Цель: Знакомить учащихся с именами прилагательными; углублять представление о роли в нашей речи слов, обозначающих признаки предметов; учить выделять существенные признаки имени прилагательного; воспитывать чувство коллективизма, любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания (над буквами «У-у»).
– Отгадайте, над какой буквой будем сегодня работать:
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто!
«У» – сучок. В любом лесу ты увидишь букву «У».
– Из каких элементов состоит строчная буква «у»?
– Пропишите полстрочки буквы «у» строчной.
– Из каких элементов состоит заглавная буква «У»?
– Пропишите полстрочки буквы «У» заглавной.
– Прочитайте пословицу на доске. Как вы понимаете ее смысл?
(У умной головы сто рук.)У умной г..л..вы сто ру…
– Объясните написание пропущенных орфограмм. Спишите красиво и правильно пословицу себе в тетрадь.
3. Актуализация знаний.
На доске записаны слова:
Мороз, морозный, морозить.
– Чем похожи эти слова?
– Чем отличаются? (Отвечают на разные вопросы.)
– К какой части речи относится каждое слово?
Дети могут ошибиться в определении части речи у слова «морозный» (на доске появляется перевернутая карточка со знаком вопроса).
а) Поиск решения:
Далее проводится игра «Что задумано?» (Учащиеся по группам получают карточки, на которых записаны только прилагательные, по которым нужно догадаться о ком или о чем идет речь).
Карточка 1: рыжая, хитрая, длиннохвостая, хищная (лиса);
Карточка 2: круглое, гладкое, красное, сочное, спелое (яблоко);
Карточка 3: чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо);
Карточка 4: пушистый, ласковый, усатый, полосатый (котенок);
Карточка 5: быстрый, прохладный, журчащий, прозрачный (ручей);
Карточка 6: высокая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза).
– Что обозначают слова отгадки? (Предмет).
– А что обозначают слова, которые помогают нам отгадать этот предмет?
(признак предмета).
На доске появляется карточка с записью
признак предмета |
На доске появляются две картинки с изображением осени и зимы.
– Какая на ваш взгляд красивее?
Далее учитель открывает на доске два текста и просит детей прочитать их и сравнить:
Пришла зима. Землю укрыл снег.
Деревце украшено узорами инея.
Звери спрятались по норам.Пришла морозная зима. Землю укрыл пушистый снег. Маленькое деревце украшено узорами инея. Бедные звери спрятались по норам.
– Какой текст вам понравился больше и почему?
– Какие слова делают текст богаче и красочнее?
– Спишите этот текст, подчеркните эти слова волнистой линией.
– На какие вопросы они отвечают?
На доске появляются карточки с вопросами:
какая? какой? какое? какие?
– Дети, может быть кто-то уже догадался, о какой части речи мы ведем разговор?
Работа по учебнику над правилом.
– Что обозначают имена прилагательные?
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Учитель переворачивает карточку с вопросом на доске:
имя прилагательное
б). Первичное закрепление
– Давайте вернемся к нашей пословице и найдем в ней имя прилагательное.
– Какое слово оно поясняет?
– На какой вопрос отвечает?
– А теперь посмотрим на однокоренные слова, к какой части речи относится слово
«морозный»?
Игра «Что могут называть имена прилагательные?»:
– Отгадайте загадки:
Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
– Найдите имена прилагательные. Какой признак они называют?
Учитель вывешивает карточку:
цвет Белый, а не снег,
Сладкий, а не мед. (Сахар.)
– Найдите имена прилагательные. Какой признак они называют?
Учитель вывешивает карточку:
вкус Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна.)
– Найдите имена прилагательные. Какой признак они называют?
Учитель вывешивает карточку:
материал Пузатый, носатый
На печке сопел.
Потом вдруг нечаянно
Песню запел. (Чайник.)
– Найдите имена прилагательные. Какой признак они называют?
Учитель вывешивает карточку:
форму
Вывод: имена прилагательные могут называть: цвет, форму, размер, вкус, материал, из которого сделан предмет.
в). Самостоятельная работа: (проводится по рядам)
– Придумайте к существительным всевозможные прилагательные:
День, медведь, шуба.
4. Итог урока
– Что такое имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает?
– Что могут называть имена прилагательные?
5. Домашнее задание
Из словаря выписать не менее пяти прилагательных.