– Мне понравилось, каким получился кот. Он получился смелым, боевым с длинными усами.

– А мышка очень забавная, у нее даже щечки розовые и носик черненький, очень любопытная.

– Спросим мнение жюри.

– Молодцы, ребята, постарались. Настоящие гримеры и парикмахеры. На «отлично» справились с заданием. Вручаем им за этот конкурс по игрушке.

– Продолжаем наш игру. Вращаю барабан. Стрелка останавливается на зеленом секторе. Да здесь картины! Вопрос: Люди каких профессий изображены на картине, для чего они нужны в театре?

– Это дирижер и художник!

– Рассказывает команда Котауси.

– Дирижер отвечает за музыку. Музыку к спектаклю сочиняет композитор и приносит ее дирижеру. А он с музыкантами разучивает музыку.

– Художник готовит декорации для спектакля. Он может нарисовать лес, улицу города, море. Без декорации сцена была бы пустой. Значит, труд художников необходим.

– Скажите, ребята, вам понравилась игра артистов? А кто выбирает артистов на роль?

– Режиссер!

– А что вы знаете о работе режиссера?

– Режиссер – главный человек в театре. Он сначала долго думает, кто из артистов какие роли сможет сыграть. Раздает артистам роли, слова, проводит репетиции, смотрит, как артисты играют, показывает, как надо сыграть, передать тот или иной образ с помощью мимики, жестов, голоса.

Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем это сыграть. Вы не против, если я возьму на себя роль режиссера? Мы с вами сейчас разучиваем новую сказку про репку. Давайте проведем «репетицию», когда репка плачет, а к ней приходят лягушка и лисичка.

/По ходу сценки даю указания, каким голосом говорит репка – жалобно, со слезами в голосе, а лисичка озабоченно, ей хочется помочь репке; даю указания, как надо водить куклу./

– Ребята, для чего же нужна работа людей театральных профессий и важна ли их работа?

– Да, их работа очень важная и нужная. Они создают зрителям хорошее настроение, помогают отдохнуть, учат хорошим поступкам.

– Давайте в честь людей разных профессий расскажем пословицы о труде. Вы знаете их?

1) Судят не по словам, а по делам.
2) Умелые руки не знают скуки.
3) Не умеешь шить золотом, стучи молотом.
4) Птицу узнают в полете, а человека в работе.
5) Терпение и труд все перетрут.
6) Жизнь дана на добрые дела.
7) Кто любит трудится, тому на месте не сидится.

– Молодцы! На память о нашей беседе я дарю вам эти сувениры.

Беседа о правилах поведения в театре

Цель: обогащение представлений детей о правилах поведения в театре

Задачи:

  • Способствовать расширению представлений о правилах поведения в театре.
  • Воспитывать доброжелательное и корректное отношение к людям.

Ход занятия

– Ребята, вот мы и пришли в кукольный театр. Сейчас мы разденемся в фойе и сдадим свои вещи в раздевалку. Нам дадут номерки. Как вы думаете, зачем они нужны?

– Чтобы быстро можно было найти нужные вещи.

– Правильно. А теперь подойдите к зеркалу и причешитесь. Посмотрите, все ли у вас в порядке в костюме.

Появляется Буратино.

– Здравствуйте, ребята! Рады вас видеть в нашем театре. Давайте знакомиться. Вы узнали меня?

– Вы любите смотреть сказки?

– Да!

– Тогда приглашаю вас в зал, где скоро начнется представление.

– Детей встречает билетер. Дети здороваются.

– Ребята, есть ли у вас билеты?

– Да!

– А зачем они нужны, знаете?

– Чтобы найти свое место в зрительном зале.

– Правильно. Билет сохранить надо до конца представления.

Буратино: Ребята, знаете ли вы о правилах, которые существуют в театре?

– Да.

– Можно ли опаздывать к началу спектакля?

– Нет.

– А почему?

– Опоздавшие будут мешать и актерам на сцене и зрителям.

Буратино: А еще мне хочется сказать, что во время спектакля нельзя разговаривать, шуметь, вскакивать с места и ходить по залу.

В это время приходит лиса. Она старательно распихивает по карманам конфеты, печенье, шоколад.

– Ах, люблю же я сладеньким полакомиться. Сейчас буду сказку смотреть и конфеты есть.

Дети: Что ты, что ты, Лисонька! Во время представления есть нельзя.

Лиса: Ну почему? Мне так хочется!

Дети: Ты будешь всем мешать. Зритель будут отвлекаться и не увидят сказку.

Лиса: А что же мне делать?

Буратино: Ты можешь съесть конфеты, выпить сок, купить пирожок во время антракта.

Лиса: Какого еще антракта? Что это такое и с чем его едят?

Дети: Антракт – это перерыв между действиями. Во время антракта можно поговорить друг с другом, поделиться впечатлениями, можно выйти в фойе, сходить в буфет.

Лиса: Да, я пойду в буфет, а потом опоздаю на представление. Что мне тогда делать, как быть?

Буратино: Перед началом представления раздается звонок. Он говорит о том, что скоро начнется представление.

Лиса: А если я все-таки опоздаю?

Ребенок: Тогда кто-нибудь из мальчиков, сидящих с края уступит тебе свое место.

Буратино: Ребята, а знаете ли вы, как надо проходить к своему месту?

– Надо проходить лицом к сидящим зрителям, извиниться, если кого-то задели.

– А скажите, ребята, можно ли пробираться к своему месту, если спектакль уже начался?

– Нет, это будет мешать и артистам, и зрителям. Нужно стоя подождать антракт.

Буратино: А знаете ли вы, ребята, как можно поблагодарить артистов за их выступление?

– Да! Мы будем громко аплодировать и подарим цветы!

Буратино: А еще я открою вам секрет. Пока все артисты не уйдут со сцены, уходить из зала нельзя. Этим вы тоже благодарите артиста за его труд, показываете, как уважаете его.

Лиса: Как вы много всего рассказали. Я не смогла всего запомнить.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем лисоньке и повторим для нее все правила.

Лиса: Вот спасибо, ребята. Я теперь всем своим знакомым расскажу, как надо себя вести в театре, какие там есть правила.