Интегрированный урок (алгебра + информатика) по теме "Показательная функция, ее свойства и график". 11-й класс

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии

Класс: 11


Учебная цель: знать определение показательной функции у=ax и ее свойства в зависимости от значения основания a, уметь строить графики показательных функций в электронных таблицах, а также строить график показательной функции у=ax + b.

“Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям”. Л. Эйлер.

Ход урока

Учебный модуль Учебный элемент Время Содержание учебного материала Рекомендации учителя
УМ 1

Организация начала занятия. Мотивация.

УЭ 1 3 мин. Цель: Подготовиться к успешному выполнению заданий на уроке.

Задание: Изучить тему “Показательная функция. Всем математикам присуща дерзость ума; математик не любит, когда ему о чём-то рассказывают, он хочет дойти до всего сам! Дерзайте и побеждайте! Удачи!

 
УМ 2

Актуализация опорных знаний.

УЭ 2 3 мин. Цель: Проверить умение определять свойства функции по графику.

Задание: Выписать свойства функции по схеме.

1 вариант.

img1.jpg (7964 bytes)

2 вариант.

img2.jpg (8200 bytes)

Контроль:

Проверь работу по эталону.

Самопроверка по слайду

Оценка:

2 балла – без ошибок

1 балл – 1-2 ошибки

0 баллов – более 2 ошибок.

УМ 3

Усвоение новых знаний.

УЭ 3 10 мин. Цель:

Познакомится с определением и свойствами показательной функции.

Задание:

1. Запиши определение на рабочий лист.

2. Выполни на компьютере построение графика функции f(x) =ax с помощью программы Мs Excel 2007 на отрезке [-3; 3] с шагом 0,5 для нахождения значений функции.

I – вариант – для а = 2;

II – вариант – для a = 1/2.

3. Запиши свойства функции на рабочий лист.

Контроль: Проверь работу товарища по эталону.

Взаимная проверка. Оценка:

2 балла – без ошибок

1 балл – 1-2 ошибки

0 баллов – более 2 ошибок.

УМ 4

Первичная проверка понимания.

УЭ 4 3 мин. Цель:

Проверить степень запоминания определения и свойств показательной функции.

Блиц-опрос с помощью компьютера.

Задание: На рабочем столе лежит файл с тестом. Открой и выполни тест.

Работа на компьютере

Оценка:

Оценивает компьютер.

УМ 5

Первичное закрепление.

УЭ 5 3 мин. Задание: Ответь на вопросы теста. Запиши на рабочий лист номер правильного ответа.

1. Из предложенного списка функций, выбрать ту функцию, которая является показательной:

1) у = 2х;

2) у = х2;

3) у = 2х;

4) у =

2.Укажите возрастающую функцию.

1)

2)

3)

4) у = 10х

 
3.На каком рисунке изображен график функции у=3x?

Контроль:

Проверь себя по эталону.

 

Самопроверка.

Оценка:

2 балла – без ошибок

1 балл – 1ошибка

0 баллов – более 1 ошибок.

УМ 6

Закрепление новых знаний.

УЭ 6 5 мин. Цель: Выбери задание соответствующее твоему уровню понимания и темпу выполнения:

Базовый уровень: №447, стр. 227. Повышенный уровень: №453, стр. 228.

Контроль: Проверь свою работу, если возникнут сомнения, загляни в эталон.

Самопроверка

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ош.

1 балл – 2 ош.

УМ 7

Исследовательская работа.

УЭ 7 7 мин. Цель:

Изучив свойства графика показательной функции у=ax + b, определи D(y) и Е(y) без построения графика.

Самопроверка.

Верно – 2 балла

Неверно – 0 баллов

Задание:

Выполни построение графика функции у=ax + b с помощью программы Excel на отрезке [-3; 3] с шагом 0,5 для нахождения значений функции.

I вариант – для а=2; b=1, 2, -1, -2.

II вариант – для a=1/2; b=1, 2, -1, -2.

Изобрази схематически графики функций

у=3 x + 2, у= 3 x -1,5, у=0,25 x + 2, у=0,25 x -1

Сделай вывод о изменении D(y) и Е(y). Запиши.

Ответы по эталону.
УМ 8

Самостоятельная

работа.

УЭ 8 7 мин Цель: Выбери задание соответствующее твоему уровню понимания и темпу выполнения:

Базовый уровень: № 446.

 
  Повышенный уровень: № 454.

Творческий уровень: на карточке.

Контроль: Оценивается учителем.

Оценка:

5 баллов – без ошибок
за дополнительную работу еще 5 баллов

4 балла – 1– ошибки
3 балла – 2 ошибки
2 балла – 3 ошибки
0 баллов – более 3 ошибок

Оценивается учителем.
УМ 8

Подведение итогов урока.

УЭ 9 3 мин. Цель:

Оценить результаты своей работы.

Задание:

1. Вернись к началу урока.
2. Посмотри, достиг ли ты цели.
3. Поставь все баллы в таблицу на рабочем листе.
4. Подсчитай сумму баллов.

Оценка:

5 – 20-25 баллов
4 – 17-19 баллов
3 – 13-16 баллов

В случае, если кол-во баллов ниже 13 тебе следует проработать эту тему еще раз.

Вот и закончилась наша работа. Надеюсь, она была успешной. Доволен ли ты собой? Поделись мнением с педагогом. Запиши свои впечатления на рабочем листе.

 
УМ 9

Информация о домашнем задании.

УЭ 10 1 мин. Цель:

Уметь применять знания, полученные на уроке в разных ситуациях.

Домашнее задание:

1. №445, 448.
2. Дополнительно, повышенный уровень №455.

Повторение №483(а).

 

Памятка для построения графиков в электронных таблицах.

Задание: построить график показательной функции у=2х на промежутке [-3;3] с шагом 0,5.

Алгоритм выполнения.

1. Открыть программу Ms Excell 2007.
2. Создать таблицу значений для графика.

х -3 -2,5
у

3. Заполнить остальные значения для х с помощью протягивания. Для этого выделить обе ячейки со значениями х, и взявшись за чёрный квадратик в нижнем правом углу, протянуть мышкой вправо, пока значения не достигнут числа 3.

4. Заполнить значения для у. Ввести в первую ячейку для значений у формулу у=2^x, но вместо х щёлкнуть по ячейке с первым значением для х (она содержит число -3). Нажать Enter. Таблица сама посчитала значение у.

Для заполнения остальных значений у протянем эту ячейку вправо до конца таблицы значений.

img6.jpg (3226 bytes)

5. Вставить график. Выделить все значения у (нижнюю строку без названия).

Далее на верхней панели выбрать закладку Вставка – График.

6. Исправить полученный график, т.к. горизонтальная ось не соответствует нашим данным.

Нажать правую клавишу мыши на поле диаграммы и в контекстном меню выбрать пункт Выбрать данные. Нажать кнопку Изменить над окном Подписи горизонтальной оси.

7. Выделить диапазон значений координаты х и нажать несколько раз ОК.

8. Перенести ось ОУ в центр графика. Выделить горизонтальную ось и нажать правую клавишу мыши на ней. Далее выбрать Формат оси. Поставить точку напротив пункта по делениям и в в категории с номером указать цифру 7 (в седьмой по счёту отметке на оси в данном случае находится ноль) . Нажать Закрыть.

График готов.

Построение дополнительного графика к имеющемуся.

1. Добавить в таблицу значений дополнительную строчку для графика у2.

2. Ввести формулу в первую ячейку значений у2 (как в пункте 3, см. выше) и протянуть. Мы получили значения координаты у для нового графика у2.

3. Добавим график к уже имеющемуся. Выделим область графика к которому нужно добавить новый. Нажать правую клавишу мыши на поле диаграммы и в контекстном меню выбрать пункт Выбрать данные. Нажать на кнопку Добавить.

4. Далее заполнить нижнюю строчку полученными значениями у2.

График готов.