Семейный бюджет

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: Сформировать у воспитанников представление о «семейном бюджете».

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «бюджет», «доход» и «расход в семье».
  2. Помочь воспитанникам осознать социальную, практическую и личностную значимость, умения анализировать экономическое состояние семьи.
  3. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
  4. Воспитывать бережное отношение к материальным ценностям.

Ход занятия

Организационный момент.

-Добрый день и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон все наши родные.
Я смотрю на ваши лица:
Хорошо, отрадно мне.
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.

(1 слайд)

Тема нашего занятия: «Семейный бюджет»

Основная часть.

- Ребята сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. А какого вы мне после просмотра скажите.

(Просмотр Мультфильма «Муха-Цокотуха»)

- Все вы, конечно, узнали эти строчки из сказки К.Чуковского знакомой нам с самого детства.

(2слайд)

Сегодня ребята мы с вами покажем сказку про Муху-Цокотуху на новый лад и с ее помощью познакомимся с понятием «семейный бюджет», почувствуем себя в роли участника экономической жизни семьи, попробуем свои силы в составлении баланса доходов и расходов семьи.

И так, сказка начинается:

Жили-были бабушка и дедушка, отец, мама, старший брат Жужжик и малышки-мушата.

“Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец усталый после работы.

Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жига нового самоката.

-Так сказал отец. – Сейчас разберёмся. Только сидите тихо Жужжик, неси калькулятор, посчитаем.

(3слайд)

Ведущая:

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

(4 слайд)

Отец:

- Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т.е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек, – сообщил отец.

Ведущая

Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.

Дед и баба:

- Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Ведущая:

Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка и дедушка если они не работают?

Ответы детей:

(Бабушка и дедушка тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией).

Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

Ведущая:

- О каких деньгах говорил студент Жужжик? (О стипендии, которую платит в училище, пока студент не выучится и не станет зарабатывать).

Стипендия – это деньги, получаемые студентами за учебу.

-Наша малышка тоже получает денежки, и называются эти денежки пособие на ребёнка.

Ведущая:

И так ребята, что же такое доход: (обобщают вместе с детьми, делают вывод — определение) зарплата + стипендия + пенсия + пособие на ребенка = семейный доход

(5 лайд)

Отец:

- А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи.

Заработная плата – 1500 денежек.

Пенсия бабушки и дедушки – 600 денежек.

Стипендия Жужжика – 200 денежек.

Пособие на малышку – 200 денежек.

Итого: 2500 денежек

Мушата:

- Ура! Целых 2 тысячи 500 денежек! Можно купить несколько самокатов.

Ведущая:

- Как вы думаете, так ли это?

Мама взяла листок и написала “Расход”.

А сейчас я напишу слово расход , и мы с вами посчитаем сколько мы с вами тратим денег на нужды семьи.

(Перекладываются деньги с дохода на расход).

-У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это потрачу ещё 600 денежек.

Ведущая:

- И так на что я потрачу деньги общего семейного бюджета? - ответы детей.

Бабушка вмешалась:

- Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

- С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя Пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек.

Папа и сын Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать общественный транспорт, проезд на длинных рогатых гусеницах, чтобы добраться до места работы и учёбы. Я и это записала в листочек.

Мушата:

- Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдём? А ещё бабушка обещала купить книгу о компьютерах. А ещё нужны учебники по защите леса, братьям – альбомы по рисованию и цветные карандаши. Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе они собирались в театр. А Малышке на день рождения нужно купить куклу.

Отец:

- Все высказались? - Тогда подведём баланс. Посчитайте сколько истратили денег.

(6 слайд)

Мама:

Что такое баланс? Эти слова для вас новые? Посмотрите их значение. И как они правильно пишутся.

Баланс – это свод приходов и расходов.

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Бюджет – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.

Доход – это деньги, заработанные человеком, семьей.

Те денежки, которые мы писали на листочке, их сложили и получилось, что мы израсходовали 2000 денежек.

Мушата:

- Ура! Осталось ещё 500 “самокатных” денежек!

Мама:

- Это совсем не “ самокатные” денежки, это наши накопления, – заявил папа.

Накопления – это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем наши денежки на все необходимое.

- Я хочу дать вам совет, где взять лишние денежки.

Мушата:

- Где?

Мама:

- Вот сзади вас, малыши, кран, а из крана течёт вода, а вон в коридоре лампочка горит, хотя ещё и лучи солнца туда попадают. Но мы ведь платим за свет и за воду. Если мы будем экономить, то меньше будем платить за свет и воду. А как еще можно сэкономить деньги?

  1. Ремонт обуви своими руками.
  2. Ремонт одежды своими руками.
  3. Можно экономить электроэнергию.
  4. Отказ от курения и спиртного.
  5. Закаливание организма, занятие спортом, отказ от лекарств.
  6. Своевременное утепление окон, балкона, дверей, чтобы было тепло и не было трат на лекарства.
  7. Бережное использование личного имущества, беречь его от ненужного ремонта и покупки нового.
  8. Если летом потрудится в огороде то осенью можно сделать заготовки на зиму. Таким образом мы меньше потратим денег на продукты. Заготовка на зиму картошки, лука, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринадов.

Мама

- А на сэкономленные деньги мы сможем с вами купить самокат? Ответы детей.

А теперь мы с вами отдохнем и сделаем физминутку.

Физминутка (5 раз каждое упражнение)

Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.

А теперь мы с вами отдохнули и займемся практической работой, на которой закрепим полученные знания.

Практическая работа:

Задание №1.

Упражнение «Прочитай и расставь стрелки».

Источник дохода Оплата жилья
Оплата проезда
Содержания домашней аптечки
Предметы личной гигиены
Питание
Стипендия
Личное подсобное хозяйство
Хозяйственно-бытовые нужды
Пенсия
Заработная плата
Основные статьи расхода

(7 слайд проверки)

Задание №2.

Упражнение «Приобрети необходимые товары».

Карточки с товарами, купюры денег. Необходимо приобрести товары первой необходимости. (Анализ)

Задание №3.

«Собери пословицу».

Денежки, что голуби: где обживутся там и поведутся.

(8 слайд)

-Как вы это понимаете? Обоснуйте свой ответ.

Кто умеет правильно обращаться с деньгами экономить их там они и будут водится. А кто деньги тратит не думая следуя своим желаниям у того их никогда и не будет. Деньги появились вы их истратили на сладости, а на завтра хочется кушать, а денег нету. На что вы будите покупать продукты питания? Или будите сидеть голодными? Поэтому деньги нужно экономить, не покупать то, без чего можно обойтись.

Итог работы.

-Для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейного бюджета.

Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?

Прочитать учащимся определения по цепочке на доске. Мы будем продолжать говорить о семейном бюджете, учиться, как правильно его расходовать, как экономить деньги для того чтобы всегда было что покушать и одеть.

Все хорошо и дружно поработали, давайте встанем, повернемся друг к другу, улыбнемся на данный момент мы одна семья, возьмитесь за руки и образуйте замкнутый круг.

Ребята зачитывают стихотворения

1.
Ученье-свет, а не ученье - тьма.
Гласят пословицы слова
Я в школе – первым ученик,
Всегда в пятёрках мой дневник.

2.
С экономикой нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.

3.

Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.

4.

«Бизнес», «бартер» и «бюджет»,
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.

5.

Будем знания получать.
Капитал накопим.
И тебе, наш интернат.
Мы обязательно поможем!

(9 слайд)

Благодарю всех за занятие.

Вы все были очень активны и показали свои знания.

Всем спасибо.