Цели урока:
– познакомить с понятиями “ слагаемые”, “ сумма”;
– научить читать равенства, используя математическую терминологию(слагаемые,
сумма);
– закрепить умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
– закрепить изученные случаи сложения и вычитания, сравнения однозначных чисел;
– развивать внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и
правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность;
– воспитывать позитивное отношение к урокам математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран,рабочая тетрадь, раздаточный счетный материал , веер с числами .
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Стихотворение.
IV. Повторение пройденного. Устный счет.
– Сегодня на уроке мы должны вывести очень важное правило, но сначала посчитаем устно.
1. Устный счет
На доске:
6 +2 =
5 + 2=
4+ 2=
5 – 1 =
9 – 1 =
7– 1=
7 + 1 =
4 + 1=
6 – 1 =
Работают три ученика, остальные слушают задачи в стихах. Карточки разложены заранее. Ответы ученики показывают.
1) Сколько дней в неделе? (7)
2) На какой свет светофора переходят дорогу? (Зеленый.)
3) Назовите маму жеребенка? (Лошадь.)
4) Сколько хвостов у 4-х щенят? (4)
5) Назовите второй день недели. (Вторник.)
6) Какое число стоит между 3 и 5? (4)
7) Какое число меньше 5 на 1? (4)
Какое число больше 2 на 1? (3)
8) Какие два числа нужно сложить, чтобы получить 5? (4+1, 1+4, 2+3, 3+2)
9) Из-за куста торчат 6 ушек.
Там спрятались зайчики.
Сколько зайчиков? (3)
10) Назови число, которое на 1 больше, чем 8? (9)
2. Геометрический материал.
– Рассмотрите внимательно картинку.
– Что изображено?
– Из каких геометрических фигур состоит солнышко?
– Кто изображен на картинке?
– Где живут пингвины?
– Из каких геометрических фигур составлена картинка?
7, 8, 4.
– Прочитайте числа в порядке возрастания
(4, 7, 8.)
3. Задачи в стихах.
а) Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
Как вы узнали?
(5+2=7).
Правильно !
Сегодня мы узнаем название чисел при сложении.
– Будем учиться составлять , читать и записывать суммы.
Практическая работа.
Внимание на экран !
Какие книги стоят на первом месте?
(Красные.)
– Сколько их?
(3)
– Какие книги на втором месте?
(Синие.)
– Сколько их?
(2)
– Сколько всего книг?
(5)
– Сколько изображено книг в красных обложках?
(3 книги.)
Положите на парту слева столько же красных квадратов.
– Сколько книг в синих обложках?
(2 книги.)
Придвиньте к красным квадратам столько же синих квадратов.
– Сколько всего книг?
(5)
Сколько у вас квадратов на партах?
(5)
– Как получили число 5?
(К 3 прибавили 2.)
– Как называется число 3 при сложении?
(Первое слагаемое.)
– Как называется число 2 при сложении?
(Второе слагаемое.)
– Как называется число 5?
(Сумма.)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Работа по учебнику. С86. Закрепление.
– Откройте учебник по закладке на с.86.
– Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке.
– Кто уже запомнил, как называются числа при сложении?
(Слагаемые. Сумма.)
Выражение 3+2=5
Можно прочитать по разному:
1) Первое слагаемое 3.
Второе слагаемое 2.
Сумма 5.
2) Сумма чисел3 и 2 равна 5.
Задание №1.
– Первое выражение читаю я! (С кружочками.)
Первое слагаемое – 4.
– Второе слагаемое – 2.
Сумма – 6.
Второе выражение (с треугольниками ) – читают мальчики.
– Третье выражение (с квадратиками ) – читают девочки.
Физкультминутка.
Работа в тетради. с.32, задание № 1.
Возьмите простой карандаш.
Подчеркните равенства, в которых пропущены слагаемые.
Первый столбик называю я.
6+1=7 (Подчеркиваем.)
5+1= (Здесь мы находим сумму) не подчеркиваем.
4+2=6 (Подчеркиваем.)
Вычислите. Вставьте пропущенные числа.
Второй и третий столбики– самостоятельно.
Проверяем с доской.
Кто выполнил без ошибок -поднимите руку ?
Задание № 2.
Запишите для каждого рисунка свое равенство.
Какое равенство составили к первому рисунку?
5+1=6
Какое равенство составили ко второму рисунку?
7-1=6
Составьте рассказы по рисункам.
Молодцы!
Работа с доской.
Внимание на экран.
Закрепление изученного.
Итог урока.
Тип урока – комбинированный:
а) повторение изученного;
б) объяснение нового материала;
в) межпредметная связь.
Место в теме – первый урок.
Использов. беседы, ИКТ, практическая работа.
Принципы-доступность, сознательность,(понимание учащимися изучаемого материала), наглядность, систематизирование и последовательность изучаемого материала.
Данный материал соответствует программе обучения.