Слагаемые. Сумма. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

– познакомить с понятиями “ слагаемые”, “ сумма”;
– научить читать равенства, используя математическую терминологию(слагаемые, сумма);
– закрепить умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
– закрепить изученные случаи сложения и вычитания, сравнения однозначных чисел;
– развивать внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность;
– воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,рабочая тетрадь, раздаточный счетный материал , веер с числами .

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Стихотворение.

IV. Повторение пройденного. Устный счет.

– Сегодня на уроке мы должны вывести очень важное правило, но сначала посчитаем устно.

1. Устный счет

На доске:

6 +2 =
5 + 2=
4+ 2=

5 – 1 =
9 – 1 =
7– 1=

7 + 1 =
4 + 1=
6 – 1 =

Работают три ученика, остальные слушают задачи в стихах. Карточки разложены заранее. Ответы ученики показывают.

1) Сколько дней в неделе? (7)

2) На какой свет светофора переходят дорогу? (Зеленый.)

3) Назовите маму жеребенка? (Лошадь.)

4) Сколько хвостов у 4-х щенят? (4)

5) Назовите второй день недели. (Вторник.)

6) Какое число стоит между 3 и 5? (4)

7) Какое число меньше 5 на 1? (4)
Какое число больше 2 на 1? (3)

8) Какие два числа нужно сложить, чтобы получить 5? (4+1, 1+4, 2+3, 3+2)

9) Из-за куста торчат 6 ушек.
Там спрятались зайчики.
Сколько зайчиков? (3)

10) Назови число, которое на 1 больше, чем 8? (9)

2. Геометрический материал.

– Рассмотрите внимательно картинку.
– Что изображено?
– Из каких геометрических фигур состоит солнышко?
– Кто изображен на картинке?
– Где живут пингвины?
– Из каких геометрических фигур составлена картинка?

7, 8, 4.

Прочитайте числа в порядке возрастания

(4, 7, 8.)

3. Задачи в стихах.

а) Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

Как вы узнали?

(5+2=7).

Правильно !

Сегодня мы узнаем название чисел при сложении.

– Будем учиться составлять , читать и записывать суммы.

Практическая работа.

Внимание на экран !

Какие книги стоят на первом месте?

(Красные.)
– Сколько их?
(3)
– Какие книги на втором месте?
(Синие.)
– Сколько их?
(2)
– Сколько всего книг?
(5)

– Сколько изображено книг в красных обложках?
(3 книги.)

Положите на парту слева столько же красных квадратов.

– Сколько книг в синих обложках?

(2 книги.)

Придвиньте к красным квадратам столько же синих квадратов.

– Сколько всего книг?

(5)

Сколько у вас квадратов на партах?

(5)

– Как получили число 5?

(К 3 прибавили 2.)

– Как называется число 3 при сложении?

(Первое слагаемое.)

– Как называется число 2 при сложении?

(Второе слагаемое.)

– Как называется число 5?

(Сумма.)

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Работа по учебнику. С86. Закрепление.

– Откройте учебник по закладке на с.86.
– Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке.
– Кто уже запомнил, как называются числа при сложении?

(Слагаемые. Сумма.)

Выражение 3+2=5

Можно прочитать по разному:

1) Первое слагаемое 3.

Второе слагаемое 2.

Сумма 5.

2) Сумма чисел3 и 2 равна 5.

Задание №1.

– Первое выражение читаю я! (С кружочками.)

Первое слагаемое – 4.

– Второе слагаемое – 2.

Сумма – 6.

Второе выражение (с треугольниками ) – читают мальчики.

– Третье выражение (с квадратиками ) – читают девочки.

Физкультминутка.

Работа в тетради. с.32, задание № 1.

Возьмите простой карандаш.

Подчеркните равенства, в которых пропущены слагаемые.

Первый столбик называю я.

6+1=7 (Подчеркиваем.)

5+1= (Здесь мы находим сумму) не подчеркиваем.

4+2=6 (Подчеркиваем.)

Вычислите. Вставьте пропущенные числа.

Второй и третий столбики– самостоятельно.

Проверяем с доской.

Кто выполнил без ошибок -поднимите руку ?

Задание № 2.

Запишите для каждого рисунка свое равенство.

Какое равенство составили к первому рисунку?

5+1=6

Какое равенство составили ко второму рисунку?

7-1=6

Составьте рассказы по рисункам.

Молодцы!

Работа с доской.

Внимание на экран.

Закрепление изученного.

Итог урока.

Тип урока – комбинированный:

а) повторение изученного;
б) объяснение нового материала;
в) межпредметная связь.

Место в теме – первый урок.

Использов. беседы, ИКТ, практическая работа.

Принципы-доступность, сознательность,(понимание учащимися изучаемого материала), наглядность, систематизирование и последовательность изучаемого материала.

Данный материал соответствует программе обучения.

Приложение.