Цель:
- Выявление самого активного и эрудированного учащегося в классе по предмету «Технология»;
- Повысить интерес к профессиональному обучению;
- Воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, уважения к оппонентам.
Оснащение: Оформление кабинета, подготовить листы чистой бумаги для подсчета баллов и для учащихся участвующих в конкурсе, ТСО (проекционную аппаратуру), презентацию (ребусы, кроссворды, задания), инструменты (карандаши, линейки, угольники, ножовки, рубанки, молоток, гвозди), заготовки (доску для проверки строгания, полоски ДВП, брусок для забивания гвоздей), грамоты и сувениры победителям.
Ход конкурса
Вступительное слово. Обращение к учащимся всего класса, жюри и приглашенным.
Приложение 3 (Презентация) (Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)
– Ребята! Сегодня мы проведём конкурс профессионального мастерства среди учащихся 5 класса. Вы занимаетесь в мастерских первый год, но за это время вы узнали, как производят разметку деталей, пиление, строгание, соединение деталей при помощи гвоздей и другие виды работ. И сегодня мы постараемся выявить самого умелого, самого активного и эрудированного учащегося в классе по предмету «Технология».
Победители и наиболее активные участники, показавшие высокие результаты будут отмечены грамотами.
I. Тур отборочный (теоретический)
Для участия в конкурсе необходимо отобрать из класса 6–8 учащихся:
1. Конкурс пословиц о труде.
Желающие участвовать в конкурсе по очереди называют по одной пословице о труде, работе, трудолюбии, профессиях, праздности, лени. Ответы не должны повторяться. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
(После всех принятых от ребят вариантов пословиц, можно предложить свои варианты, которые имеют воспитательное значение. Приложение 1)
2. Конкурс на решение ребусов по темам: обработка древесины, столярные инструменты, столярные операции.
Задания проецируются на экран по очереди. Учащийся, который раньше других правильно решит ребус, получает 1 балл.
Ответы: напильник, надфиль, насечка, слесарь, молоток, гвоздь, доска, прибил, плотник.
Рисунок 1, Рисунок 2,
Рисунок 3, Рисунок 4,
Рисунок 5,
Рисунок 6, Рисунок 7,
Рисунок 8, Рисунок 9
3. Конкурс на решение кроссвордов
Учащимся, которые по итогам первых двух конкурсов получили хотя бы один балл выдается листок с кроссвордом Приложение 2 на знание деталей и элементов деталей рубанка. За каждое правильно отгаданное слово участнику начисляется один балл.
Ответы:
По горизонтали: 4. Леток, 5. Подошва, 6. Строгание, 9. Колодка, 10. Рожок.
По вертикали: 1. Железка, 2. Ротик, 3. Упор, 5. Пятка, 7. Носок, 8. Клин.
По итогам первого тура жюри отбирает 5 наиболее результативных участников.
II. Тур практический
Важно!!! Все практические работы выполняются не на скорость, а учитель проверяет технологию, правильность действий.
1. Настройка рубанка, выполнение операции строгание.
Правильно настроить рубанок для чистового строгания и продемонстрировать работу рубанком. Задание необходимо выполнить с наименьшим количеством ошибок. Максимальное количество заработанных баллов 5.
По итогам первого конкурса жюри отбирает 5 наиболее результативных участника.
2. Разметка, пиление.
Участникам выдаются заготовки, инструменты для разметки и пиления. Необходимо отпилить от полосы деталь прямоугольной формы, определённой длины с наименьшим количеством ошибок. Время на выполнения задания дается 5 минут. Скорость выполнения не учитывается. Учитывается соблюдение правил по технике безопасности. Максимальное количество заработанных баллов 5.
По итогам второго конкурса жюри отбирает 3-х наиболее результативных участников.
3. Забивание гвоздя.
Забить гвоздь за меньшее количество ударов молотком, соблюдать выполнение правил техники безопасности. Максимальное количество заработанных баллов 5.
По итогам третьего конкурса жюри определяет победителя.
III. Подведение итогов, награждение победителей и активных участников конкурса