Учебная цель: знать определение показательной функции у=ax и ее свойства в зависимости от значения основания a, уметь строить графики показательных функций в электронных таблицах, а также строить график показательной функции у=ax + b.
“Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям”. Л. Эйлер.
Ход урока
Учебный модуль | Учебный элемент | Время | Содержание учебного материала | Рекомендации учителя |
УМ 1 Организация начала занятия. Мотивация. |
УЭ 1 | 3 мин. | Цель: Подготовиться к успешному
выполнению заданий на уроке. Задание: Изучить тему “Показательная функция. Всем математикам присуща дерзость ума; математик не любит, когда ему о чём-то рассказывают, он хочет дойти до всего сам! Дерзайте и побеждайте! Удачи! |
|
УМ 2 Актуализация опорных знаний. |
УЭ 2 | 3 мин. | Цель: Проверить умение определять
свойства функции по графику. Задание: Выписать свойства функции по схеме. 1 вариант. 2 вариант. Контроль: Проверь работу по эталону. |
Самопроверка по слайду Оценка: 2 балла – без ошибок 1 балл – 1-2 ошибки 0 баллов – более 2 ошибок. |
УМ 3 Усвоение новых знаний. |
УЭ 3 | 10 мин. | Цель: Познакомится с определением и свойствами показательной функции. Задание: 1. Запиши определение на рабочий лист. 2. Выполни на компьютере построение графика функции f(x) =ax с помощью программы Мs Excel 2007 на отрезке [-3; 3] с шагом 0,5 для нахождения значений функции. I – вариант – для а = 2; II – вариант – для a = 1/2. 3. Запиши свойства функции на рабочий лист. Контроль: Проверь работу товарища по эталону. |
Взаимная проверка. Оценка: 2 балла – без ошибок 1 балл – 1-2 ошибки 0 баллов – более 2 ошибок. |
УМ 4 Первичная проверка понимания. |
УЭ 4 | 3 мин. | Цель: Проверить степень запоминания определения и свойств показательной функции. Блиц-опрос с помощью компьютера. Задание: На рабочем столе лежит файл с тестом. Открой и выполни тест. |
Работа на компьютере Оценка: Оценивает компьютер. |
УМ 5 Первичное закрепление. |
УЭ 5 | 3 мин. | Задание: Ответь на вопросы теста.
Запиши на рабочий лист номер правильного ответа. 1. Из предложенного списка функций, выбрать ту функцию, которая является показательной: 1) у = 2х; 2) у = х2; 3) у = 2х; 4) у = 2.Укажите возрастающую функцию. 1) 2) 3) 4) у = 10–х |
|
3.На каком рисунке изображен график
функции у=3x?
Контроль: Проверь себя по эталону. |
Самопроверка. Оценка: 2 балла – без ошибок 1 балл – 1ошибка 0 баллов – более 1 ошибок. |
|||
УМ 6 Закрепление новых знаний. |
УЭ 6 | 5 мин. | Цель: Выбери задание
соответствующее твоему уровню понимания и темпу
выполнения: Базовый уровень: №447, стр. 227. Повышенный уровень: №453, стр. 228. Контроль: Проверь свою работу, если возникнут сомнения, загляни в эталон. |
Самопроверка Оценка: 3 балла – без ошибок 2 балла – 1 ош. 1 балл – 2 ош. |
УМ 7 Исследовательская работа. |
УЭ 7 | 7 мин. | Цель: Изучив свойства графика показательной функции у=ax + b, определи D(y) и Е(y) без построения графика. |
Самопроверка. Верно – 2 балла Неверно – 0 баллов |
Задание: Выполни построение графика функции у=ax + b с помощью программы Excel на отрезке [-3; 3] с шагом 0,5 для нахождения значений функции. I вариант – для а=2; b=1, 2, -1, -2. II вариант – для a=1/2; b=1, 2, -1, -2. Изобрази схематически графики функций у=3 x + 2, у= 3 x -1,5, у=0,25 x + 2, у=0,25 x -1 Сделай вывод о изменении D(y) и Е(y). Запиши. |
Ответы по эталону. | |||
УМ 8 Самостоятельная работа. |
УЭ 8 | 7 мин | Цель: Выбери задание
соответствующее твоему уровню понимания и темпу
выполнения: Базовый уровень: № 446. |
|
Повышенный уровень: № 454. Творческий уровень: на карточке. Контроль: Оценивается учителем. Оценка: 5 баллов – без ошибок 4 балла – 1– ошибки |
Оценивается учителем. | |||
УМ 8 Подведение итогов урока. |
УЭ 9 | 3 мин. | Цель: Оценить результаты своей работы. Задание: 1. Вернись к началу урока. Оценка: 5 – 20-25 баллов В случае, если кол-во баллов ниже 13 тебе следует проработать эту тему еще раз. Вот и закончилась наша работа. Надеюсь, она была успешной. Доволен ли ты собой? Поделись мнением с педагогом. Запиши свои впечатления на рабочем листе. |
|
УМ 9 Информация о домашнем задании. |
УЭ 10 | 1 мин. | Цель: Уметь применять знания, полученные на уроке в разных ситуациях. Домашнее задание: 1. №445, 448. Повторение №483(а). |
Памятка для построения графиков в электронных таблицах.
Задание: построить график показательной функции у=2х на промежутке [-3;3] с шагом 0,5.
Алгоритм выполнения.
1. Открыть программу Ms Excell 2007.
2. Создать таблицу значений для графика.
х | -3 | -2,5 | ||||||||||||
у |
3. Заполнить остальные значения для х с помощью протягивания. Для этого выделить обе ячейки со значениями х, и взявшись за чёрный квадратик в нижнем правом углу, протянуть мышкой вправо, пока значения не достигнут числа 3.
4. Заполнить значения для у. Ввести в первую ячейку для значений у формулу у=2^x, но вместо х щёлкнуть по ячейке с первым значением для х (она содержит число -3). Нажать Enter. Таблица сама посчитала значение у.
Для заполнения остальных значений у протянем эту ячейку вправо до конца таблицы значений.
5. Вставить график. Выделить все значения у (нижнюю строку без названия).
Далее на верхней панели выбрать закладку Вставка – График.
6. Исправить полученный график, т.к. горизонтальная ось не соответствует нашим данным.
Нажать правую клавишу мыши на поле диаграммы и в контекстном меню выбрать пункт Выбрать данные. Нажать кнопку Изменить над окном Подписи горизонтальной оси.
7. Выделить диапазон значений координаты х и нажать несколько раз ОК.
8. Перенести ось ОУ в центр графика. Выделить горизонтальную ось и нажать правую клавишу мыши на ней. Далее выбрать Формат оси. Поставить точку напротив пункта по делениям и в в категории с номером указать цифру 7 (в седьмой по счёту отметке на оси в данном случае находится ноль) . Нажать Закрыть.
График готов.
Построение дополнительного графика к имеющемуся.
1. Добавить в таблицу значений дополнительную строчку для графика у2.
2. Ввести формулу в первую ячейку значений у2 (как в пункте 3, см. выше) и протянуть. Мы получили значения координаты у для нового графика у2.
3. Добавим график к уже имеющемуся. Выделим область графика к которому нужно добавить новый. Нажать правую клавишу мыши на поле диаграммы и в контекстном меню выбрать пункт Выбрать данные. Нажать на кнопку Добавить.
4. Далее заполнить нижнюю строчку полученными значениями у2.
График готов.