Цель: Сформировать у воспитанников представление о «семейном бюджете».
Задачи:
- Познакомить с понятиями «бюджет», «доход» и «расход в семье».
- Помочь воспитанникам осознать социальную, практическую и личностную значимость, умения анализировать экономическое состояние семьи.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
- Воспитывать бережное отношение к материальным ценностям.
Ход занятия
Организационный момент.
-Добрый день и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон все наши родные.
Я смотрю на ваши лица:
Хорошо, отрадно мне.
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
(1 слайд)
Тема нашего занятия: «Семейный бюджет»
Основная часть.
- Ребята сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. А какого вы мне после просмотра скажите.
(Просмотр Мультфильма «Муха-Цокотуха»)
- Все вы, конечно, узнали эти строчки из сказки К.Чуковского знакомой нам с самого детства.
(2слайд)
Сегодня ребята мы с вами покажем сказку про Муху-Цокотуху на новый лад и с ее помощью познакомимся с понятием «семейный бюджет», почувствуем себя в роли участника экономической жизни семьи, попробуем свои силы в составлении баланса доходов и расходов семьи.
И так, сказка начинается:
Жили-были бабушка и дедушка, отец, мама, старший брат Жужжик и малышки-мушата.
“Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец усталый после работы.
Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жига нового самоката.
-Так сказал отец. – Сейчас разберёмся. Только сидите тихо Жужжик, неси калькулятор, посчитаем.
(3слайд)
Ведущая:
Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.
(4 слайд)
Отец:
- Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т.е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек, – сообщил отец.
Ведущая
Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.
Дед и баба:
- Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.
Ведущая:
Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка и дедушка если они не работают?
Ответы детей:
(Бабушка и дедушка тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией).
Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
Ведущая:
- О каких деньгах говорил студент Жужжик? (О стипендии, которую платит в училище, пока студент не выучится и не станет зарабатывать).
Стипендия – это деньги, получаемые студентами за учебу.
-Наша малышка тоже получает денежки, и называются эти денежки пособие на ребёнка.
Ведущая:
И так ребята, что же такое доход: (обобщают вместе с детьми, делают вывод — определение) зарплата + стипендия + пенсия + пособие на ребенка = семейный доход
(5 лайд)
Отец:
- А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи.
Заработная плата – 1500 денежек.
Пенсия бабушки и дедушки – 600 денежек.
Стипендия Жужжика – 200 денежек.
Пособие на малышку – 200 денежек.
Итого: 2500 денежек
Мушата:
- Ура! Целых 2 тысячи 500 денежек! Можно купить несколько самокатов.
Ведущая:
- Как вы думаете, так ли это?
Мама взяла листок и написала “Расход”.
А сейчас я напишу слово расход , и мы с вами посчитаем сколько мы с вами тратим денег на нужды семьи.
(Перекладываются деньги с дохода на расход).
-У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это потрачу ещё 600 денежек.
Ведущая:
- И так на что я потрачу деньги общего семейного бюджета? - ответы детей.
Бабушка вмешалась:
- Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
- С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя Пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек.
Папа и сын Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать общественный транспорт, проезд на длинных рогатых гусеницах, чтобы добраться до места работы и учёбы. Я и это записала в листочек.
Мушата:
- Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдём? А ещё бабушка обещала купить книгу о компьютерах. А ещё нужны учебники по защите леса, братьям – альбомы по рисованию и цветные карандаши. Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе они собирались в театр. А Малышке на день рождения нужно купить куклу.
Отец:
- Все высказались? - Тогда подведём баланс. Посчитайте сколько истратили денег.
(6 слайд)
Мама:
Что такое баланс? Эти слова для вас новые? Посмотрите их значение. И как они правильно пишутся.
Баланс – это свод приходов и расходов.
Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
Бюджет – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.
Доход – это деньги, заработанные человеком, семьей.
Те денежки, которые мы писали на листочке, их сложили и получилось, что мы израсходовали 2000 денежек.
Мушата:
- Ура! Осталось ещё 500 “самокатных” денежек!
Мама:
- Это совсем не “ самокатные” денежки, это наши накопления, – заявил папа.
Накопления – это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем наши денежки на все необходимое.
- Я хочу дать вам совет, где взять лишние денежки.
Мушата:
- Где?
Мама:
- Вот сзади вас, малыши, кран, а из крана течёт вода, а вон в коридоре лампочка горит, хотя ещё и лучи солнца туда попадают. Но мы ведь платим за свет и за воду. Если мы будем экономить, то меньше будем платить за свет и воду. А как еще можно сэкономить деньги?
- Ремонт обуви своими руками.
- Ремонт одежды своими руками.
- Можно экономить электроэнергию.
- Отказ от курения и спиртного.
- Закаливание организма, занятие спортом, отказ от лекарств.
- Своевременное утепление окон, балкона, дверей, чтобы было тепло и не было трат на лекарства.
- Бережное использование личного имущества, беречь его от ненужного ремонта и покупки нового.
- Если летом потрудится в огороде то осенью можно сделать заготовки на зиму. Таким образом мы меньше потратим денег на продукты. Заготовка на зиму картошки, лука, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринадов.
Мама
- А на сэкономленные деньги мы сможем с вами купить самокат? Ответы детей.
А теперь мы с вами отдохнем и сделаем физминутку.
Физминутка (5 раз каждое упражнение)
Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
А теперь мы с вами отдохнули и займемся практической работой, на которой закрепим полученные знания.
Практическая работа:
Задание №1.
Упражнение «Прочитай и расставь стрелки».
Источник дохода | Оплата жилья Оплата проезда Содержания домашней аптечки Предметы личной гигиены Питание Стипендия Личное подсобное хозяйство Хозяйственно-бытовые нужды Пенсия Заработная плата |
Основные статьи расхода |
(7 слайд проверки)
Задание №2.
Упражнение «Приобрети необходимые товары».
Карточки с товарами, купюры денег. Необходимо приобрести товары первой необходимости. (Анализ)
Задание №3.
«Собери пословицу».
Денежки, что голуби: где обживутся там и поведутся.
(8 слайд)
-Как вы это понимаете? Обоснуйте свой ответ.
Кто умеет правильно обращаться с деньгами экономить их там они и будут водится. А кто деньги тратит не думая следуя своим желаниям у того их никогда и не будет. Деньги появились вы их истратили на сладости, а на завтра хочется кушать, а денег нету. На что вы будите покупать продукты питания? Или будите сидеть голодными? Поэтому деньги нужно экономить, не покупать то, без чего можно обойтись.
Итог работы.
-Для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейного бюджета.
Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?
Прочитать учащимся определения по цепочке на доске. Мы будем продолжать говорить о семейном бюджете, учиться, как правильно его расходовать, как экономить деньги для того чтобы всегда было что покушать и одеть.
Все хорошо и дружно поработали, давайте встанем, повернемся друг к другу, улыбнемся на данный момент мы одна семья, возьмитесь за руки и образуйте замкнутый круг.
Ребята зачитывают стихотворения
1.
Ученье-свет, а не ученье - тьма.
Гласят пословицы слова
Я в школе – первым ученик,
Всегда в пятёрках мой дневник.
2.
С экономикой нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.
3.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
4.
«Бизнес», «бартер» и «бюджет»,
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
5.
Будем знания получать.
Капитал накопим.
И тебе, наш интернат.
Мы обязательно поможем!
(9 слайд)
Благодарю всех за занятие.
Вы все были очень активны и показали свои знания.
Всем спасибо.