Интегрированный урок (проектная деятельность + технология) по теме "Крестьянский быт"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Обобщить ранее полученные знания по теме “Труд и быт славян”.

2. Ознакомить с терминами “крестьяне”, “орудия труда”, “плетень”.

3. Познакомить с трудом крестьян и их детей.

4. Воспитывать любовь к России.

5. Прививать уважение к труду, к историческим истокам труда.

6. Выполнить аппликацию “Петух на плетне”.

7. Формировать умение работать самостоятельно, прилежно.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока.

1. Презентация. (Приложение 1)

2. Книги о быте русского народа.

3. Картинки и фотографии предметов русского быта.

4. Индивидуальные карточки с пословицами.

5. Цветной картон, гофрированная бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

1. Орг. момент. Слайд 1

2. Проблемная ситуация.

Ребята, урок начинаем с проблемной ситуации. Перед вами на карточках пословицы, которые нужно собрать и определить тему нашего урока. Слайд 2

Делу время - не руками махать.
Без труда – потехе час.
Поле пахать - не вынешь и рыбки из пруда.

Ученики: вывод – все пословицы о труде, значит тема урока “Труд наших предков”.

3. Рассказ учителя о труде крестьян.

- Ребята, скажите, славяне трудолюбивый народ?

- Что возделывали славяне?

- Каким орудием труда пользовались?

- Да, действительно, славяне были очень трудолюбивым народом.

Слайд 3

- А что создавалось трудом крестьян?

Слайд 4

Пока муж трудился на пашне или охотился, славянка занималась домашним хозяйством: готовила еду, носила воду, убирала своё жилище.

Слайд 5

Главным занятием славян были земледелие и скотоводство.

Слайд 6

Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот, птицу.

Основным занятием славян также было рыболовство, охота, бортничество (сбор меда).

- А чтобы дело лучше спорилось, славяне стали использовать орудия труда такие, как топор, мотыга, соха, борона – суковатка и заступ, которым взрыхляли почву.

Слайд 7

- А кто знает толкование словосочетания – орудия труда - ?

Слайд 8

4. Словарная работа

- Используя толковый словарь С.И.Ожегова, дети дают толкование словам:

Топор - насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.

Мотыга - ручное земледельческое орудие для рыхления, копки - металлический или каменный наконечник, насаженный под углом на длинную рукоятку.

Соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Борона - сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы.

- Ребята, а знаете ли вы, как называют человека, который занимается обработкой земли? (Крестьянин) Слайд 9

В словаре С.И.Ожегова:

- Крестьянин – тот, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледелец.

5. Рассказ учителя о труде крестьянских детей.

Слайд 10

- Детей приучали к работе не позднее, чем с семи лет, считая, “маленькое дело лучше большого безделья”. Человек, по мнению крестьян, может только тогда хорошо выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла с раннего детства.

Хозяйственные обязанности мальчиков в русской крестьянской семье.

С 6–7 лет у ребёнка появлялись хозяйственные обязанности. Мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу. В 6 лет им поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 лет – пасти лошадей, в 9-10 – бороновать, в 12 – пахать, а в 16-17 – косить.

Хозяйственные обязанности девочек.

Девочек приучали к труду раньше мальчиков. С 6 лет они садились уже за прялку, следили за цыплятами, с 7 лет учились вышивать, с 10 – должны были уметь мыть пол, посуду, гладить бельё, доить корову, ухаживать за младшими сестрами и братьями.

Поощрение детей родителями.

_ Ребята, как вы думаете, как поощряли раньше родители за такой нелёгкий труд своих детей?

Чаще всего поощрение было словестным и очень скромным. Сильно хвалить за работу было непринято, считалось, что этим можно было испортить ребёнка. Именно потому, что поощрения были скромные, детьми они очень ценились высоко.

6. Знакомство с крестьянским подворьем.

Слайд 11

- Крестьянские дети в основном находились на своем дворе, пока их родители трудились на поле. Здесь они и с малышами играли, и птицу кормили, и пряли, и вышивали. И их подворье было обнесено плетнём.

- А что такое плетень?

Плетень – один из самых важных оберегов, он защищал, не пускал во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, горшки, старые лапти для отпугивания злых сил. Делали плетень из веток ивы.

Слайд 12

- А знаете ли вы, во сколько начинался трудовой день крестьян?

- С первыми петухами. Часов – будильников раньше не было. Взлетал петух на плетень и сообщал своим криком начало нового рабочего дня.

7. Физкультминутка.

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту, плюх!

8. Символ петуха.

Слайд 13

- В старые времена петух – защитник дома, приносящий счастье, плодородие, защитник от пожаров. Петуха называли огненной птицей, фигурка имела цвет огня. Петуха устанавливали на крышах таких построек, которые имели большое значение – хлев, зернохранилище.

9. Выполнение практической работы.

Теперь мы подошли к практической работе, аппликация “Петух на плетне”.

Для выполнения практической работы необходимо поделиться на группы (по 2 человека). Один из вас будет делать плетень, другой – петуха и цветы.

Для выполнения работы вам каждому необходимо воспользоваться инструкционной картой.

Алгоритм изготовления изделия.

· Для фона – голубой матовый картон (половина формата А4).

. Для приклеивания деталей используйте клей ПВА.

Для петуха:

· Приготовить гофрированную бумагу – жёлтую, красную.

· Из желтой гофрированной бумаги вырежьте квадрат размером 15 * 15 см.

· Сомните его в форме овала – это и будет туловище петуха.

· Из красной гофрированной бумаги вырежьте полоски – это хвост петуха.

· Из красной гофрированной бумаги вырежьте детали гребешка, бородки, клювика.

· Красные полоски, скрюченные “жгутиком”, - лапки петуха.

· Наклейте глаз петуха.

Для изготовления плетня.

. Из коричневой бумаги вырежьте детали забора – плетня.

. Наклейте эти детали внизу картона.

Для изготовления цветов.

. Из желтой гофрированной бумаги вырежьте квадратики размером 2 * 2 см.

. Желтые квадратики сомните – это цветы, приклейте внизу фона, около плетня.

Окончательная обработка изделия.

. На плетне поместите петуха.

10. Вводный инструктаж.

Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила техники безопасности, которые вы будете соблюдать сегодня на уроке.

Давайте вспомним, как организовать своё рабочее место?

Как пользоваться ножницами, клеем?

11. Самостоятельная работа. (Во время работы звучит лёгкая классическая музыка.)

12. Подведение итогов урока.

Урок подходит к концу, и вы выполнили практическую задачу.

Давайте подведём итоги: Что вы нового узнали? Что вам запомнилось?

- Поместите свои работы на выставку.

Рисунок 1

На этом урок окончен. Спасибо за урок, ребята! Слайд 14

Литература

1. Костомаров Н.И. “ Домашняя жизнь и нравы великого русского народа”. - М.: Экономика, 1993.

2. Беляев И. Д. “ Крестьяне на Руси”. - 1868. Изд.1-е.

3. Учебник “Окружающий мир” под ред. Виноградовой Н.Ф.

4. Аппликации из природных материалов./ Н.В.Дубровская. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2010.

5. Толковый словарь под ред. Ожегова С.И.