Тема урока: "Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н"

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Познакомить со звонкими согласными звуками [н], [н] и с буквами Н, н.

Задачи урока.

1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [н], [н’] и обозначении их буквой н.

2) Развивать умение учащихся читать слоги, слова, предложения, навыки фонематического анализа слов, внимание, логическое мышление, умение обобщать.

3) Воспитывать культуру речевого общения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной; коммуникативной.

Оборудование: “Азбука в картинках”, учебник “Азбука” (с. 80), электронное приложение к “Азбуке”, тетрадь для письма на печатной основе “Мой алфавит” (1 ч.)

Ход урока

I этап. Подготовительный. (Подготовка к активной познавательной деятельности)

Задачи этапа.

1. Мобилизация детей к активной деятельности.

2. Формулировка темы урока.

1. Мобилизующее начало урока.

- Прочитайте слоги и слова (су, си, со, сы, осы, сам, сами).

- Что ещё написано? (“Сами с усами”. Дети отвечают, что это предложение и объясняют, почему они так думают)

Выделение звуков [н] [н’] по таблице из “Азбуки в картинках”. (Буквы закрыты)

- Хотите познакомиться с новой буквой?

- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки. Назовите предметы, изображённые на них. (Саксофон, контрабас, ноты, наушники, носорог)

- Какой звук вы слышите чаще? ([н])

- Что вы можете сказать о нём? (Согласный, твёрдый)

- Какой бусинкой отметим его на схеме? (Синей)

- Обратите внимание на слово “наушники”. Какой звук вам хочется выделить? [н’]

- Что вы скажете об этом звуке? (Согласный, мягкий)

- Какой бусинкой отметим его на схеме? (Зелёной)

- А раньше мы говорили про эти звуки? (ет)

2. Самостоятельное формулирование обучающимися темы урока.

- Кто знает, какой буквой на письме обозначают звуки [н], [н’]?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Звуки [н], [н’], буквы Н, н)

II этап. Открытие нового.

Задачи этапа.

1. Организация работы по решению учебной задачи с использованием электронного приложения к учебнику

2. Обобщение новых знаний о буквах Н, н.

3. Динамическая пауза.

4. Работа по учебнику.

5. Работа в тетради с печатной основой.

1. Выполнение упражнения из электронного приложения- составление схем слов кони, окуни, нос, насос (звуко-буквенный анализ слов с акцентом на твёрдость или мягкость согласного [н], [н’]).

2. Выделение звуков [н] и [н’], их сравнение и характеристика.

- Что общего в этих словах? (В словах есть звуки [н], [н’])

- Какой буквой можно обозначить эти звуки? (Буквой н )

- Верно. Давайте “откроем” эту букву. (Открываю буквы на плакате из (“Азбуки в картинках”)

- Но букв четыре. Почему? (Фронтальные ответы детей: 2 печатные - маленькая и большая; 2 письменные – заглавная и строчная)

- Для чего нужны заглавные буквы? (С заглавной буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…)

3. Динамическая пауза.

4. Работа по учебнику (стр. 80).

Соотнесение звуков [н]-[ н’] с буквой н.

- Что изобразил художник на рисунке? Почему? Какие звуки обозначает буква н? (Звуки [ н], [ н’] )

- Какой бусинкой обозначим звук [н] ,а какой [н’]?

Упражнение в чтении слогов, слов и предложений.

5. Упражнение в написании новой буквы.

- Молодцы, ребята! А сейчас посмотрите, как надо писать буквы.

Демонстрация слайда из электронного приложения с процессом печатания и написания Нн, графический анализ буквы.

Работа в тетради с печатной основой.

- Разгадаем загадки слов. (Чтение акрофонической записи слов нитки и нос)

- Обведём элементы буквы. (Копирование печатной и рукописной букв)

Написание слогов.

III этап. Итоговая рефлексия.

1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.

2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

Вопросы учителя:

1. Какую новую букву вы открыли? (Букву н)

2. Что вы узнали о букве н? (Что ею можно обозначить звуки [н], [ н’])

3. В какой ситуации будете применять новые знания?

4. Что было интересным для вас на уроке?

5. Чьи ответы на уроке вам понравились? Почему?

Литература

1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Азбука. М.: Просвещение 2012 (с приложением на электронном носителе).

2. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Уроки по обучению грамоте. М: Просвещение, 2012. 3. Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов. Мой алфавит. Прописи.1 класс. М.: Просвещение, 2012.