Цели и задачи работы:
- привлечение внимания учащихся к проблемам родного города;
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование навыков решения прикладных задач, показывающих необходимость математических знаний в повседневной жизни;
- повышение интереса учащихся к изучению математики на основе внедрения современных информационных технологий; позволяющих наглядно применить теоретические знания учащихся в практической деятельности.
Предлагаемые в данной работе материалы могут быть использованы при проведении серии интегрированных уроков математики и экологии.
Данные материалы можно применить и для индивидуальной работы учащихся, так как в них приведена необходимая дополнительная информация и решения всех задач.
Материалы оформлены в виде презентации (Приложение 1).
План
Экологическая обстановка в Москве. Причины загрязнения воздуха.
1) В любом мегаполисе с населением, превышающим 10 млн. чел., существуют проблемы окружающей среды. Москва как промышленный мегаполис не является исключением из общего правила.
Москва – город с высокой плотностью населения. Повышение благосостояния москвичей и неудобство городского транспорта привели к резкому увеличению числа личного автотранспорта на дорогах. Трудно представить себе человеческую цивилизацию без автомобиля. Уровень автомобилизации давно уже стал одним из основных показателей Экономического развития страны, качества жизни населения. Однако достижения научно – технического прогресса приносят людям не только пользу, но и вред. “За всё надо платить”, – говорит древняя мудрость.
Плата за автомобиль – наше здоровье, наша жизнь.
Врачи и экологи бьют тревогу:
Cлайд 2
2) Задача о выбросах загрязняющих веществ:
В Москве суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в год составляет 1,5-2,5 млн. тонн. 2/3 из них приходится на автотранспорт.
Cлайд 3
3) Основные источники загрязнения атмосферы в Москве:
Cлайд 4
Вывод: наибольшим загрязнителем воздуха в Москве является автомобильный транспорт.
4) Количество зарегистрированных автомобилей – 3890 тыс. автомобилей.
5) Задача о дне без автомобиля:
Городского департамента природопользования и охраны окружающей среды подсчитал: если бы горожане отказались от личных автомобилей на один день, то в городской воздух не попало бы около 2,7 тыс. вредных веществ, которые ежедневно поступают в атмосферу от выхлопов 3,7 млн. машин. Сколько вредных веществ выбрасывает в воздух один автомобиль?
Cлайд 5
2. Пути выхода.
“Одна из главных задач – развивать альтернативные виды транспорта, создавать условия, чтобы у москвичей появился выбор: пересесть на троллейбус, трамвай, велосипед или электромобиль".
Cлайд 6
Создание условий, чтобы у москвичей появился выбор: пересесть на троллейбус, трамвай, велосипед или электромобиль.
1) Задача о протяжённости выделенных полос:
Общая протяженность полос под автобусы в 2011 году составляла более 116 км.
В 2012 году в Москве функционировало 26 выделенных полос общей протяженностью 324,5 км. На сколько км увеличилась протяжённость выделенных полос?
Cлайд 7
2) Задача о скорости на выделенной полосе:
На ряде магистралей Москвы активно используются выделенные полосы.
По данным департамента транспорта:
а) по полосе на Волоколамском шоссе по маршруту от метро “Тушинская” до МКАД (открылась в 2009-м) скорость движения автобусов с 16,8 км/ч увеличилась на 20%.
б) на проспекте Андропова — от метро “Коломенская” до Каширского шоссе в область и в центр (открытие в 2010-м году) — с 18,9 км/ч увеличилась на 30%.
С какой скоростью двигаются автобусы по выделенной полосе?
Cлайд 8
3) Задача о штрафах.
За езду по выделенной полосе водителям грозил штраф в 300 рублей, а с 1 июля 2012 года — 3000 рублей. На сколько процентов возрос штраф для нарушителей?
Cлайд 9, 10
Развитие экологически чистого вида наземного транспорта.
1) Трамвай - самый экологичный вид наземного транспорта, “питающийся” чистой энергией (чище только велосипеды).
Cлайд 11
2) Задача о эффективном общественном транспорте:
Заполните таблицу, определив КЭИП для перечисленных видов общественного транспорта. Какой вывод можно сделать?
Cлайд 12, 13
3) Одна из причин пробок.
Cлайд 14, 15
4) Задача о закрытии трамвайных маршрутов:
Стоимость одного трамвайного вагона 6,5 млн. рублей, стоимость одного автобуса – 2,2 млн. рублей. Срок службы трамвайного вагона до 49 лет, а срок службы автобуса или троллейбуса до 15 лет. Чтобы заменить один трамвай требуется два автобуса. Выясните, выгодно ли городу закрывать трамвайные маршруты?
Cлайд 16
5) Задача о параде ретро трамваев (из истории самого экологичного транспорта):
К столетию трамвая Аннушка в Москве прошел парад ретро трамваев.
Протяжённость маршрута от Шаболовки до Чистых прудов 15 км. Возглавляла парад конка - предшественница трамвая. Вагон конки тянули по рельсам 4 лошади со скоростью 5 км/ч. Затем конку прицепили к вагону трамвая и со скоростью 45 км/ч процессия двинулась в обратный путь.
Найдите среднюю скорость движения трамваев на протяжении всего пути.
Cлайд 17
Развитие альтернативного вида транспорта
1) Для поддержки экологически чистого автономного электротранспорта разрабатывается специальная программа "Экополис".
Cлайд 18
2) Задача о стоимости пробега электромобиля:
Какова стоимость 1 км пробега машины на бензиновом двигателе,, если известно, что стоимость бензина 30 рублей за литр при расходе 8 литров на 100 км.
Найдите стоимость 1 км пробега на электромобиле, если она в 23 раза меньше, чем стоимость пробега на бензиновом двигателе. Какой вывод можно сделать?
Cлайд 19
3) Задача о количестве электрозаправок:
В сети электрозаправок, открытых в Москве в 2012 г. МОЭСК, 15 заправок - это заправки с малой мощностью: на зарядку автомобиля на них требуется 8-10 часов. Еще 10 станций - средней мощности: здесь приходится оставлять машину для электропитания на 4-5 часов. Оставшиеся 3 станции - высокой мощности: время зарядки составляет всего 20-30 минут.
Определите, какую часть всех открытых заправок составляют заправки средней мощности.
Cлайд 20, 21
Современное покрытие дорог.
1) При воздействии солнечных лучей на асфальт происходит сильное испарение углеводородов, что негативно сказывается на экологии города. Кроме того, асфальт впитывает солнечные лучи, что становится причиной существенного повышения ночных температур в городе летом.
Cлайд 22, 23, 24
2) Задача о тротуарной плитке.
В результате замены 1 млн. кв. м асфальтового покрытия на плиточное объём выбросов вредных веществ снижается на 665 т в год. Власти Москвы приняли решение выложить пешеходную зону в центре Москвы тротуарной плиткой. В целом планируется заменить на плитку 22 млн кв. м асфальта. На сколько чище станет воздух в Москве?
3) Задача о экономической выгоде тротуарной плитки.
Стоимость укладки 1 кв. м асфальта составляет 1,2 тыс руб. , а стоимость укладки 1 кв. м тротуарной плитки - 3,4 тыс руб. Срок службы асфальтового покрытия 6-7 лет, срок службы тротуарной плитки до 30 лет. Принесёт ли экономическую выгоду Москве замена асфальта плиткой?
В заключении следует отметить, что проведение подобных уроков
- показывает практическую значимость предмета "Математика",
- готовит учащихся к применению знаний при решении нестандартных задач,
- учит анализировать и делать соответствующие выводы,
- способствует формированию целостного представления о мире.